Книги святых отцов и подвижников – это одно из самых великих сокровищ, которое есть на земле. Сделать это сокровище доступным для всех, кто жаждет духовного слова, – такова цель переводческого послушания.
Сестры изучают новогреческий и древнегреческий языки. Ими переведен «Пидалион» преподобного Никодима Святогорца, крупное собрание канонических постановлений Церкви, которое раньше не издавалось на русском языке.
Кроме того, сестры переводят с греческого языка книги известного современного старца, схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса), наставления которого наполнены духом древних святых отцов и могут принести большую пользу возрождающемуся русскому монашеству и всем, кто стремится вести серьезную духовную жизнь.
Книги, переведенные сестрами, можно найти на странице нашего издательства
Сестры также переводят с новогреческого языка беседы известного проповедника митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Церковь). Все переведенные беседы представлены на этой странице, следите за обновлениями.
Беседы митрополита Афанасия Лимассольского
Чудо, которое изменяет жизнь каждого человека.Чудо, которое изменяет жизнь каждого человека. Один мой друг-иеромонах поделился со мной пережитым духовным опытом. Он рассказал мне о том, что произошло с ним после того, как он приступил к служению своей первой Литургии. Он встал перед престолом в маленькой святогорской церквушке и дал начальный возглас: “Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков”. Как только он произнес этот возглас, в тот же миг, по благодати Божией, он в духе сподобился увидеть, как отверзлась кровля храма и как произнесенные им слова простерлись во веки веков. Он пережил в этот момент чувство вечности... | «Миром Господу помолимся...» Вторая беседа«Миром Господу помолимся...» Вторая беседа Когда Церковь призывает нас молиться «в мире», она призывает нас молиться «во Христе», в общении со Христом, ибо только во Христе мы обретаем подлинный душевный мир. Христос сказал: «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам». Христос дает мир не так, как мир дает, поскольку мир этого мира зависит от внешних обстоятельств. Если все вокруг меня, в семье, на работе хорошо, если денег у меня достаточно, со здоровьем нет проблем, тогда у меня все в порядке. Это мирской мир. Но болезни и другие несчастья разрушают такой мир, с изменениями обстоятельств его химера быстро исчезает. Как же нам помолиться в подлинном мире, во Христе? |
«О благостоянии святых Божиих церквей Господу помолимся».«О благостоянии святых Божиих церквей Господу помолимся». Беседа митр. Афанасия Лимассольского Когда я стал епископом на Кипре, то увидел, как дьявол воюет с Церковью. Свидетельствую перед вами, что самая жестокая брань дьявола — это брань против Церкви. В Церкви, за что ни возьмись ― исполняешь задуманное с пролитием пота и крови. Самое простое дело, например, напечатать маленькую брошюру, невозможно исполнить так, чтобы было "раз, и готово". Непременно возникнут всякие препятствия и затруднения; брошюру напечатают вкривь-вкось, задом наперед. Или хотим мы построить храм. Вы и представить себе не можете, со сколькими трудностями и искушениями нам придется столкнуться! Большая борьба, большое сопротивление ― и от самого дьявола, и от людей с немощной душой. Требуется большой подвиг и большая молитва о Церкви Божией, дабы она имела силу, крепость, «благостояние», могла исполнять свою миссию и возвещать слово Божие по всему миру. |
В храме люди находят то, чего больше нигде не найти. Четвертая беседаДумаю, наша эпоха как никогда нуждается в храмах. Почему? Потому что нынешнее время можно охарактеризовать как время всеобщей усталости. Наши души устают от множества вещей, которые мы ежедневно видим, слышим, с которыми соприкасаемся. Но главное, мы устаем из-за отсутствия в наших душах Бога. А в храме Божием пребывает благодать. Это место освящено. Входишь в храм и тотчас ощущаешь в нем нечто иное, некую иную атмосферу ― атмосферу присутствия Божия. Многие люди приходят в храм только лишь для того, чтобы посидеть здесь несколько минут, помолиться, успокоиться, умиротвориться. Как лодки и корабли в открытом море обуреваются волнами, и им нужны тихие гавани, чтобы бросить там якорь, запастись всем необходимым, починить какое-либо повреждение, так и современным людям необходимы храмы Божии. Храм Божий и есть гавань, в которой люди получают отдохновение. Здесь, в храме, они находят то, чего не найти ни в каком другом месте. |
Молитесь за епископа! Пятая беседаЕпископы, священники, диаконы ― все те, кто служит в Церкви, испытывают большую нужду в молитвах своих братьев. Поэтому Христос и заповедует молиться за тех, кто трудится на поле жатвы. Если сам ты не можешь пахать, не можешь сеять, не можешь жать ниву, то по крайней мере не бросай на поле камни и молись за тех 5–10 «ненормальных», которые работают на этом поле, помоги им своей молитвой. |
О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. Шестая беседа.Церковь молится «о граде сем, всяком граде», где совершается Божественная Литургия. Подобное прошение открывает тот нравственный принцип, какой Церковь прививает нам, верующим, — не быть равнодушными к месту, где мы живем. Ты не можешь сказать: «Этот город мне не нравится, почему я должен за него молиться? Провались он под землю, мне нет до него никакого дела». Как только мы поймем, что мир, в котором мы живем, есть творение Божие, и Бог создал его столь замечательным и прекрасным, желая показать нам Свою любовь, тогда мы полюбим этот мир, полюбим наш город и всё, что в нем, и будем молиться обо всем этом. Подобное чувство любви человек должен в себе взрастить. Оно не дает человеку оставаться безразличным к происходящему в его городе, стране, целом мире. |
Церковь всех обнимает своей молитвой. Седьмая беседа«О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся», ― ежедневно молится Церковь за Божественной Литургией. Мы — те самые «плавающие и путешествующие». Плавающие в пучине жития, среди бурь, ураганов и штормов. И наша задача — научиться встречать все постигающие нас трудности, как гласит одна святогорская пословица: «Чем проклинать море, научись лучше править кораблем». Мы ― и «недугующие» не только телесно, но и духовно. С этой точки зрения все мы больны, а потому нуждаемся в молитве Церкви, нуждаемся в том, чтобы благодать Божия исцелила нас, чтобы мы обрели духовное здравие и стали такими, какими нас создал Бог. Мы все ― «плененные», и потому молим Бога освободить нас от страстей и грехов — наихудшего рабства, наитяжелейшего плена, в котором оказывается заключена душа человека. |
Будем внимательны в общении с ближними. Восьмая беседаГосподь учит нас быть внимательными в общении с другими людьми и запрещает нам осуждать кого-либо. Мы не знаем, что происходит в душе ближнего, не знаем, что произойдет с ним и с нами в последний миг жизни. Ты — такой хороший, добродетельный и святой — можешь в последние минуты жизни упасть и погибнуть, а тот, кого ты сегодня осуждаешь и считаешь негодным человеком, преступником, лжецом, обманщиком, может покаяться и обрести спасение во Христе. |
Бог — утешение и надежда мира. Девятая беседа«В своей жизни мы часто бываем похожи на людей, очутившихся в морской пучине, и потому нуждаемся в том, чтобы Господь пожалел нас, исхитил нас из среды постигших нас трудностей, дал нам опору, сохранил нас Своей благодатью, спас нас. Хотя бы человек сам был виновен в постигших его бедах, если он взыщет Бога, призовет имя Господне, попросит Бога о помощи, то Бог не скажет ему: «Поделом тебе! Намотай себе на ус, чтобы в следующий раз быть умнее и такого не повторять». Нет, Бог, как Всеблагой Отец, утешает человека, выхватывает его из водоворота скорбей с большой любовью и заботой, берет в Свои объятия, ухаживает за ним, наподобие того, как врач ухаживает за больным». Беседа митрополита Афанасия Лимассольского |
Тревога ― не от Бога. Десятая беседаТревога ― не от Бога, как говорил преподобный Паисий Святогорец. Часто, когда его спрашивали, как понять, от Бога то или иное, он отвечал: «Если в твоей душе есть тревога, значит, с тобой не все в порядке, значит это не от Бога». Нам нужно выйти из состояния тревоги и беспокойства. Достичь этого мы сможем лишь тогда, когда скажем от всего сердца эти слова: «Тебе, Господи» — «в Твои руки, Господи, я предаю мою жизнь, мою работу, мой дом, моих детей, предаю всё». |
Христиане ― воины Церкви. Одиннадцатая беседаСтановясь членами Церкви, мы вступаем в ряды ее войска. Мы духовные воины и должны сражаться с противными силами, которые пытаются сокрушить дело Церкви. Как солдаты сражаются, рассыпавшись в цепи по месту боя, так и мы, христиане, ведем духовное сражение каждый на своем месте: один — на своей работе, другой — у себя дома, третий — в университете или школе, где угодно. |