Тревога ― не от Бога. Десятая беседа митрополита Афанасия Лимассольского о Божественной Литургии
С помощью Божией мы продолжаем разбирать текст Божественной Литургии. Сегодня мы рассмотрим последнее прошение мирной ектении, которое звучит так: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Иными словами, «после того как мы вспомнили и призвали на помощь Пресвятую, Пречистую, в высшей степени Благословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, а с Нею и всех святых, давайте предадим самих себя, друг друга и всю нашу жизнь Христу, Богу нашему».
Мы, православные христиане, питаем большую любовь к Божией Матери и святым. Святые — наши братья, такие же, как и мы, люди, угодившие Богу своей святой жизнью. Как при жизни они молились за нас, так продолжают молиться и сейчас, после своей телесной смерти, ведь они не умерли душой, их душа пребывает живой пред Богом. Святые молятся за нас, как и мы, бывает, молимся за другого человека. Например, кто-то обращается к нам с просьбой: «Нуждаюсь в твоих молитвах, у меня сейчас серьезные трудности и проблемы, большое дело, большая нужда», и мы откликаемся на просьбу, молимся за нашего ближнего. Подобным образом мы просим молитв у святых. Святые — наша помощь и поддержка. Очень важно знать, что на своем пути мы не одиноки, рядом с нами множество святых.
В Отечнике есть такой рассказ. Один монах был борим многими искушениями. Он пожаловался Богу:
— Господи, посмотри, какое множество у меня искушений, какая масса трудностей, сколько демонов борются со мной!
Бог известил некоего авву, который пришел к монаху и спросил его:
— Что с тобой, что ты жалуешься Богу?
— Множество искушений приходится мне терпеть, множество демонов ведут со мной брань.
И действительно, все было так, как он говорил. Авва попросил брата немного подождать и стал молиться. После молитвы он обратил его к западу, и они увидели толпу демонов, которые яростно бросались на них.
— Видишь этих демонов? Это те, которые ведут с тобой брань. Обратись теперь к востоку.
Они повернулись лицом к востоку и увидели великий сонм ангелов и святых, которые укрепляли брата в его брани.
— Видишь? Тех, которые тебе помогают и тебя укрепляют, намного больше тех, которые ведут с тобой брань.
Всем нам приходится сталкиваться в своей жизни с искушениями и скорбями. Но несомненно одно — благодать Божия, которая укрепляет подвизающегося человека, превосходит все искушения. А если мы падаем, это означает, что мы просто не молимся, не ищем Божией помощи, но пребываем в нерадении. Бог наделил человека свободой и не может нарушить ее, поэтому своим нерадением мы словно препятствуем Богу укрепить нас. Бог, стоит нам призвать Его на помощь, тотчас придет к нам и не даст нам подвергнуться искушениям, превосходящим наши силы.
На помощь к нам приходят и святые. И для нас важна не только помощь, которую мы получаем от них, но и сам пример их жизни. Без святых Евангелие оказалось бы большой и прекрасной теорией, не имеющей доказательств. Что служит доказательством тому, что все сказанное Христом — истина? Что служит доказательством всем тем обетованиям, какие Христос преподал нам в Евангелии? Истину евангельского учения нам доказывают святые.
Жизнь святых перед нами каждый миг. Сегодня мы празднуем память святителя Нектария Эгинского, нашего, можно сказать, современника — святого XX-го века. Когда в 1977 году я впервые приехал в монастырь Святой Троицы на острове Эгина, то познакомился с двумя-тремя монахинями, которые застали святителя Нектария в живых и которых он постриг в монашество. Представьте: святитель Нектарий почил в 1920 году, я ездил на Эгину в 1977 году, значит, по смерти святителя прошло целых 57 лет. И эти старушки-монахини хорошо помнили святого Нектария и называли его «наш Владыка».
То же самое можно сказать и о преподобном Арсении Каппадокийском, память которого мы празднуем завтра. Я знал людей из его села, которые его хорошо помнили. Однажды старец Паисий Святогорец попросил меня встретить в аэропорту одного человека, который был родом из Фарас, того самого села, где жил и нес свое священническое служение преподобный Арсений. Этот фарасиот был двадцатилетним молодым человеком, когда уехал из Малой Азии, и, хотя с тех пор прошло уже полвека, он очень хорошо помнил преподобного Арсения.
Все эти святые были, можно сказать, нашими современниками, в своей жизни они совершали великие подвиги. Нередко мы спрашиваем: почему святые могли так подвизаться? Откуда столько огня в их душах? Ведь и они были обычными людьми, не духами, не сверхчеловеками. И однако у них получалось подвизаться. Почему? Потому что они этого хотели, они просили помощи Божией, и Бог укреплял их. Почему же мы отговариваемся тем, что мы будто бы не можем, что нам не выдержать и так далее? Можем подвизаться и мы, в меру нашей веры и любви к Богу.
Из жития святителя Нектария вам известно, сколько клевет, гонений, скорбей и трудностей ему пришлось перенести. Очевидно, Благой Бог так много прославил этого святого по той причине, что в наше время люди освящаются не великими аскетическими подвигами, какими просияли древние отцы-пустынники, но терпением повседневных трудностей, испытаний, клевет, скорбей и тому подобного. Слава Богу, все это у каждого из нас есть в достаточном количестве и, похоже, никогда не умалится. Нужно только правильно ко всему этому отнестись и все это употребить во спасение, как поступил святитель Нектарий, который встречал искушения духовно, с величайшим терпением.
Святитель Нектарий многим был ненавистен, его считали порочным, мошенником, лжецом. В житии описан случай, когда святитель вышел для проповеди, а находившиеся в храме начали его освистывать и не дали ему ничего сказать. В другой раз во время проповеди в него стали бросать помидорами. Представьте, какое унижение ему пришлось пережить! Отовсюду гонимый и всеми презираемый, он иногда по нескольку дней не имел, что поесть. А теперь мы почитаем его как великого святителя.
Его, уже больного старца, обвиняли в сожительстве с монахинями, так что Афинская архиепископия послала на Эгину в Троицкий монастырь специальную комиссию для следствия и суда над святителем. Все это было попущено Богом для того, чтобы Его верный раб был испытан. Дошли до того, что из монастырского колодца выкачали воду, чтобы на дне найти кости младенцев, которых святитель якобы прижил с монахинями и бросил в колодец, желая скрыть свой грех. Видя, что святитель молча смотрит на происходящее и не пытается никак себя защитить перед следователями, монахини просили:
— Отче, скажи им хоть что-нибудь! Скажи, что все это — ложь.
— Пусть скажет Бог. Оставьте их. — Ответил святитель.
И Бог действительно сказал, но уже после смерти святого. Святитель умер, гонимый и оклеветанный. И первое чудо — исцеление парализованного — произошло в самый час его смерти. А после этого от его мощей и по молитвам к святому произошли тысячи чудес. Когда я был на Эгине, мне говорили, что уже тогда записано свыше 25 тысяч чудес. Это было в 1977 году. Представьте, сколько записей прибавилось за все эти годы!
Ежедневно Церковь отмечает память преподобных, мучеников, апостолов. Жизнь каждого из них перед нами. Мы черпаем силы, читая их жития, исполняемся терпения. Мы видим, что все они освятились не сидя на канапе или развалившись в кресле. Нет, они подвизались, каждый на своем месте. От младенцев до столетних старцев. Перед нами бесчисленный сонм святых, а превыше всех — Пресвятая Богородица, Которую Христос даровал нам как некий драгоценный дар. Свою Мать Он сделал матерью всего мира. Верю, что всякий призывающий Матерь Божию получает от Нее помощь и силу, потому что Она —Предстательница и Ходатаица за весь мир.
Вспомните, что сказал Божией Матери праведный Симеон, когда взял на руки Младенца Христа, принесенного в Иерусалимский храм на сороковой день по рождении. Он не сказал: «Поздравляю! Какого замечательного младенца Ты родила! Пусть растет большим и здоровым!», как обычно говорим мы, поздравляя с новорожденным. Главными словами праведного Симеона были следующие: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Что подразумевается под словом «оружие»? В греческом языке это слово означает большой меч, имеющий острое лезвие с двух сторон. Вот такой страшный обоюдоострый меч должен был пройти сквозь душу Богородицы.
Рассуждающему по-мирски может казаться, что Христос должен был уберечь Свою Мать от скорбей и трудностей: уж кто-кто, а Божия Матерь должна была быть счастливой и радостной. Однако Господь не избавил Ее от скорбей, Ее душу прошел меч, как говорит Евангелие. И вся жизнь Богородицы была полна скорбей и гонений, апогеем которых стало распятие Христа, Ее участие в тайне креста Господня, когда Она присутствовала при распятии Своего Божественного Сына.
Божия Матерь служит для нас примером жизни, примером терпения, выдержки, смирения. Вы сами видите, что на страницах Евангелия Богородица появляется лишь несколько раз и произносит лишь несколько слов. Она не хвалится и не кичится тем, что Она — Матерь Христа. Она словно бы теряется между евангельскими повествованиями, для того чтобы научить нас смирению, молитве, упованию на Бога. Вместе с Богородицей этому нас учат и все святые.
Итак, на Литургии, за первой же ектенией, мы призываем на помощь Божию Матерь и всех святых, просим их ходатайствовать и молиться о нас, быть нам поддержкой, укреплять нас.
Затем диакон возглашает: «...сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Давайте предадим самих себя и друг друга, и всю нашу жизнь Христу, Богу нашему.
«Предадим» — представьте, я снимаю со своих плеч груз и передаю его кому-то другому.
«Сами себе» — то есть себя и всё, что касается нас: наше здоровье, материальное положение, наши дела, весь груз нашего «я».
«И друг друга» — и всех других людей. Мы каждый день думаем: а что будет с миром? что будет с нашими ближними? Мы постоянно беспокоимся — за наших детей, за родителей, за работу. Так вот, всё, что нас окружает, — «и весь живот наш», то есть всю нашу жизнь — мы должны предать Христу.
Это не означает, что мы станем ко всему безразличными или бесчувственными: мы, мол, всё передали Христу, дело кончено. Предать всё Христу не значит сложить с себя ответственность, избежать борьбы. Для того чтобы ввериться Богу, требуется духовная отвага и доверие Промыслу Божию. Ты делаешь то, что можешь, — спокойно, просто, хорошо, смиренно, без тревоги и смятения, без расстройства и переживаний — и всё предаешь в руки Божии. Не бойся, предай всё в руки Божии. Всё: и себя, и окружающих, и семью, и работу, и детей, и материальное благополучие, и здоровье, и даже свою смерть. Как быть человеку, который тяжело болеет и видит приближающуюся смерть? С доверием к Богу предать себя в руки Божии. Наподобие того, как маленький ребенок отдает себя в объятия матери. Мать обнимает малыша, и ребенок чувствует себя в ее объятиях защищенным, чувствует огромное утешение. Тем более чувство защищенности сопровождает человека, который отдает себя в объятия Христа.
В ответ на слова диакона народ отвечает: «Тебе, Господи».
Если мы научимся всё в своей жизни предавать в руки Божии, тогда обретем совершенный мир, освободимся от нескончаемых тревог и переживаний: «Ах, что будет?! Ах, как быть?!» Этим тревогам и переживаниям нет конца и края. Успокойся же, обрети душевный мир. Пусть всё будет не так, как хочешь ты. Отсеки хоть в чем-то свою волю, пусть всё будет так, как позволит Господь. Сделай, что можешь, чтобы совесть тебя не упрекала, и будь спокоен.
На меня производило большое впечатление, как вели себя старцы, которых мы знали на Святой Горе, и в первую очередь наш старец Иосиф, когда мы прибегали к ним, полные тревоги и переживания из-за какой-то проблемы:
— Геронда, что теперь будет? Как нам быть? Что делать?
— Послушай, чадо. Ничего не будет. Будет лишь то, что попустит Бог. Ни больше того, ни меньше. Будем иметь доверие Богу.
— Но ведь...
— Никаких «но ведь». Если Бог попустит, чтобы всё погибло, всё погибнет. Если Бог попустит, чтобы всё взлетело на воздух, всё взлетит. Если же Он ничего такого не попустит, то ничего и не произойдет. Ты что не доверяешь Богу?
Если я верю в то, что Господь все видит и знает обо всем происходящем, тогда, даже если произойдет мировая катастрофа, моя душа будет исполнена мира. Как говорится в одном из псалмов: если небо столкнется с землей, и тогда душа моя не придет в смятение, ибо Ты со мною.
Пусть мы грешные и треокаянные, но если мы грешим не с холодным расчетом, если грех вызывает у нас скорбь, сокрушение, душевную боль, если мы любим Бога и стремимся к Нему, то в таком случае мы можем иметь в своей душе мир. Мы не впадаем в состояние смятения, душевного стресса, которое сотрясает душу и является бесовским делом. Да, я буду сожалеть о своем грехе. Но одно дело — сожалеть и болезновать о грехе, имея при этом в своем сердце мир Божий, и другое дело — тревожиться, волноваться, быть погруженным во мрак. Есть разница между тем и другим. Как говорил преподобный Паисий Святогорец, тревога не от Бога. Часто, когда его спрашивали, как понять, от Бога то или иное, он отвечал: «Если в этом есть тревога, это не от Бога». Если в твоей душе есть тревога, значит, с тобой не все в порядке.
По себе скажу: чувствуешь себя тяжело, когда находишься в доме, где люди исполнены внутреннего напряжения. При малейшем твоем движении тотчас с их стороны следует беспокойство:
— Вы что-то хотите?
— Нет, ничего не хочу.
Стоит тебе пошевельнуться, тотчас вопрос:
— Что-то нужно?
— Нет, ничего не нужно, я просто оглядел комнату.
Повернешь голову в сторону, сразу вопрос:
— Столик в пыли?
— Нет, он совершенно чистый.
Самое лучшее — когда во взаимоотношениях царит простота, тогда ты чувствуешь себя свободно.
— Хочешь есть?
— Нет.
Нет так нет, вопрос закрыт. Не нужно проводить целое следствие, пытаясь отгадать, о чем думает твой ближний, чего он хочет, зачем он пошевелился или вздохнул. В результате подобных «следствий» у человека часто возникают иллюзии. Я сталкиваюсь с этим на исповеди. Приходит человек и начинает:
— Я опоздал?
— Нет, ты не опоздал.
— Просто я вижу, что вы ожидаете меня с беспокойством.
— Все в порядке, я не беспокоюсь.
Чуть пошевелишься:
— Вы хотите, чтобы я поскорее ушел?
— Успокойся и исповедуйся.
Стоит тебе на секунду закрыть глаза, как слышишь:
— Вы спите?
— Нет, не сплю. Просто чуть-чуть прикрыл глаза.
Думаю, вам приходилось сталкиваться с подобными «трудными» людьми. Трудно не только вам, но в тысячу раз труднее им самим.
Успокойся же, будь свободен!
На Святой Горе был один старчик. Когда его спрашивали: «Отец, когда построен этот монастырь?», он отвечал:
— Не знаю точно, но наверняка это было еще до Христа.
Тем самым он хотел сказать, что монастырь древний.
— Да что ты, отец, такое говоришь! Разве до Христа могли быть монастыри? Всё же появилось после Христа!
— До Христа, — повторял он совершенно невозмутимо, нисколько не смущаясь от замечания, — до Христа... Другие монастыри выстроены после Христа, а наш более древний.
Другой случай. Был у нас один монах, простой по характеру. Как-то раз принесли нам угощение. Я не стал пить воду. Тогда этот отец обратился ко мне:
— Не будете пить воду? Ничего страшного. Ее выпью я.
Вот так. Спокойно и легко.
Что я хочу сказать, приводя эти примеры? То, что все эти старчики были духовно свободными, всё у них было с простотой, всякая тревога была им совершенна чужда.
Нам нужно выйти из состояния тревоги и беспокойства. Достичь этого мы сможем лишь тогда, когда скажем от всего сердца эти слова: «Тебе, Господи» — «в Твои руки, Господи, я предаю мою жизнь, мою работу, мой дом, моих детей, предаю всё».
Преподобный Софроний Эссекский за несколько дней до своей кончины сказал: «Всё, что я должен был сказать, я сказал. Всё, что я должен был написать, я написал. Всё, что я должен был сделать, я сделал. Закончилась моя жизнь, я чувствую, что должен уйти». Видите, какой душевный покой был у этого святого человека. Такой же покой должен быть и у нас. Хотя бы в час смерти скажем: «Мы в руках Господних». Переход в иную жизнь должен происходить в мире.
Тревога и стресс губят наше настоящее негативными воспоминаниями о прошлом и беспокойством о будущем. Освободимся от своих страхов и тревог, и тогда мы будем ощущать себя действительно прекрасно в настоящую минуту. Делай то, что принадлежит сегодняшнему дню, и оставь все прочее на завтра.
Большой урок, полученный нами на первых шагах нашей монашеской жизни, был следующий: не беспокойся о завтрашнем дне. Например, у тебя появляется помысел: интересно, старец сделает меня иеромонахом? Приходишь ты к старцу Иосифу и открываешь ему свой помысел. Старец на подобные вещи не отвечал «да» или «нет», он говорил: «Чадо, что такое ты говоришь? Ты уверен, что доживешь до завтра? Если доживешь, тогда и поговорим. Живи сегодняшним днем. Сегодня ты новоначальный послушник, ты живешь здесь, исполняешь порученную тебе работу. Завтрашний день не в наших руках. Интересуйся не завтрашним днем, а сегодняшним, и предавай его Христу. А когда у тебя появляются искушающие помыслы о завтрашнем дне, отвечай им, что завтра — в руках Божиих. Пусть всё будет так, как хочет Бог».
Это — урок для христиан нашего времени. Если нам удастся «самих себя и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предать», то мы приобретем мир и будем наслаждаться нашей повседневной жизнью. Наша земная жизнь станет тогда поистине прекрасной.