«Чрезвычайно важно, чтобы в монастыре звучало слово духовного отца, такое слово, которое исходит из глубин сердца, является плодом опыта и рождается из молитвы», – говорит один современный старец. Эта рубрика полностью посвящена духовному слову – беседам духовника нашей обители схиархимандрита Авраама. Начав в 1994 году возрождение обители, он регулярно проводил беседы для сестер и мирян. И эти беседы стали фундаментом, на котором созидалась жизнь обители и ее прихожан. Отец Авраам доныне является духовным отцом нашего сестринства, а также братства Свято-Косьминской мужской пустыни в д. Костылева Верхотурского района. Храмы монастыря, иконописная и вышивальная мастерские, церковно-исторический и греко-славянский кабинет – изначально все созидалось под его водительством. Но по-прежнему дороже всего для нас живое духовное слово батюшки – о нашей православной вере, в которой единственная истинная жизнь, о непреходящей ценности Евангелия, о живительном покаянии и духовной радости – обо всем, что является жизненно важным для каждого христианина и монаха.
Проповеди отца Авраама
«Вот все мое золото», ― так говорил о Евангелии игумен Андрей (Машков), наставник нашего духовника о.Авраама. Для всякого истинного христианина Евангелие — это та книга, которую он каждый раз переживает по-новому, воспринимает слово Божие как обращенное к нему лично. И потому Евангелие для него ― дороже всех сокровищ, "паче тысящ злата и сребра" (дороже тысяч золота и серебра), как говорится в псалме. Уже более двадцати лет о.Авраам произносит глубокие, интересные и очень жизненные проповеди на Евангелие, которые бережно собраны по тематическим папкам.
Беседы отца Авраама
Непобедимое оружиеТема сегодняшней беседы — степени Иисусовой молитвы. Непрестанная покаянная молитва — сильнейшее средство в борьбе с грехом, но оттого, что мы не различаем степеней молитвенного развития, у нас бывают ошибки, приводящие иногда из-за нашей неопытности к серьезным последствиям. Молитва, как известно, делится на три степени: устную, умную и сердечную. Это самое первое, так сказать, элементарное деление. Святитель Игнатий (Брянчанинов), многоопытный подвижник, справедливо разделяет устную молитву еще на два вида: на собственно устную — произносимую устами беззвучно и гласную — произносимую в голос. |
«Будешь готов к любым испытаниям, если…»
|
Всемогущее средство против обид«Как часто мы обижаем ближних и обижаемся сами. Сказали нам обидное слово? Вместо того чтобы промолчать, помолиться и таким образом успокоиться, мы считаем, что обязательно должны что-то сказать в ответ. На обиду мы отвечаем обидой, на замечание ― замечанием; гневаемся, подбираем какие-то колкие слова, стараемся уязвить ближнего. Так возникает спор, ссора, зарождается взаимная вражда, которая может продолжаться днями, месяцами, а иногда и годами. Как же нам научиться и самим не обижать, и вести себя правильно, если нас обидят?» |
«Читай правило апостола Павла!», или Несколько вопросов и ответов об Иисусовой молитве«Когда меня спрашивают, какое правило читать, я иногда отвечаю: «Читай правило апостола Павла». Они удивляются: «Какое это правило?!» Я говорю: «Непрестанно молитесь…». Можно ли молиться за других людей? Какое правило нужно читать мирянину? Как молиться тяжелобольному человеку? Допустимо ли молиться своими словами? На эти и многие другие вопросы мирян о Иисусовой молитве и духовной жизни отвечает схиархимандрит Авраам. |
Внимание – душа молитвы«Можно привести много самых уважительных причин того, что у нас нет при молитве внимания, но все они не имеют значения. Как бы голодный человек ни убеждал себя в том, что он не может поесть по серьезной причине – пока он не утолит свой голод, никакие доводы ему не помогут. То же самое в отношении душевного голода. Пока мы свою душу не насытим Божественной благодатью, она не сможет успокоиться. Она будет искать пищи во грехе, но такая пища не насыщает. Блудный сын из евангельской притчи мечтал насытить свое чрево рожцами — и не мог, потому что грехом душу насытить невозможно. Душа насыщается только благодатью». |
Молитва Иисусова в миру«Миряне так же, как и монашествующие, должны бороться с грехом. Всевозможные обстоятельства: занятость, или работа, которая постоянно занимает ум, или нехватка времени, или утомление — никак не могут быть препятствием к Иисусовой молитве. Это все равно что сказать, что человек, живущий в миру, несвободен: мол, есть свободные люди — монахи, а есть несвободные — миряне, порабощенные своими земными заботами. Это не так. Человек внутренне всегда свободен». |
Евангельское учение о молитве«Искать духоносных старцев я бы не советовал. Найдите просто здравомыслящего, трезвого священника, с опытом, желательно, имеющего понятие о святоотеческом учении. И неважно, что человек не говорит высоких слов, например, не призывает на словах стремиться к Царствию Небесному. Если, допустим, нас научат бороться с гневом, унынием, другими страстями, то хотя бы нам не говорили таких слов – Царствие Небесное – все равно ясно, что этим самым нас готовят к Царству Небесному. Кроме того, мы должны читать святоотеческую литературу. Сейчас трудно найти человека, подобного древним отцам, например, как преподобные Антоний Великий, или Макарий Великий, или Симеон Новый Богослов. Но они оставили нам свои книги! И этими книгами мы должны руководствоваться». |
«Миленький ангелочек» или «пламень огненный»?
|
Об обыденном взгляде на вещи, или Как научиться видеть чудесаНаша жизнь течет своим чередом, и кажется, что в ней не происходит ничего особенного — ни чудес, как во времена Спасителя, ни явлений Божественной или диавольской силы. Но так ли это? Об опасности обыденного взгляда на действительность рассуждает духовник нашей обители, схиархимандрит Авраам. |
Об опьянении страстями, или Как приобрести духовную трезвость«В православной традиции борьбу с помыслами принято называть трезвением. Это слово наводит на мысль о том, что есть противоположное состояние — некое опьянение от действия страстей. Конечно, это образное выражение, но страсти, действительно, опьяняют человека, так что он ведет себя, словно под действием наркотического вещества». |
Человек – это звучит гордо?«Почти все мы выросли в неправославной среде, выросли в той культуре, где гордость воспитывается и поощряется. Все мы впитали в себя идеологию, которая выражена крылатой фразой «Человек — это звучит гордо!» И поэтому, как ни странно, именно эту глубинную и опаснейшую страсть мы замечаем в себе меньше всего». Беседа схиархимандрита Авраама. |
Без терпения нет спасения«Представьте, что кто-то собрался строить дом. Начал создавать план: потратил много времени, денег, сил, и результат налицо — прекрасно продуманный, рассчитанный проект. «Ну, — думает человек, — теперь всё пойдет как по маслу, скоро буду жить в новом доме». Но вот начинается стройка, и он видит, что главная работа еще впереди. Он видит, что та прекрасная усадьба, которая уже существует у него на бумаге, в реальности появится не так скоро, и у него опускаются руки: «Да ну его, этот дом. Буду жить в сарае». Смешно? Странно? А ведь в духовной жизни мы поступаем совершенно так же». |
Путь истинной мудрости«Мне, как священнику, иногда приходится слышать такие рассуждения: «И Евангелие, и святые отцы говорят о том, что человеку надо прежде всего стяжать простоту, а мудрость — это не для всех». Но ведь Спаситель всем заповедал: Будьте мудры, как змии. Значит, мудрым должен быть всякий христианин. Другое дело, что он должен быть не просто мудр, а мудр по-евангельски. В чем же состоит настоящая христианская мудрость?» |
«Око лукаво», Или о причинах духовной близорукости«Нам кажется, что если у нас есть зрение, значит, мы видим вещи такими, какие они есть на самом деле. Однако это не так. Мы зачастую даже не осознаём, насколько искаженно смотрим на действительность. Некоторые вещи кажутся нам совершенно очевидными, и когда с нами кто-то пытается спорить, мы кипятимся: «Вы что? Ничего не понимаете, что ли?!» Человек, поддавшийся той или иной страсти: гордости, гневу, зависти, видит все до такой степени превратно, что иногда не замечает очевидного, и, наоборот, воспринимает как реальность нечто несуществующее». Беседа духовника обители схиархимандрита Авраама. |
О нашей привычке оправдываться«Все мы любим оправдываться. Например, люди, которые отличаются гневливым характером, часто грубят другим, в ответ на замечание могут сказать: «Я не могу не сердиться — меня родители плохо воспитали». Или: «У меня такой характер, с этим уже ничего не поделать». Или даже: «Кто грубит? Я?! Это неправда, я со всеми всегда общаюсь очень вежливо и культурно…». |
Бояться ли злых духов?«Иногда бывает, что в искушении виноваты мы сами, а вину сваливаем на демонов. Все помнят историю из Отечника о том, как некий монах в Страстную пятницу жарил в келье яйцо на свечке. А когда игумен застал его за этим занятием и монах начал оправдываться: меня-де бес искусил, то демон из угла закричал: «Не верь ему, отче, я сам дивлюсь его лукавству!» С другой стороны, недооценивать влияния демонов на наши мысли и поступки никак нельзя. Это влияние гораздо больше, чем многие привыкли думать». Отец Авраам отвечает на вопросы о том, как христианин должен относиться к злым духам и их участию в нашей жизни. |
Еще раз об ИНН и кончине мира«Мы много говорим о кончине мира, но не делаем, казалось бы, простого вывода: когда бы она ни наступила, к этому моменту надо быть готовым и нужно знать, как к нему готовиться. Если мы не внимаем себе, не очищаем свое сердце, то как раз и можем оказаться обманутыми: не зная ни Христа, ни Его Царства внутри себя, мы не сможем отличить Христа от лжехриста. И может получиться так: мы будем ждать опасности со стороны ИНН, а придет антихрист и скажет: «Я помогу вам, избавлю вас от ИНН, защищу от глобализации», — и мы пойдем за этим «избавителем». Беседа схиархимандрита Авраама. |
Пост в стеклянном ящике над Темзой, или Как не надо поститься«Порой люди постятся исключительно ради того, чтобы прославиться. Несколько лет назад один американский иллюзионист просидел в стеклянном ящике, который был подвешен над Темзой, сорок четыре дня, и пил одну воду. Но с другой стороны, представьте себе человека, который живет среди людей неверующих или маловерующих, которые никаких постов не соблюдают. Если он будет перед ними скрывать свой пост, то он ни одного дня не сможет воздержаться от скоромной пищи. И в результате человек вроде бы не лицемер, ни перед кем не выставляется, но и Богу он не угождает…» О самых распространенных заблуждениях о посте рассказывает духовник монастыря схиархимандрит Авраам. |
Как Иоанн Кронштадтский относился к Льву Толстому, или О степенях позволительного осуждения«Нам необходимо знать о степенях позволительного суда, но не будем искать в этом оправдания своим страстям. В подавляющем большинстве случаев нам надо стараться именно не судить и не осуждать, и тогда Господь не осудит и нас. Все, наверное, знают случай из отечника о монахе, который никого не осуждал. Жил он довольно нерадиво, но когда умер и демоны представили ему свиток с множеством его грехов, то он воскликнул: «Господи! Ты сказал: “Не судите, да не судимы будете”. Вот, я за всю жизнь никого не осудил». И тотчас все его грехи со свитка исчезли». Беседа схиархимандрита Авраама. |
«Саша, не обижай людей», или Кто мой ближний«Каждый человек похож на многих и многих людей, разбросанных по всему миру, и если мы его презираем, значит, мы плохо относимся уже к нескольким миллионам человек. Мы обидели этого человека — значит, мы обидели миллионы других людей во всем подобных ему по характеру, может быть, имеющих и подобные слабости. Мы часто даже не замечаем подобных проступков и мечтаем: «А как стать бесстрастным? А как стать святым? А как любить всех в мире, всех до единого?» И тут же: «Да чего же вы толкаетесь-то?!» Потому что кто-то в общественном транспорте помешал нам распространить свою душу на все человечество». Беседа схиархимандрита Авраама. |
«Гневайтеся, и не согрешайте» — как это?«Мы должны всеми силами беречься от гнева как от греха. В то же время нельзя сказать, что христианам вовсе непозволительно гневаться. Святые отцы говорят, что гнев против страсти и против ереси даже необходим. Если мы не будем гневаться, например, на заблуждения, то будем их принимать. Это не значит, что если я встретил какого-нибудь сектанта, навязывающего мне свои убеждения, пришел в негодование и стал выталкивать его из храма, то я поступил праведно. Речь, скажу еще раз, идет о гневе не против человека, а против заблуждения. Древние святые отцы были преисполнены этой ревности. Они могли пожалеть еретика, могли накормить его, напоить его, оказать ему какую-то человеческую помощь, но никогда не оправдывали его уклонения от истины». Беседа схиархимандрита Авраама. |
«Отпущаются тебе греси твои» или Радость покаяния«Некоторые люди сетуют, что после исповеди не чувствуют в душе никакого изменения: мол, исповедь мне совсем не помогает – видно, такой я неисправимый грешник. Но всё должно быть как раз наоборот: чем более грешным чувствует себя кающийся, тем большую радость получает после исповеди. Я, как священник, знаю это на опыте: когда над человеком, который искренне покаялся, читаешь разрешительную молитву, то иногда у него даже невольно вырывается вздох облегчения. Ты и сам в это время чувствуешь какое-то ликование. Иногда человек, уходя с исповеди с улыбкой, испытывает некоторую неловкость: как же так, я рассказал о таких грехах, а мне легко и радостно? Но в этом и есть удивительная сила таинства: от прощения грехов человек всегда получает радость». Беседа схиархимандрита Авраама. |
Ловушка под названием «человеческое мнение»«Если человек думает не об угождении Богу, а об угождении людям, если для него главное — человеческое одобрение, то он, по сути, перестает быть христианином. Когда он будет находиться в обществе, где ценят христианские добродетели, то станет исполнять заповеди — по видимости. А если он окажется в другом обществе, в котором евангельские добродетели ничего не значат, то будет стараться угодить окружающим каким-нибудь другим образом — скажем, показать, что он энергичный, умный, практичный, одним словом, «крутой». В глазах людей, которые эти качества ценят, ему хочется выглядеть таким же, как они: мол, и я не лыком шит. А в глазах людей кротких ему хочется показаться кротким. Как ему было бы трудно, если бы и те и другие оказались вместе!» Беседа духовника обители схиархимандрита Авраама |
Об унынииКогда работы много, человек пугается, опускает руки и начинает думать, что "всей работы все равно не переделаешь". Это наше свойство, проявляющееся в обычных человеческих делах, занятиях, дает о себе знать и в духовной жизни. Не дается нам что-то — и мы сразу бросаем: «Не получается у меня сразу помолиться как Илия пророк, по молитве которого пошел дождь, тогда я и совсем не буду». Или: «Я уже целых три дня подвизаюсь, а у меня еще нет непрестанной молитвы — что ж такое?» Или: «Я уже три года хожу каждое воскресенье в храм, а бесстрастия у меня еще нет — как же так?» |
Молитва Иисусова — духовный океан"Если молитва не помогает, значит, плохо молимся, не напрягая всех сил без остатка. Молиться нужно так, будто или тебя убьют, или ты убьешь. Представь, что кто-то на тебя напал – ты, конечно, мобилизуешь все силы, а иначе тебя зарежут или задушат. Ведь сказано же: «Возлюби Господа Бога твоего всею крепостию твоею». А мы молимся не от всей крепости, поэтому и результат соответственный. Молитву Иисусову можно сравнить с океаном, который до потопа омывал всю землю – без живительного действия Иисусовой молитвы, этого духовного океана, в человеке ничто не может произрастать". |
В духовной жизни нет мелочей«Важно понять, что вся наша жизнь проходит в общении с очень ограниченным числом людей и никаких особенных дел, подвигов мы, скорее всего, не совершим. Это и не обязательно. Не нужно нам отдавать свое тело на мученичество или отправляться куда-нибудь на Север проповедовать язычникам. Великие заповеди, например, о нищете духовной или о чистоте сердечной можно соблюсти в самых мелких поступках, словах и даже в мыслях». |
Память о конце или память о бесконечности?«Помнить о смерти — это насущная необходимость для всякого человека. Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Нужно делать это правильно, чтобы вместо пользы не принести своей душе вреда. А то начнешь думать о вечной жизни, мечтать, как ты попадешь в райские обители… Отправишься гулять по райскому саду, глядишь, — подойдет к тебе змей и скажет то же, что сказал Еве, этим все и закончится. Такая мечтательность в духовной жизни чрезвычайно вредна, это путь к прелести. А воображение вечных мук, адских темниц и прочего для людей неподготовленных, не имеющих духовной крепости, может стать еще и поводом к отчаянию». |
Как мы играем в смирение«Ложное смирение — это смирение показное. Ты можешь сколько угодно говорить о себе, как пророк Давид, что ты «червь, а не человек», а в мыслях будешь держать: «Вот, я червь, а не человек, поэтому я лучше всех этих людей. Ведь они о себе не думают, что они черви, а я думаю. Поэтому они черви, а я человек». Беседа духовника обители схиархимандрита Авраама (Рейдмана). |