Об обыденном взгляде на вещи, или Как научиться видеть чудеса
Cегодня речь у нас пойдет о таком состоянии, которое всем нам известно, но на которое мы не обращаем внимания. Мы погружены в него, живем в нем, оно неприметно ослепляет нас и уводит со спасительного пути. Оно для нас незаметно, хотя не замечать его — это все равно, что не замечать самих себя или того, что нас окружает. Это явление можно назвать одним словом — «обыденность», то есть привычное восприятие вещей, погружение в косное состояние, лишение одухотворенности. Тогда человек не видит вокруг себя ничего духовного, ничего удивительного, ничего возвышенного. Иначе говоря, он не видит истинного положения вещей.
Конечно, иногда наше сердце замечает в этом обыденном мире проникновение в него мира духовного, чего-то чудесного, божественного. Но обычно мы, поддаваясь каким-то практическим соображениям, вновь погружаемся в обыденность и не воспринимаем жизнь такой, какой открывает нам ее Бог и к какой наше собственное сердце интуитивно стремится.
Неслучайно большинство людей, не понимая почему, любит созерцать природу. Они видят в ней отблеск Божества, хотя в большинстве случаев не делают правильных выводов и лишь отмахиваются от этого, как от чего-то незначительного. Мы постоянно стремимся решать свои практические вопросы, задачи, мы снова и снова устремляемся в суету, забывая о вечности, о своем спасении.
Причем так поступаем не только мы, современные люди, в жизни которых, казалось бы, нет очевидных чудес. Но даже в те времена, когда происходили ключевые для всего человечества события, и тогда люди, погружаясь в обыденность, отвергали чудо и руководствовались в своей жизни самыми примитивными мотивами.
Приведу один пример. Воины, стерегшие гроб Спасителя, хотя не видели Самого Воскресшего Христа, но видели ангела, явившегося на гробе. И сияние его было таково, что они оцепенели от ужаса и были как мертвые. Может быть, и слышали даже, что он говорит, а если и не слышали, то и одного видения было достаточно, чтобы прийти в изумление: гроб пустой, внутри — ангел, можно было бы догадаться о Воскресении или, по крайней мере, призадуматься, что же произошло. Но что делает часть воинов? Войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем (Мф. 28, 11). А старейшины дают им денег и придумывают версию происшедшего: «Скажите, что все было обыкновенно. Все необыкновенное нужно из жизни устранить. Христос воскрес — это не укладывается в ум. Христа украли — в это можно поверить». Хотя на самом деле последнее было нереально, потому что у гроба стояла стража, а сам гроб был запечатан. Но сознание наше так искажено, что мы невероятную ложь, поскольку она похожа на обычное течение вещей, принимаем, а истину, которая, несмотря на свою необыкновенность, совершенно обоснована, боимся принять. И вот воспользовавшись этим свойством человеческим, архиереи и старейшины, которым нельзя отказать в знании немощей человеческой души, поступили в своем роде премудро.
Мы видим, как человеческое сознание стремится ввести все в обычное русло. Так обыденность захватывает власть над всем, что происходит в этом мире, хочет покорить себе все. «Пусть будет так, как мы хотим! Хорошо или плохо, но так, как мы хотим! Наши законы, законы житейские, законы низменные пусть руководят нашей жизнью». Мы должны опасаться, чтобы не поддаться такому мироощущению, такому сердечному чувству. Это очень страшно.
Конечно, в Евангелии все изображено выпукло, ясно. Но если бы нам кто-то преподал откровение о нашей жизни, то мы увидели бы, что и у нас происходят чудеса. Чудо — само наше существование, обстоятельства, нас окружающие, откровение Божие, которое проникло в нашу душу тем или иным способом (или через чтение Священного Писания, или благодаря какому-то непонятному для нас озарению Божию, через людей, посланных Богом). В конце концов мы увидели бы и благодать Божию, пронизывающую мир и касающуюся наших сердец в таинствах. Увидели бы и демонов, искушающих нас. А мы ведем себя так, как будто все у нас идет обычно. Но живем-то мы всего один раз. И живем для вечности…
Так обыденный взгляд на вещи не дает нам увидеть чудо, нечто Божественное в нашей повседневности.
Один монах Глинского монастыря рассказывает такую историю о себе. Однажды он увлекся нечистыми помыслами, с которыми не мог бороться по неопытности. К тому же, он познакомился с некоторыми братьями, подверженными той же немощи. Помыслы завладели им настолько, что он уже решил исполнить грех на деле. Для этого он отправился в монастырскую гостиницу, но по пути встретил старца Илиодора. Старец спросил монаха: «Куда ты, чадо, идешь?». Монах отвечал, что идет по делу. Тогда старец сказал: «Чадо, скажи мне правду. Ты говоришь "по делу", а дело-то ведь недоброе. Посмотри, вон кто понуждает тебя идти по этому делу, чтобы погубить твою душу!» При этом он указал вниз к корпусу. Монах взглянул туда и ужаснулся. Он увидел диавола в безобразнейшем виде. Весь черный, глаза огненные, зубы выдаются изо рта, внутренности снаружи и несколько прикрыты длинной бородой; весь он был в пламени. При виде такого страшилища кровь как бы застыла во всех его жилах и он не мог двинуться с места. Старец Илиодор потом долго приводил его в чувство.
Видите, диавол не только внушает соответствующие помыслы, но и обстоятельства устраивает так, чтобы совершилось наше падение. Он своего рода кукловод, который руководит грешниками. Его не видно, а куклы шевелятся, говорят разными голосами. Диавол – кукловод, а мы, к сожалению, являемся куклами.
Мы смотрим только на обычную, внешнюю сторону действительности и не видим того, что происходит на самом деле, вернее не хотим видеть, как не хотели архиереи и фарисеи, распявшие Спасителя, Понтий Пилат, отвергший истину, или Ирод, не принявший обличения Иоанна Крестителя.
Нельзя сказать, что они ничего не чувствовали. Ирод, например, услаждался беседой с Иоанном Крестителем. Понтий Пилат испугался, что Спаситель — Сын Божий, и искал возможности Его отпустить. Воины видели ангела, явившегося на гробе Господнем, и устрашились до такой степени, что оцепенели. Через Иуду даже чудеса совершались. Но несмотря на это, один из них отверг величайшее чудо, явление Самого Бога на земле, ради жены, другой — ради карьеры, третий — ради денег. За обычным течением вещей, за всеми как будто человеческими чувствами, которые руководили людьми, приведшими Спасителя на крест, стояло действие диавола. Мы должны ужаснуться, потому что вполне возможно, что и за нашими обычными чувствами так же стоит сатана!
Поскольку обычно все наше внимание увлечено внешним ходом событий и мы не смотрим внутрь себя, то ничего и не замечаем. Мы поступаем подобно современникам Спасителя, не желавшим ничего видеть, предпочитавшим земную славу, удовольствия, самые примитивные — с точки зрения возвышенных истин, возвышенных стремлений человеческого духа — вещи. Но эти примитивные вещи также владеют и нами, к сожалению. Карьера и явление в мир Сына Божия, деньги и Воскресение Спасителя из мертвых — можно ли эти вещи сопоставить?
И если мы хотим вести подлинную духовную жизнь, нам нужно стряхнуть с себя это оцепенение, обыденность и смотреть на жизнь трезво. Трезво — это не значит как все, а как внушает нам Священное Писание, Сам Бог. И вот в свете Его учения и никак иначе мы должны видеть свою собственную жизнь.
Так как же научиться видеть и чудеса, и диавола в повседневности? Для этого мы должны, как говорит старец Софроний (Сахаров), смотреть на все, как смотрит Господь. Нам надо жить так, чтобы все наше существо было устремлено ко Христу, соединилось со Христом, чтобы мы были, как выражается апостол, один дух с Господом. Так мы освободимся от рабства обыденности и уже здесь, на земле, наступит блаженство. Вспомните, что чувствовали святые. Они могли находиться в какой-нибудь пещере, пустыне, но пустыня становилась для них раем. Будем же ревностно подвизаться, чтобы и наша повседневная жизнь превратилась в предвкушение будущего блаженства.
Ответы на вопросы
Один епископ писал своей духовной дочери, что помощь Божию надо уметь видеть: в обыденной жизни мы этой помощи не замечаем из-за нашего маловерия и уныния. Что вы об этом думаете?
Надо понимать, что помощь Божия не обязательно проявляется в каких-то внешних чудесах. Она может проявиться, например, в каком-то вразумлении со стороны ближних, прийти через людей или обычные, как нам кажется, обстоятельства. Часто бывает, что для исполнения какого-то нашего желания складываются неблагоприятные условия, и вдруг приходят на помощь люди, которые раньше, может быть, были даже нашими врагами; или же обстоятельства изменяются так, что наше желание, если оно направлено ко спасению, исполняется. А мы не видим в этом помощи Божией.
Иногда помощь Божия приходит таким образом, что мы этого вообще не понимаем. Например, скорбь, болезнь или какое-нибудь лишение мы воспринимаем как несчастье, а между тем все это служит для того, чтобы человека смирить или исцелить от той или иной страсти.
Можно ли во всех событиях своей жизни: встречах, удачах, неудачах — видеть действие Промысла Божия? Или это прелесть и мнительность?
Мнительность в этом, конечно, есть. Если я проспал, не успел на автобус и опоздал на работу, начальник меня отругал и лишил премии, а я говорю, что это Промысл Божий, то это глупо. У меня был один знакомый, который делал все, что ему вздумается. Мог опоздать, не прийти на работу, полениться что-то сделать, и, когда у него бывали какие-то неприятности из-за этого, он говорил: «На все воля Божия». Всех подводил, всем досаждал и при этом сохранял незыблемое спокойствие. Правда, кончил он плохо, в конце концов лишился рассудка, потому что все это происходило у него от прелести.
Конечно, все в нашей жизни происходит по Промыслу или попущению Божию, но пытаться угадать, увидеть во всем какой-то смысл не нужно. Если ты считаешь, что на все воля Божия и не прилагаешь никаких усилий к тому, чтобы исправить свою жизнь или даже просто аккуратно исполнять возложенные на тебя обязанности, то это весьма легкомысленно и глупо. Мне кажется, даже фаталисты и то прикладывают какие-то усилия для достижения той или иной цели. А тут прямо какой-то «фатализм лодыря»: человек ничего не делает, а потом говорит, что у него нет денег, потому что на то воля Божия.
Как-то Вы говорили о нашей привычке во всех своих падениях обвинять диавола. Все же как правильно относиться к тому, что мы впадаем в различные грехи? Нужно сознавать, что тут есть и бесовское действие, и наша немощь?
Не нужно все приписывать демонам. Здесь скрывается лукавство. Разве мы не свободны? Когда мы отстаиваем какие-то свои интересы или даже просто хотим есть, пить, спать, тогда ничто не мешает нам исполнять свои желания. А когда нужно преодолеть себя и поступить по-евангельски, мы говорим, что диавол нас искушает и мы не можем ему противиться. Если бы мы хотели исполнять заповеди хотя бы с такой же силой, с какой хотим удовлетворять свои естественные потребности, то уже бы многое постарались сделать.
Понятно, что и диавол действует, и немощь наша, наклонность ко греху проявляется. Но в конечном счете и за нашей немощью, ставшей для нас естественной, также скрывается диавол. Ведь именно он искусил первых людей. Мы должны об этом всегда помнить и бороться с диаволом, противостоять ему. Не надо всю вину на него перекладывать, а самих себя оправдывать. Но и когда мы стараемся жить по-евангельски, то мы не должны надеяться только на свои силы. Надо помнить, что без помощи Божией мы не можем победить ни самих себя, ни духов злобы. И потому будем усердно молиться и пребывать в смирении, осознавая свою крайнюю беспомощность, крайнее бессилие.