Кислород и пища для души. Двенадцатая беседа митрополита Афанасия Лимассольского о Божественной Литургии
На прошлой беседе мы с вами разобрали молитвы первого и второго антифонов. А сегодня, с Божией помощью, рассмотрим дальнейшее последование Божественной Литургии.
Итак, после того как хор пропоет второй антифон, а вслед за ним краткое славословие Святой Троице: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», — поется гимн, который называется, по его первым словам, «Единородный Сыне». Прочтем его.
«Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас».
Более простыми словами: «Единородный Сын и Слово Божие! Будучи бессмертным, Ты изволил ради нашего спасения принять человеческую плоть от Святой Богородицы и Приснодевы Марии. Ты стал человеком, не изменив Своей Божественной природы, и был распят, Христе Боже, и попрал смерть Своею смертью. Ты — одно из Лиц Святой Троицы и прославляешься вместе с Отцом и Святым Духом. Спаси нас!»
Это песнопение посвящено Христу, Который и есть «Единородный Сын и Слово Божие». Почему Христос именуется Единородным? Потому, что Он единственный из рода Бога Отца. Логос, Сын Божий, рождается от Отца вне времени. То есть не было времени, когда Сын еще не был бы рожден, как происходит с нами, людьми. Сын всегда был вместе с Отцом. Ни на одну секунду Отец не предшествовал Сыну. Объясняется это тем, что в Святой Троице нет времени, Божество не подвластно ни времени, ни пространству.
Мы также являемся сынами Божиими. Священное Писание именует нас сынами и детьми Божиими. Но мы не от сущности Бога. Мы становимся Его чадами, получаем обожение по действию нетварной Божественной благодати. Бог усыновляет нас Себе, тогда как единственный от рода Отца, единственный Единородный — это Сын и Слово Божие, Христос.
«Безсмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии». Хотя Ты и Бессмертный Бог, поется далее в гимне, но ради нашего спасения Ты изволил стать человеком. Основание нашей веры заключается в этой истине: Бог, сотворивший мир из ничего, стал Человеком ради нас. Бог вошел в историю мира в конкретное время, в лице конкретного человека — Иисуса Христа. Логос воплотился, то есть получил плоть, от Приснодевы Марии. Богородицей мы именуем Ее потому, что Она родила Бога во плоти, а Приснодевой — потому, что Она и во время рождества, и после рождества Христова пребыла Девой.
«Непреложно вочеловечивыйся». Эти слова означают, что Божество Сына при воплощении не подверглось никакому изменению или умалению. Христос продолжает оставаться совершенным Богом, будучи при этом и совершенным человеком, но без присущего нам греха.
Итак, совершенный Бог стал человеком, восприял плоть от Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и от Духа Святого. Христос рожден от Духа Святого, а не от соития мужчины и женщины, как все мы, и потому Он не унаследовал предрасположенность ко греху, присущую падшему человеческому естеству. Он пресек в Себе последствия грехопадения и стал новым Адамом, с Которым мы можем соединяться в святых Таинствах Церкви. Соединяясь со Христом в Таинствах, мы уврачевываем наше поврежденное грехом естество, нашего внутреннего человека и «прививаем» себя к благодатному состоянию нового Адама.
Вот почему так необходимо жить Таинствами Церкви. Иногда приходится слышать, как люди говорят: «Я верю во Христа, читаю Священное Писание. Неужели этого недостаточно?» Всё это хорошо, но для того чтобы жить новой жизнью Христовой, соединиться со Христом, «привиться» к телу Христову, к Церкви, нужно прежде всего принять святое Крещение, а затем причащаться Тела и Крови Господней, приступать к прочим Таинствам Церкви, которые являются источником жизни для души. Причащаться Христу в Таинствах столь же необходимо для души человека, как дышать кислородом и принимать пищу для тела.
Церковь и Евангелие — это не какая-то идеология или философия. Недостаточно просто верить во Христа или считать себя Его последователем. Если ты не живешь Таинствами, тогда все это не принесет тебе пользы. Тогда ты ничем не отличаешься от последователя какого-нибудь философского течения. Христос сказал ясно: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Мы мертвы, если по той или иной причине не причащаемся Тела и Крови Господней — конечно, после соответствующей подготовки, — молясь со смирением и покаянием о том, чтобы соединиться со Христом.
«Распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый». Смерть, поработившая человеческий род после грехопадения, была попрана Христовой смертью на кресте и Его Воскресением. Об этом мы поем и на Пасхальном богослужении: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Каждый раз, когда мы присутствуем на похоронах, мы видим, насколько важно, чтобы человек — и тот, который уходит из жизни, и те, кто остаются в ней, — имел веру в то, что смерть побеждена Христом, и, следовательно, придет час, когда все умершие воскреснут, как воскрес и Христос. Эту веру имели мученики, преподобные, праведные, весь бесчисленный сонм святых нашей Церкви, которые теперь пребывают со Христом.
Поэтому святитель Иоанн Златоуст в своем прекрасном Огласительном слове на Пасху говорит: «Никто да не боится смерти, ибо нас освободила смерть Спасова». Мне довелось присутствовать при кончине многих христиан: как монахов на Святой Горе, так и верующих в миру. Могу сказать, что истинный христианин переходит от нынешней привременной жизни в будущую вечную с душевным миром и спокойствием. Конечно, человеку бывает трудно оставить этот мир. Смерть — это словно роды, рождение в иную реальность. Тем не менее, если в душе человека присутствует Христос, тогда он с легкостью покидает этот мир. В противном случае смерть бывает страшной. Страшно видеть смерть людей, которые не верят в Бога, которые не имели в своей жизни связи с Ним, не познали Бога Отца и потому в час смерти остались в одиночестве. Как любящий отец, Бог делает все, для того чтобы помочь каждому из нас, но Он не упраздняет свободы нашего произволения.
«Смертию смерть поправый». Что еще значат эти слова? Способ победы Христа над смертью — это смерть. И для нас христиан это единственный способ победы над злом, миром, всеми скорбными обстоятельствами, с которыми нам приходится сталкиваться. Всякий иной способ является мирским, а не Божиим. Иначе говоря, если мы захотим злом побороть зло, то такая борьба не по Богу. Например, если мы захотим побороть месть местью, это не Божий способ борьбы. Если мы захотим побороть наших противников с помощью мирской силы, разгромить их, втоптать их в грязь, стереть в порошок, это не по Богу. Способ, которым побеждает Бог, — это смерть. Когда мы это поймем, тогда прекратим противодействовать, возмущаться, отстаивать свои права, задавать бесчисленные «почему?»: «Почему он сделал мне это? Почему он сказал мне так? Почему он обошелся со мной несправедливо? Почему он меня унизил? Почему со мной происходит все это зло?»
Христос показал нам, в чем заключается подлинная победа. Спаситель победил смерть, когда предал Себя на смерть. Святые победили мир, когда предали себя в руки мира, и мир сделал с ними, что хотел. А что он делал с ними? Он предавал их на мучения и казнь. В тот момент, когда святых убивали, они побеждали мир. И доказательством этому служит то, что они вошли в Царство Небесное и навеки остались святыми.
И мы христиане должны понять: нам нужно пройти через смерть. Где? На работе, дома в семье, в институте или школе ― повсюду. Мы ежедневно встречаемся со множеством трудностей по той причине, что хотим соблюсти заповеди Божии, из-за чего окружающие часто над нами насмехаются, оскорбляют нас, поступают с нами несправедливо, клевещут на нас, даже эксплуатируют нас. Они обходятся с нами так единственно потому, что мы хотим быть христианами. Всё это — мрачный зрак смерти, которая хочет нас поглотить. И отважный христианин позволяет смерти поглотить себя. Что это значит? Это значит, что мы позволяем людям говорить о нас всё, что угодно, обходиться с нами так, как им угодно, и не восстаем на них из-за этого. Если мы будем так поступать, то увидим, что победа будет на нашей стороне и мы окажемся со святыми в Царстве Небесном. Очень важно понять, в чем заключается искусство духовной брани, и научиться воевать не мирскими методами, но Божественными.
«Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». Мы молим, чтобы Христос, Который попрал смерть и прославляется вместе с Отцом и Святым Духом, спас нас — от греха, от страстей, от страданий, от наших низменных наклонностей и стремлений, от всего, что нас мучает, утомляет и не дает ощутить в душе мира Христова.
По окончании пения гимна «Единородный Сыне» диакон возглашает третью ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся...». А в это время священник, стоя перед святым престолом, вполголоса читает молитву третьего антифона. Давайте посмотрим, что это за молитва.
«Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем, согласующимся о имени Твоем, прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя».
Более простыми словами: «Ты, Который даровал нам эти общие и единодушные молитвы и пообещал подать просимое двум или трем, собравшимся во имя Твое, исполни и ныне прошения Своих рабов к их духовной пользе, подавая нам в нынешней жизни познание Твоей истины, а в будущем даруя нам жизнь вечную».
Диакон, как еще не получивший благодати священства в полной мере, побуждает народ к молению, к тем или иным действиям, например, преклонению главы, стоянию со страхом Божиим, внимательному слушанию Священного Писания. А священник напрямую говорит с Богом от лица народа и молит Господа подать всем верующим всё, в чем есть нужда.
«Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем, согласующимся о имени Твоем, прошения подати обещавый». Господь в Евангелии сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Он не сказал: «Где один человек во имя Мое, там и Я с ним», но: Где двое или трое. Кто-нибудь возразит: «Если собрались двое или трое, зачем еще и Богу быть с ними? У них и так целая компания. Гораздо больше нуждается в Боге тот, кто один».
Господь сказал так потому, что Он не хочет, чтобы мы были обособленными индивидами. Он желает, чтобы мы пребывали в единстве с нашими братьями, избегали эгоцентризма, корыстолюбия, своенравия. Что иное, как не Церковь, представляет собой собрание христиан во имя Господне. Поэтому священнику запрещено совершать Литургию в полном одиночестве. Он не может сказать: «Пойду-ка я в храм, запрусь в нем и один отслужу Литургию». В Православной Церкви это запрещено. Вечерню, Утреню, молебен, какую угодно иную службу священник может совершить в одиночестве. Но Литургию нет. Рядом должен находиться еще хотя бы один человек. Ведь Литургия — это не частное дело священника, Литургия совершается Церковью ради всего мира, и для совершения ее должны собраться по меньшей мере два человека.
Издавна замечено и засвидетельствовано, что молитва Церкви, общая молитва христиан подлинно творит чудеса. Бесчисленное множество раз мы были очевидцами того, как изменялись обстоятельства, положение вещей, события, когда несколько человек собирались, для того чтобы сообща помолиться о какой-либо нужде. Общая молитва имеет великую силу. Когда же подобной молитвы нет, тогда обстоятельства складываются не лучшим образом.
Когда ты находишься в месте, где люди молятся, их молитва благотворно влияет и на твою душу: словно дает тебе толчок и побуждение к молитве. Например, когда мы приезжаем в какой-нибудь монастырь, то сразу чувствуем, что это совсем иное место, здесь совсем иная атмосфера. Почему так? Потому, что монастырь — это место, где люди молятся, где разлит дух молитвы. То же самое ты ощущаешь и когда заходишь в храм, где совершаются Таинства: с тебя словно снимается некая тяжесть, ты чувствуешь, что здесь всё по-иному, что это место отличается от всех других мест, где тебе приходится бывать каждый день. Поэтому для нас важно избирать такие места, где мы получаем духовную помощь.
Хорошо, если бы мы умели молиться не только в одиночестве, но и вместе с другими людьми. В первую очередь — со своей семьей. Совместная семейная молитва имеет большое значение и полезна как для супругов, так и для их детей. Пусть даже подобная молитва будет совсем непродолжительной. Если супруги молятся вместе, между ними гораздо реже происходят размолвки.
Ты спросишь: «А если муж не хочет со мной молиться?» Конечно, невозможно силой заставить другого человека молиться, но сделай попытку, посмотри на душевные возможности ближнего: сколько времени он может молиться, каким образом он может молиться, к чему он способен? И если ты в состоянии ему чем-то помочь, сделай это. Если же он все-таки не хочет, тогда ни в коем случае не нужно на него давить, а тем более упрекать, осуждать: я вот молюсь, а ты телевизор смотришь. Лучше помолись и за своего супруга, который сам по какой-то причине не хочет молиться.
Молитва творит чудеса. Когда мы сталкиваемся с трудностями и проблемами, хорошо просить наших братьев во Христе помолиться о нас, как и мы сами должны молиться за других. Необходимо посвящать время молитве за других людей, которые в этом нуждаются. Если бы перед нами был экран, на котором мы могли бы видеть, что происходит в данный момент в целом мире, то мы увидели бы, сколько людей сейчас лежат в больнице, сколько находятся при последнем издыхании, сколько не получают ниоткуда помощи, сколько терпят неимоверные трудности. Мы не должны чувствовать себя удовлетворенными и самодостаточными, но должны ощущать свое единство со всем миром и обязанность молиться за других. И прежде всего молиться о нашем спасении, потому что спасение — это первое и главное, в чем все мы нуждаемся. Конечно, можно молиться и о прочих повседневных нуждах.
«Раб Твоих прошения к полезному исполни». Господь обещал исполнить прошения молящихся во имя Его. Всё, что Господь обещал, Он исполняет, главное, чтобы наши прошения были действительно нам на пользу. Один Бог знает, что для нас полезно. Мы просим у Бога многих вещей: хочу поехать туда, хочу учиться здесь, хочу сделать то, — и считаем, что всё это нам полезно, что именно в этом мы нуждаемся. Но, в сущности, только Бог знает, действительно ли нам это необходимо. Поэтому, когда мы обращаемся к Богу с просьбами, всегда будем оставлять решение за Ним. Благодаря этому мы не придем в отчаяние, когда всё выйдет вовсе не так, как мы хотели, но в простоте и с радостью примем то, что пошлет нам Господь.
Например, мы молимся: «Господи, пусть с моим предприятием всё будет в порядке». Но дела идут день ото дня всё хуже и хуже, и мое предприятие закрывается. Буди благословенно. Теперь я должен посмотреть, как мне следует вести себя в новых обстоятельствах. Ведь именно в них я должен потрудиться над спасением своей души. Спасение — вот главная нужда человека, все прочее второстепенно. Конечно, работа, занятия нужны и полезны, вся наша жизнь проходит в них. Но если нам не удалось сохранить наше предприятие, это не означает, что жизнь кончена, что мы полные неудачники. Что такое удача, успех для христианина? Это спасение души. Если мы обрели спасение, значит мы действительно преуспели в жизни, и наоборот.
Вот почему далее в молитве идут такие слова: «Подая нам в настоящем веце познание Твоея истины». Видите, о чем просит священник от лица народа: чтобы Бог подал нам в нынешней жизни познание истины Божией. Чтобы мы знали, что является истинным, подлинным, тем, чего хочет Бог, а не ложным, суетным, вводящим в заблуждение.
В чем же заключается истина Божия? В том, что Бог стал человеком ради спасения каждого из нас. На это должно быть устремлено наше внимание в настоящей жизни.
В «Отечнике» рассказывается об одном святом подвижнике авве Исидоре. Он подвизался в египетской пустыне, проводя жизнь в строжайшем воздержании и непрестанной молитве. Когда он состарился и телесные силы покинули его, отцы сказали ему:
— Дай себе немного отдыха, старче! Ты весь иссох от подвига. Дай же себе наконец немного покоя.
И ответил им авва Исидор:
— Если сожгут Исидора и прах его развеют по ветру, то и тогда он не даст себе покоя, потому что Сын Божий стал человеком ради нас.
Этот святой пришел в познание истины Божией в нынешнем веке. Он познал и ощутил смысл великого события воплощения Бога ради нашего спасения. И мы, если поймем, что Бог стал человеком ради каждого из нас, что Он спас нас и дал нам возможность стать богами, тогда не только не будем творить грех, но и не дадим себе никакого послабления в духовном подвиге. Об этом свидетельствует аскетический опыт нашей Церкви.
Мы знаем многих старцев, которые, несмотря на свой преклонный возраст, подвизаются, постятся, кладут поклоны, проводят ночи в бдении ради любви ко Христу. На Святой Горе мы видели старцев, которые в буквальном смысле слова иссушили свои тела в подвиге, и однако пламень любви к Богу не угасал и не ослабевал в их душах, отчего и телесные их труды не ослабевали.
Хорошо помню одного такого старца, отца Сергия, русского.
Когда в 80-е годы мы жили в монастыре Кутлумуш, и я нес послушание привратника, то часто встречался с отцом Сергием, который через наш монастырь шел из своего дальнего скита в Карею. Его скит находился на расстоянии полутора-двух часов ходьбы от нас. Ходьбы, надо заметить, не по побережью, а по горам, где подъемы и спуски сменяют друг друга. У старчика за спиной всегда была большая торба или огромный мешок, полный разных вещей. Это были покупки, которые он делал в Карее для отцов своего скита и всей той округи. Когда отцам скита нужно было купить что-нибудь в Карее, они совещались: «Кого пошлем? Давайте отца Сергия».
Этот старчик несколько раз в неделю совершал многочасовые переходы из скита в Карею и обратно, с грузом 30-40 килограмм на спине. А старцу было уже почти 90 лет. Он был очень простой по характеру, по-гречески говорил с ошибками. Всякий раз, когда он заходил к нам, я спрашивал его:
— Как дела, старче? Что-нибудь хочешь?
И он всегда отвечал с детской простотой:
— Хочу есть.
Бедный, нищий подвижник, он никогда у себя в каливе не готовил, да и калива его была ветхим сараем с дырявой крышей.
Мы давали ему что-то поесть.
Однажды в понедельник у нас в монастыре был маленький праздник, и поэтому на трапезе разрешалось растительное масло (понедельник – постный день для монахов). Пришел старчик Сергий — желтый от чрезмерного воздержания, изнуренный и изможденный от ходьбы с грузом на спине. Я принес ему поесть. Но как только он увидел в пище растительное масло, отказался:
— Не могу сегодня есть масло.
— Отче, поешь, у нас сегодня праздник. К тому же сегодня не среда или пятница, а понедельник...
— Нет, нет, не могу.
И он ушел, не поев.
Когда этот старец умер, и мы пришли в его скит на погребение, тамошние отцы нас позвали:
— Идите посмотрите, что это был за человек.
Они сняли с ног усопшего ботинки, и мы увидели, что подошвы ног старца были в прямом смысле слова сгнившими от язв — настолько, что обнажились кости. И этими ногами он в свои девяносто лет почти каждый день ходил по многу часов с тяжелым грузом, не оказывая себе ни малейшего снисхождения. При этом он всегда был исполнен мира, и Дух Святой озарял его изможденное лицо. Он не роптал, не жаловался, никогда не говорил: «Каждый раз всё мне одному ходить? Пусть и другие отцы сходят за покупками». Ничего подобного. На всякую просьбу он отвечал: «С удовольствием».
Вот пример человека, который пришел в познание истины Божией, понял, что значит: Бог стал человеком ради нас.
На каждой Литургии священник молит Бога подать нам это познание истины. Не для того чтобы и мы совершали такие великие подвиги, но для того чтобы наши души исполнились ревности и любочестия, и мы хотя бы немного поподвизались в самых элементарных вещах, которые мы должны соблюдать как христиане, для того чтобы обрести и удержать в себе благодать Божию.
«И в будущем живот вечный даруя». Если еще в этой жизни мы познаем истину, изберем ее для себя и ей последуем, то перейдем в будущую блаженную жизнь. Видите, дары Божии начинаются с нынешней жизни. Мы не ожидаем, что познаем Таинства Божии, только когда перейдем в иную жизнь. Православная Церковь так не учит. Исцеление, спасение, рай, Царство Божие начинается уже сейчас. И если в здешней жизни мы не ощутим благодати Божией, радости вечной жизни, тогда не ощутим всего этого и в вечности. Если мы хотим понять, что ждет нас в жизни будущего века, нам следует посмотреть, какой дух мы имеем в себе сейчас. Любим ли мы Бога? Желаем ли Его? Стремимся ли к подвигу по любви к Богу? Если да, тогда эта любовь, это вожделение продолжится и по переходе в вечность.
Если же наш дух мертв: не желает Бога, не любит Его, ничего не чувствует, не понимает — значит с нами что-то не в порядке. Конечно, если мы при этом не оставляем духовного подвига, если исповедуемся, стараемся соблюдать заповеди Божии, тогда будем уверены: час нашего воскресения, несомненно, придет! Потому что воскресение мертвых начинается с нынешней жизни. Сначала воскреснет наша мертвая душа, а потом, во время Второго Пришествия Господня, воскреснет и наше мертвое тело.
Прочитав тайно молитву третьего антифона, иерей громко возглашает ее заключительные слова: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Мы просим всего этого у Тебя, Боже, потому что Ты Благ, Человеколюбив, полон доброты, у Тебя нет и следа злобы или лукавства. Ты любишь человека.
Бог любит нас, сострадает нам, ожидает нашего к Нему обращения, заботится о нас, заключает нас в Свои объятия с Отеческой любовью. Поскольку Бог так к нам расположен, мы можем просить у Него все эти духовные дары, которые необходимы нам для нашего спасения.