Золотая рыбка не из сказки. Беседа игумении Домники
Сегодня у нас будет немного необычная беседа. Я хочу рассказать вам об одном человеке святой жизни. Все вы его знаете, но сегодня мне хочется заглянуть вместе с вами в глубину его святой души и оттуда, если можно так выразиться, почерпнуть для нас чистой, живой воды.
Но я не сразу скажу вам, кто этот человек, а сначала, вместо предисловия, хочу вспомнить одну сказку, которую все мы знаем с детства. На первый взгляд, эта сказка очень простая, но на самом деле в ней заключён глубокий смысл. Это – «Сказка о рыбаке и рыбке». Напомню вам её сюжет. Один старый рыбак жил у синего моря, где каждый день ловил неводом рыбу на пропитание себе и своей старухе. Однажды в его сети попалась очень красивая золотая рыбка, которая неожиданно заговорила с ним человеческим голосом:
«Отпусти меня в синее море,
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Старик изумился такому чуду, но ничего не стал просить у рыбки. Он отпустил её, сказав:
«Бог с тобой, золотая рыбка!
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе!»
Старик рассказал об этом происшествии своей старухе, однако она, вместо того чтобы удивиться чуду, возмутилась и сказала: «Не умел ты взять выкупа с рыбки!» И потребовала, чтобы он попросил у золотой рыбки сначала новое корыто, потом новую избу. Затем она захотела сделаться столбовой дворянкой, а потом и царицей. Рыбка исполняла все её просьбы, а старик каждый раз спрашивал у старухи: «Чай, теперь твоя душенька довольна?» Однако старуха оставалась недовольной и наконец, потребовала сделать её владычицей морскою. Этого рыбка уже потерпеть не могла, и в итоге старуха вновь оказалась возле своей ветхой избушки, у разбитого корыта.
Эта простая сказка, как я уже сказала, на самом деле не такая простая. Как пишет один литератор, в ней говорится «о смысле бытия, о том, как понимать цель земной жизни человека». И дальше литератор интересно рассуждает о том, что старуха в этой сказке изображает собой человека с падшей природой. В чём падший человек видит цель и смысл земной жизни, иначе говоря, в чём он видит своё счастье? В том, чтобы поймать «золотую рыбку», которая будет исполнять все его желания, поможет завладеть всеми земными благами и возвыситься в этом мире. Падший человек смотрит на весь этот мир и на окружающих людей потребительским взглядом. Как выражается литератор, у него «работает хватательный инстинкт. А где действует такой инстинкт – там присутствует и жажда власти».
И вот, допустим, человек действительно ловит в житейском море «золотую рыбку», то есть находит какой-то способ получать в этой жизни всё, что он хочет. Но чем это заканчивается? Что бы человеку ни дали, он не может удовлетвориться. Им движет, как говорит литератор, «безмерная гордыня», которая ничем не может насытиться, так что человек «доходит порой до соперничества с Богом».
Интересно, что в черновиках у Пушкина сохранился один из вариантов этой сказки, в котором старуха хочет в итоге стать не владычицей морской, а кем бы вы думали? Римским папой, а затем богом. Первое из этих желаний рыбка исполняет, и старик, возвратившись к старухе, видит, что она сидит в «латынском венце» , как сказано в стихах, на самом верху вавилонской башни. И как говорит тот же литератор, вавилонская башня здесь появляется неслучайно. Это «символ святотатственной человеческой гордыни, ведущей к саморазрушению». Потом старуха захотела стать богом, и, конечно, это желание уже не исполнилось. Впоследствии Пушкин отказался от этого варианта, потому что этот образ показался ему уже чересчур неприятным и страшным, не сказочным.
Но суть у сказки осталась та же. Она показывает, как ошибается человек, который поддаётся «хватательному инстинкту» и всюду ищет в этой жизни, что бы получить для себя. Такой человек не находит счастья и в итоге остаётся у разбитого корыта. А причина его жизненной неудачи в том, что он обожествил своё «я», поставил себя в центр вселенной.
Конечно, возникает вопрос: а как избежать этой ошибки? Ответ на этот вопрос, как и вообще на все вопросы даёт Евангелие. И вот теперь я хочу рассказать вам о человеке, который этот ответ нашёл. Он очень любил Евангелие, читал его очень много, так что его ум «плавал в законе Господнем» , как выражается святой Серафим Саровский. Этот человек даже выучил Евангелие наизусть! Вы догадались, кто это? Это Илья Леонидович Татищев. Сегодня день его памяти, сто пять лет со дня его мученической кончины.
Какой же ответ он нашёл в Евангелии? Об этом говорит один из друзей Ильи Леонидовича, офицер Александр Карамзин. В своих воспоминаниях он называет его «святым человеком», и вот что он пишет о нём: «Моей “золотой рыбкой” был милейший, до слёз трогательной доброты генерал-майор Илья Леонидович Татищев». Вот здесь и кроется ответ. Генерал Татищев никогда не искал «золотую рыбку», не ставил себе цели приобрести земные блага, устроиться в этой жизни поудобнее. Нет, он увидел своё счастье совсем в другом – в том, чтобы самому быть «золотой рыбкой». Интересно, что Александр Карамзин в своих воспоминаниях главу, посвящённую Илье Леонидовичу, именно так и назвал – «Золотая рыбка».
Что означает это почётное имя? Человека, который исполняет желания ближних. В этом настоящее благородство, можно сказать, духовный аристократизм, царственность. Недаром очень многие люди говорили об Илье Леонидовиче, что это благороднейший человек. Например, известный государственный деятель Сергей Витте писал, что генерал Татищев – это «прекраснейший, благороднейший, милейший человек». И я хочу вам теперь просто прочитать, как отзывались об Илье Леонидовиче самые разные люди.
«Это был человек редкой кристальной чистоты души и благородства».
«Трудно представить себе более благородного и преданного человека».
«Татищев был человеком христианской души и кротчайшего характера».
«О Татищеве не только знавшие его лично люди, но и все, кому известна трагическая история его бесстрашной смерти в Екатеринбурге, сохраняют благоговейную память, как об одном из благороднейших и преданнейших слуг Царя-мученика».
О ком обычно люди так отзываются? О том, кто дарит любовь щедрой рукой. Невольно вспоминается поучение преподобного Антония Великого: «Заботься о том, чтобы все люди тебя благословляли». И вот как объясняет это поучение старец Эмилиан: «Мы благословляем человека, который нас любит, жертвует собой ради нас. Если ты хочешь иметь общение с ангелами и святыми, если хочешь иметь мир в душе и вести духовную жизнь, то ты должен позаботиться о благе ближних, то есть исследовать, чего они хотят, что понимают, ценят, что их радует, и угождать им, не совершая при этом греха. Забывай о себе и живи так, чтобы сердце каждого человека рядом с тобой получало пользу».
Вот именно за это люди и благословляли Илью Леонидовича.
Представьте себе, например, такую ситуацию. Генерал Татищев был человеком высокопоставленным, личным представителем царя Николая Второго при императоре Германии. Каждый день у него было множество дел, и к вечеру он, конечно, уставал. И вот однажды вечером в восемь часов он приходит домой и видит телеграмму от своего знакомого, который просит совета: у него заболел маленький сын, и нужно срочно найти хорошего детского врача. Казалось бы, причем тут Илья Леонидович? Почему по такому вопросу нужно было обращаться именно к нему, царскому генералу? Тем более что у самого Ильи Леонидовича детей не было. Откуда же ему было знать детских врачей? Но видимо, его знакомый как раз очень хорошо понимал, к кому обращается. Он знал, что генерал Татищев – «золотая рыбка» и что он точно что-нибудь придумает. И действительно, Илья Леонидович, несмотря на поздний час и усталость, тут же отправился к одному своему другу, отцу нескольких детей. Тот посоветовал ему хорошую клинику. Генерал Татищев мог бы просто передать этот совет своему знакомому. Но его чуткое сердце этим не удовлетворилось, и он сам на следующий день поехал в клинику. Можно себе представить, как там на него смотрели: генерал в возрасте, бездетный, почему-то является в детскую клинику и расспрашивает о врачах, о ценах... Но Илью Леонидовича абсолютно не смущало, как на него смотрят. Он собрал все нужные сведения и отправил их своему знакомому с пожеланием: «Желаю твоему сыну скорого выздоровления. Целую руку. Искренне твой Илья Татищев».
Такого человека, конечно, всякий будет благословлять. И разумеется, всякий будет обращаться к нему за помощью по всем возможным вопросам. Но Илью Леонидовича это не пугало, он никогда не закрывал своё сердце для ближних. Например, он много лет состоял в православном благотворительном братстве, и с самыми трудными делами члены братства шли к нему. Однажды заболел председатель, и Илью Леонидовича спросили: не мог бы он в воскресенье приехать заменить председателя, провести годовое отчетное собрание? Илья Леонидович согласился. В другой раз его попросили взять на себя организацию помощи вдовам и сиротам священников. Он опять согласился.
И так он для всех был «золотой рыбкой». Свои силы, способности он использовал не для того, чтобы собрать побольше благ для себя, а наоборот – чтобы другим доставить как можно больше благ, утешения. Через это он ощущал близость Божию, и это приносило ему истинное счастье. Александр Карамзин писал в своих воспоминаниях, что у Ильи Леонидовича лицо светилось от доброты и глаза были светлые, детские. А это значит, что его сердце было наполнено сокровенным духовным утешением.
У генерала Татищева был ещё один особый подвиг – он всюду, где бы ни был, старался поднимать дух ближних. А это великое дело. Все мы знаем, как тяжело бывает находиться рядом с человеком угрюмым, мрачным, погружённым в свои помыслы. И наоборот, человек радостный, приветливый всем облегчает жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорил, что «весёлость отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет. Оно всё приводит с собою». Поэтому, как он учил, очень важно уметь «сказать слово ласковое, приветливое да весёлое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был».
И именно так и поступал генерал Татищев. Александр Карамзин рассказывал, что во время Первой мировой войны Илья Леонидович в армии старался подбадривать всех окружающих. Когда он обедал или ужинал вместе с офицерами, то рассказывал им разные интересные истории, оказывал внимание каждому офицеру, и ему удавалось «хоть ненадолго создать домашний уют без разговоров на военные темы». Уставшие офицеры отдыхали душой во время этих трапез.
Между прочим, когда Государю Николаю II нужно было оказать какому-нибудь человеку особенно сердечное внимание, он посылал к нему генерала Татищева. Например, в 1916 году в Россию приехал с визитом японский принц. Это был очень важный визит, Япония была союзником России в войне. И Царь поручил Илье Леонидовичу проехать через всю страну на Дальний Восток, встретить принца, свозить его в Москву, в Киев, в Петроград и потом опять проводить до восточной границы. И так генерал Татищев два месяца путешествовал вместе с принцем, и как вспоминали японцы, всё это время его всячески утешал и «баловал», так что принц очень полюбил Татищева.
Илья Леонидович подлинно во всех отношениях был «золотой рыбкой», и не зря его все благословляли. Ему удавалось оказать ближним даже самую трудную и в то же время самую важную услугу. Как вы думаете: что в отношениях с ближними самое важное и самое трудное? Потерпеть ближнего. Или как говорит старец Эмилиан, всегда благословлять ближнего, как бы он себя ни вёл. У старца есть такое поучение: «Приложи все усилия, чтобы люди тебя благословляли. А кроме того, ты и сам должен научиться благословлять ближнего, хвалить его, выслушивать всё, что бы он тебе ни говорил. Даже если твой ближний сумасшедший, выслушай его, улыбнись ему, скажи ему “да”. Бог терпит всех нас, полных безумцев, так неужели и мы не можем потерпеть десятка или сотни человек, составляющих наше собственное общество?»
Илья Леонидович как будто бы читал это поучение. Например, у него был младший брат, человек весьма безответственный. Люди его не любили, считали пропащим. А Илья Леонидович принимал его таким, какой он есть, и никогда не осуждал. Или, например, он девять лет служил при кайзере Вильгельме, человеке, которого очень трудно было потерпеть. Генерал Татищев был чуть ли единственным человеком, который мог спокойно выслушивать длинные монологи кайзера и не обижался на его грубые шутки и выговоры. Одному министру кайзер как-то в гневе показал кулак и сказал: «Я научу вас, как здесь себя вести!». И тот так оскорбился, что несколько месяцев не мог обрести душевное равновесие. А Илья Леонидович не приходил в смущение не из-за каких выходок кайзера, ни из-за его плохого настроения. Он просто говорил: «У него это скоро пройдёт», и оставался благодушным. И так он вёл себя со всеми людьми, поэтому рядом с ним все чувствовали покой, отдохновение. О генерале Татищеве говорили: «Это такой хороший человек, что на нём положительно душа отдыхает, когда с ним встретишься».
И сам Илья Леонидович был подлинно счастливым человеком. Исполняя Евангелие, он познал все евангельские блаженства: блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны миротворцы, блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать. Недаром про него вспоминали, что даже в изгнании в Тобольске у него глаза жизнерадостно светились. А князь Долгоруков писал: «Славный Илюша постоянно сохраняет это русское благодушие». Даже в тюрьме в Екатеринбурге он всех вокруг подбадривал и вселял в сердца надежду. Он жил как царь, аристократ духа. И никакая «золотая рыбка» ему была не нужна. Дороже всего для него было Евангелие, как он сам говорил.
Об этих его словах я сейчас хочу прочитать отрывок из воспоминаний Александра Карамзина и на этом закончить.
«Постучался я однажды к Илье Леонидовичу и услышал знакомое: „Да!“ Сидит на диване, ноги калачом, в руках маленькая книжица величиной в два спичечных коробка. Заложил её кончиком пальца, поднял на меня свои светлые детские глаза.
— Что это у вас за книжечка, ваше превосходительство? — полюбопытствовал я и добавил первое, что пришло в голову:
— Смахивает на шпаргалку.
Он расхохотался.
— Эта книжечка, дорогой мой, мала, но дороже всех книг в мире.
И показал мне крохотное Евангелие. Четыре таких книжицы в тиснёных лайковых переплётах вкладывались в футлярчик из той же кожи. Печать в Евангелии была слишком мелкая, и я поинтересовался:
— Смею спросить, ваше превосходительство, а как вы читаете без очков?
— А я помню текст наизусть и просто держу её в руках. Как это вы изволили выразиться?
— Как шпаргалку.
— Вот-вот, как шпаргалку, — и снова засмеялся. — Вам они нравятся? Эти не отдам, то подарок-благословение моей мама. Но подарю непременно вам такие же.
И действительно, через неделю он мне их вручил с советом читать, чаще думать о прочитанном и стараться делать в жизни всё, что возможно, по Евангелию...
Свои книжицы, подаренные мне Татищевым, я возил с собою в нагрудном кармане всю войну. При одном взгляде на них я слышал его напутственные слова — „жить по Евангелию“ ― и передо мной вставало чудное, полное доброты и света лицо Ильи Леонидовича».