Самое великое дело человека.
Беседа игумении Домники на Рождество Божией Матери
Я хочу поздравить вас с праздником Рождества Пресвятой Богородицы! И в начале беседы мне хочется вместе с вами поразмышлять о том, какие самые великие дела способен совершить человек.
Например, представим себе правителя, стоящего во главе большой страны. Представим, что он наделён гениальными способностями, умом, милосердием, самоотверженностью; что он управляет мудро и неутомимо. Великое ли это дело? Да, конечно. Но всё же ещё не самое великое, на что способен человек. Представим теперь, что появился на земле гениальный учёный, который изобрёл лекарство от смертельной болезни и весь мир освободил от страха перед нею. Несомненно, и это дело выдающееся. Но и оно не самое великое для человека. Теперь представим себе композитора, который создаёт великолепную музыку; весь мир слушает его мелодии с восхищением. И это дело необычайное. Но всё же человек способен взойти на ещё большую высоту, неизмеримо большую.
Теперь вспомним реальное историческое событие. Оно произошло приблизительно 2035 лет назад в Палестине. Восьмого сентября в маленьком городе Назарете у супругов Иоакима и Анны родилась дочь, Мария. Внешне как будто бы самое обыкновенное событие, одно из сотен миллиардов подобных. Но Эта Девочка, смиренная Дева из Назарета изменила судьбу всего человечества, всей вселенной. И именно Она показала, на что подлинно способен человек, и какое дело для него – самое великое. Она стала, можно сказать, и величайшим правителем на земле, и величайшим учёным, и величайшим художником. Она устроила самое мирное, благое царство, изобрела самое великое лекарство и создала самую прекрасную музыку. Всё это Она совершила внутри Своего сердца. Там Она устроила Царство Божие, там, как гениальный учёный, освоила науку из наук и изобрела лекарство от самого тяжкого человеческого недуга, греха, – то есть изобрела умную молитву. Наконец, в сердце Своём Она составила самую лучшую в мире песнь – славословие Бога. И хотя никто не видел этих Её дел, для всех вокруг они остались сокровенными, но благодаря им Она стала самым совершенным человеком на земле, стала Той, Которая «ввела Христа во вселенную», как поётся в стихире праздника.
И по сути все труды, которые Пресвятая Дева совершила в Своём сердце, сводились к одному главному делу – к тому, чтобы, по словам святителя Григория Паламы, «прорубить лучший и совершеннейший путь» к Богу, «убедительно и подлинно войти в общение с Ним». Буквально так и выражается святитель Григорий: Пресвятая Дева прорубила путь к Богу, окно в иной, духовный мир. И как говорит святой отец, это дело Пресвятой Богородицы настолько превзошло всё когда-либо сделанное людьми, «насколько истина превосходит фантазию». Действительно, всё самое великое, что когда-либо совершали люди: знаменитые правители, учёные, художники; все их гениальные открытия, победы, творения – всё это осталось в рамках видимого, преходящего мира. И никто из этих людей своими знаменитыми делами не преодолел границы этого мира и не познал мира подлинного, небесного.
Это сделала Пресвятая Богородица, смиренная Дева из Назарета, а вслед за Ней это совершили люди, которые пошли по тому пути, который Она указала. И так Пресвятая Богородица Своей жизнью открыла миру истину: самое великое дело, какое может совершить человек, – это найти и раскрыть для себя окно в духовный мир и подлинно войти в общение с Богом. Ради этого дела и создан человек, ради этого он и живёт. Все другие дела для него малы, недостаточны.
И именно тот человек, который всего себя без остатка посвящает этому делу, – именно он и становится личностью в самом высшем смысле слова. Ведь что такое личность, не с точки зрения психологии или социологии, а в исконном, богословском значении? Личность – это не набор внешних качеств человека, его психологических особенностей, талантов и способностей, социальных характеристик и так далее. Личность – это глубинная сущность каждого человека, отпечаток в нём Божества. Это его прекрасная в своей неповторимости, свободная и бессмертная душа, одарённая духовным чувством и способностью общаться с Богом. Это в каждом человеке самое главное. И человек бывает истинно счастлив тогда, когда на первое место в своей жизни он ставит духовное бытие, когда человек стремится в полной мере раскрыть в себе духовные чувства, способность общаться с Богом, чувствовать Бога. Это дано каждому человеку! Как пишет преподобный Макарий Великий: «Всякий должен знать, что у него есть очи, которые сокровеннее сих телесных очей, и есть слух, который сокровеннее телесного слуха. И как телесные очи чувственно видят и распознают лицо друга или любимого: так очи души достойной и верной, просвещённой божественным светом, духовно видят и распознают истинного Друга, сладчайшего и многовожделенного Жениха-Господа. И, созерцая вожделенную и единую неизглаголанную красоту, душа уязвляется божественною любовью, беспредельною и неистощимою любовью к вожделенному для неё Господу».
Смотрите, какие возвышенные, дивные слова! Действительно, у каждого человека, кроме телесных чувств, есть сокровенные, внутренние духовные чувства. У него есть духовные очи, которыми он может видеть вожделенного Господа. Есть духовный слух, которым он может слышать неизреченные глаголы. Есть и духовное осязание, которым он может чувствовать объятия Христа. Есть и духовное обоняние, которым он вдыхает сладчайшее благоухание Божие. Наконец, есть и духовный вкус, которым человек тоже познаёт благость Божию, как говорится в псалме: вкусите и видите, яко благ Господь.
И пока человек благодатью Божией не раскроет в себе эти чувства, он живёт ещё поверхностной, неглубокой жизнью. В отношении к духовному миру он живёт, как слепец, как не слышащий, не чувствующий. Господь реально прикасается к нему, обнимает, а он не видит, не слышит, не обоняет Его. И пусть даже внешне такой человек делает что-то выдающееся, всё равно он всегда будет чувствовать, что чего-то самого главного в его жизни нет.
И только тогда человек ощущает, что он подлинно человек, личность, когда для него главным делом становится искание Бога, а все внешние дела воспринимаются им лишь как поделие.
Такими людьми во все времена были монахи. Монах – это тот, кто решительно выходит за пределы обыденной человеческой жизни и встаёт на путь духовного поиска. И он бескомпромиссно отдаёт себя этому делу, не заботясь ни о чём другом. И мне хочется пожелать, чтобы мы всегда помнили об этом нашем призвании и горячо любили главное дело, которое мы для себя избрали, – искание пути к Богу, искание Самого Бога. И чтобы мы были подвижниками в этом деле, были личностями, как Пресвятая Богородица.
Святитель Григорий Палама, говоря о духовном подвиге Пресвятой Богородицы, неслучайно употребил такие слова: Она прорубила путь к Богу. Потому что подвиг, который Она избрала, требует труда, усилия.
Что делала Пресвятая Богородица с юных лет? Она непрестанно произносила в уме молитву. Мы не знаем, какими словами Она молилась, но суть в том, что Её ум всегда был обращён к Богу. Пресвятая Богородица исполняла, конечно, и разные служения, делала смиренно и благородно всё, что Ей поручали, и в храме, и в доме Иосифа Обручника. И при этом Она всегда благодарила Бога, пела в Своём сердце песнь: «Величит душа моя Господа». Всегда Её сердце было открыто для Бога. Что это значит? Это значит, что не было ничего, что могло бы заслонить для Неё Бога. Никакие предметы мира сего, никакие дела или события не увлекали Её, ничто не вставало между Её умом и Богом.
Вот это и есть тот подвиг, который открывает для человека окно в духовный мир и вход в Царство Небесное. Для этого подвига нужна мужественная душа, чтобы решительно в любой ситуации предпочитать Христа, а не какие-то свои желания, помыслы. И Пресвятая Богородица показала в Своей жизни это мужество.
Задумаемся: внешне Она жила обычной жизнью, как все люди. Ей, несомненно, приходилось и утомляться, и чувствовать усталость, а иногда даже и боль. И в это время могли бы к Ней подступить помыслы. Но Она Свой ум освобождала от всех помыслов и взирала мысленно на Бога. Пресвятой Богородице, вероятно, иногда приходилось жертвовать Своими любимыми делами ради служения другим людям. По преданию, Она занималась шитьём, шила, например, пурпурную завесу для храма. И занималась Она этим не по Своей воле. Это было Её послушание. И Пресвятая Дева исполняла это без помыслов, не допускала, чтобы какой-либо помысел несогласия встал между Ней и Богом. Мы знаем, что жила Она очень скромно, в бедности, Сама трудилась по дому, ходила за водой. Иногда, вероятно, Ей приходилось и терпеть какие-то лишения. Люди, которые живут в недостатке, бывают постоянно озабочены разными помыслами: о том, как жить дальше, как изменить обстоятельства. Но Пресвятая Богородица и таких помыслов до Своего сердца не допускала.
В любой ситуации Она выбирала Бога, обращала Свой ум к Нему, а не к помыслам. И Господь возвысил Её Своей благодатью, даровал Ей совершенную чистоту и непорочность именно благодаря этому подвигу – исканию Бога, постоянному устремлению к Нему. То есть благодаря тому, что Она непрестанно творила молитву.
И этот путь Она показала и нам – всегда в любой ситуации сердцем выбирать Христа. Когда человек во всех ситуациях, малых и великих, совершает этот внутренний выбор, тогда становится свободным и ощущает, как сердце его влечётся к молитве, и весь мир перед ним предстаёт в ином свете. Он чувствует в свой жизни Бога, ощущает, что Бог везде: и в его рукоделии, и в книге, которую он читает, и в любом ближнем, и в любой вещи.
Вот какой прекрасный путь, какой дивный подвиг показала нам Пресвятая Богородица! И особая красота этого подвига – в том, что он совершается мирно, с отрадой и утешением, как все дела Божии. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) интересно рассуждает о том, что всякое истинное дело Божие носит печать тишины и мира. И в особенности мы видим это в жизни Пресвятой Богородицы, Рождество Которой мы сегодня празднуем и Которой стремимся подражать. Вот как пишет об этом святитель Лука: «В тишине и безвестности совершилось великое событие в истории мира – Рождество Пресвятой Богородицы. В тишине, без всякой широкой славы началась и жизнь Божественного Сына Её. Всё великое и святое в истории человечества совершалось именно так, в глубокой тишине, в неизвестности для мятущегося мира. Запомните это, запомните, что благодатная тишина и покой есть печать дел Божиих. А дела дьявола не таковы. Они совершаются в истории человечества с великим шумом и грохотом, приводящим в смятение и ужас души человеческие.
То же самое происходит и в сердцах человеческих. Тихая радость и мир наполняют сердца наши после истинно доброго дела и глубокой молитвы, после причащения Тела и Крови Христовых, и губы сами собой складываются в тихую улыбку. Когда вы испытываете это, знайте, что печать Божия лежит на деле вашем. Совсем не то бывает в сердцах наших, когда овладевает ими дух злобы, враг рода человеческого. Тогда сердце горит нечистым, мучительным огнём, исполняется ненависти, и нет в нём никакого покоя. Знайте, что это печать дьявола.
Живите же так, чтобы на всех делах ваших была печать Божия. Живите тихо и мирно, трудясь руками своими, творя молитву, и в этих богоугодных делах усердно просите помощи Пресвятой Девы Марии, ныне родившейся на спасение мира».