По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

«Спасайся во ангельстем чине». Слово новопостриженным сестрам

Великий пост – это время, когда в монастырях, в том числе и в нашей обители, совершается духовное торжество – постриг в ангельский образ. Обычно после своего пострижения сестры несколько дней пребывают безвыходно в храме, посвящая всё время молитве. Когда в один из великопостных дней по традиции все сестры собрались, чтобы с пением псалмов вывести из храма новопостриженных монахинь, матушка Домника произнесла слово о неизмеримом величии пострига, о той изобильной благодати, которая даруется всем, вступающим в монашеский чин.


Сегодня мне хотелось бы поздравить всех нас с тем, что в нашей обители появились новые сестры. И хотя мы давно их знаем, но сейчас воспринимаем их как совершенно новых людей, полностью изменившихся, обновленных благодатью. То, что они появились среди нас, – это великое событие, величайшее из всех, какое бывает в жизни обители. Самые прекрасные и благоговейные моменты мы переживаем именно во время пострига. И мне хотелось бы сказать несколько слов и об этом событии, и о наших новых сестрах, хотелось бы, чтобы мы увидели их по-новому и постигли сердцем великий смысл происшедшего.

Как говорит старец Емилиан, «постриг всякого монаха – это исключительное событие в истории, неповторимое и несравнимое в очах всех… Это личная слава [новопостриженного монаха] и приобретение для всей Церкви… Монах – это выражение славы Божией».

Действительно это так. Человек, перстное и смертное создание, облекается в ангельский образ, становится равным Ангелам и начинает жить с ними одной жизнью. Ничто не может быть выше, удивительнее и прекраснее этого. На это событие как на величайшее торжество приходят и преподобные, и мученики, и все чины Ангельские, и Пресвятая Богородица, и Сам Господь. Об этом, как вы помните, говорится и в чине пострига: «Известно веждь, яко Сам Спаситель наш, со Препетою Своею Материю, и святыми Ангелы, и всеми святыми Своими зде прииде, внушая исходящая от тебе словеса…».

Вновь приведу слова старца Емилиана: «Все это воинство Небесное обращает свои очи на всякую душу, которая шествует и приближается к направлению и месту их жизни. Постриг – это вселенское событие, которое совершает Господь, в то время как мириады святых славословят и благодарят Господа за совершаемое».

 И все мы понимаем, что это не просто образ или сравнение – это действительно так и происходит. Хотя мы не видим Небесных жителей телесными очами, но мы чувствуем их присутствие по тому необыкновенному обилию благодати, которое бывает при каждом постриге и которое сообщается каждой из нас, независимо от меры преуспеяния и душевного состояния. Многие, конечно, замечали, что когда совершается постриг, то меняется и общая атмосфера в обители, и внутренний настрой каждой сестры. Даже если до этого некоторые сестры испытывали охлаждение в духовной жизни, внутреннее опустошение, то, как правило, во время пострига они чувствуют изменение в своем настроении – так изобильно действует благодать, веселя каждое сердце.

 Все внешние события и явления, которые мы наблюдаем при совершении пострига, извещают нашему сердцу о тех внутренних событиях, глубоких, таинственных, которые совершаются благодатью Христовой.


Вот перед нами новые сестры, облаченные в мантию, с горящими свечами в руках. Мы смотрим на вас, дорогие сестры, и одновременно узнаем и не узнаем вас. Кажется, черты лица остались прежними, остальное же все изменилось. В вас не осталось ничего мирского, ничего тленного – все это сброшено, как старая изношенная одежда. Вы облеклись в белую срачицу – хитон вольной нищеты и нестяжания – и отверглись всего земного и временного. Умер ваш ветхий человек, родился новый, равноангельный, и имена ваши, по слову святого Симеона Солунского, написаны теперь на небесах.

 Как выражается один из современных старцев, теперь вам предназначено «ходить по ангельским дорогам и мыслить, как Ангелы». И от одного взгляда на вас в нас тоже возгорается ревность к ангельскому житию.

 Мы испытываем благоговейный трепет, когда смотрим на вашу мантию, – потому что понимаем, что вас покрывает охранительная и промыслительная сила Божия. Вы теперь всецело принадлежите Богу, облачившись в одежду ангельскую, нетленную. Ни руки, ни другие члены ваши не живут и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы. Я опять же приведу слова одного из современных подвижников:

«Когда иерей надевает свою священническую одежду, он не может ходить куда и как захочет. Так и вы не можете ходить иначе, как только лишь с полным чувством того, что вы одеты в одежду нетления, вечности, божества».

 В ваших руках горят свечи – в знамение просвещающей благодати, которую вы получили, обязавшись проводить жизнь чистую, и в знамение веселия и радости Ангелов.


Когда мы поздравляли вас, говоря «Спасайся во ангельстем чине», мы чувствовали, что это не просто слова, что постриг ввел вас, как говорится в чинопоследовании, «в духовный двор» Христов. Ангелы и святые незримо окружают вас и с любовью взирают, и удивляются милости Создателя, оказавшего земному человеку такую великую честь. Мы знаем, что это действительно так, благодаря тому, что и в чине пострига неоднократно говорится об этом, и в житиях святых отцов есть тому примеры. Мне хотелось бы напомнить вам рассказ о видении, бывшем преподобному Антонию Великому, о котором он сам повествует:

«Я молил Бога, чтоб он показал мне ополчение, окружающее и защищающее монаха, и увидел монаха, окруженного светильниками. Множество Ангелов с обнаженными мечами в руках охраняли его, как зеницу ока… Я сказал: “Неужели каждому монаху дана такая сила?” И были показаны мне многие монахи, сподобившиеся ее. Тогда я воскликнул и сказал: “Блажен род человеческий, в особенности же иноческое воинство, имея столь милосердного, столь человеколюбивого Бога”».

 И мы, глядя на вас, вновь осознаем блаженство нашего иноческого жития. Внутреннее состояние человека, принявшего постриг, прекрасно передает 102-й псалом царя Давида «Благослови, душе моя, Господа». Это благодарственный псалом, в котором Давид побуждает свою душу благодарить, хвалить, прославлять Господа за все излиянные на него благодеяния.

Душа и сердце новопостриженной сестры, в дни ее пребывания в храме после принятия этого таинства, бывают исполнены особых чувств, но прежде всего – чувства особой благодарности Богу.

Кто-то переживает болезненно-покаянное, но вместе и небесно-отрадное состояние блудного сына, вернувшегося в объятия Отчии, так что от благодарности к Отцу, Который не возгнушался его прежде блудным и нечистым житием, но все простил, очистил, освятил, проливает подолгу слезы, и в них покаяние соединено с глубочайшей благодарностью.

Другая ощущает себя воином, новобранцем, которого Господь принял в свой небесный полк, где вождь – Сам Христос, а воины – Ангелы и Архангелы и все христиане, готовые, подобно этой сестре, до смерти сражаться против козней диавольских за имя Христово, за Его Евангелие. Душа такой сестры исполняется отваги, мужества, страх ей неведом, так что она готова, подобно старцу Иосифу Афонскому, встать в самый первый ряд битвы с врагом. И отныне ее правилом становится: «Или умереть в борьбе, или с Богом победить. Лучше один день победоносной жизни с наградами и венцами, чем жить много лет, но в нерадении». Душа ее исполнена величайшей благодарности Богу за то, что и она принята в Его небесное воинство.

Третья сестра в эти дни всецело погружена в любовь Божию, так что ее сердце жаждет возвестить всему миру о том, как прекрасен и чуден Господь и как она любит Его. Она призывает Ангелов стать участниками ее духовного ликования, ибо люди, как ей тогда кажется, не могут в полной мере понять ее чувств, поскольку они не видят, не чувствуют того, как благ Господь. От преизбытка любви, от изливающейся на душу благодати она и самим Ангелам может воскликнуть в простоте, подобно Ефрему Катунакскому: «Ангелы и Архангелы, прошу вас, расступитесь, чтобы увидеть мне Господа – Любовь мою!» Любовь и благодарность соединены в ее душе воедино.

 А четвертая сестра, напротив, от переживания близости Христа, от ощущения присутствия в храме Пречистой Его Матери со ангелами и всеми святыми – о чем говорится и в самом чине пострига – уединяется в себе от всего внешнего, от самих своих чувств, погружается в глубокое духовное безмолвие, чтобы не упустить Господа, а пребывать с Ним наедине. Она чувствует себя перстью в Его присутствии, перстью, которой Он, однако, не возгнушался. От этого она повергается мысленно и телесно долу перед Его Крестом и со слезами благодарит Его за такое Его снисхождение.

То или иное состояние будет у сестры, но она благодарит Господа. Близки для души в этот период слова 102-го псалма. Мне хотелось бы немного поговорить об этом, опираясь на толкование старца Емилиана.

«Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его».

«Душа моя» есть я сам. «Внутренняя моя» – это, опять же, я сам. «Господь» и «имя святое Его» имеют один и тот же смысл. Почему Псалмопевец выражается таким образом, повторяя одну и ту же мысль?

Почему он так настойчиво побуждает себя к славословию Бога? Потому, что знает, что человек имеет склонность к духовной сонливости.

Когда благодать, полученная в постриге, с нами, тогда нам бывает легко и естественно проводить целые часы и дни в молитве. Нам кажется, что мы всю жизнь пребудем близ Господа. Но вот заканчиваются дни, сугубо посвященные молитве и слезам, и мы возвращаемся к так называемой обыденной, трудовой жизни. И теперь нам потребуется в десятки раз больше духовной бдительности, ревности, труда и заботы, чтобы не поддаться, не уступить суете и страстям, не дать им расхитить то наше духовное богатство, какое мы собрали в своей душе в день пострига и в последующие за ним дни. В особенности бывает нам тяжело, когда благодать Божия отступает от нас, дабы проверить, истинна ли наша любовь к Богу, о которой мы едва не кричали. И горе нам, если мы уступим и впадем в сон лености. Человек каждый день подвергается опасности впасть в духовную летаргию, потому что никогда не оставляет нас душевная наклонность, обращающая нас к дольнему, с тем чтобы усыпить нас и возвратить в землю, из которой мы произошли.

 Зная все это, пророк Давид прилагает усилия к тому, чтобы пробудить себя, поднять себя на ноги, воздвигнуть уснувшие силы своей души, свое ленивое естество. Спеши, – говорит он сам себе, – восстань, пробудись из летаргии, которая тебя мучает. Он начинает и заканчивает псалом одними и теми же словами побуждения своей души: «Благослови, душе моя, Господа». Всего себя побуждает он к славословию Бога, говоря: «И вся внутренняя моя» – то есть: и все, что есть во мне. Здесь «и вся внутренняя моя» означают душевные силы, которые, согласно известной иудейской концепции, зиждутся на внутренностях человека. В частности, сердце есть средоточие чувств и ощущений; печень считается седалищем волевой части и, в соответствии с состоянием человека, образует нерадение или ревность сил его воли; почки есть седалище по преимуществу вожделевательной части. Следовательно, то, что есть во мне более истинного, многоценного, все силы моей души, мой дух, все, что влечет меня горе и низвлекает долу, все, что соединяет меня прямо с Богом, как впрочем и то, что через чувства соединяет меня с внешним миром – все это да обратится к Богу. Далее в псалме говорится: «Очищающаго вся беззакония твоя».


Действительно, можно сказать, что во время пострига человек очищается от всех грехов. Как вы все, наверное, знаете, в первые века христианства постриг причислялся к Таинствам. Например, священномученик Дионисий Ареопагит называет его Таинством монашеского совершения. И хотя сейчас постриг не входит в число Таинств, но мы верим, что благодаря покаянию тех, кто принимает его, благодаря сугубым молитвам и очищающей благодати Божией, во время пострига в душе человека совершается перемена, он освобождается от всех своих грехов. Недаром святой Симеон Солунский называет постриг вторым Крещением, облечением в нового человека. И в самом чине пострига тоже говорится об обновлении духа.

Далее Псалмопевец говорит об еще больших благодеяниях, которые изливает на нас Господь. «Исцеляющаго вся недуги твоя». Во время пострига душа не только освобождается от грехов, но и получает благодать, помогающую исцеляться от глубинных недугов и исполнять монашеские обеты. Конечно, все монахини, в том числе и новопостриженные сестры, помнят, что во время пострига они ощутили живую благодатную силу, помогающую бодрствовать над собой, усердно исполнять заповеди. Здесь уместно вспомнить случай из жизни глинского старца схиархимандрита Илиодора (Голованицкого). Это случилось с ним сразу после его мантийного пострига:

«После пострижения Иоанникий по обычаю несколько дней пробыл в церкви безвыходно. В это время он был утешен явлением ему Ангела. “Изнемогши от чрезмерного бодрствования, – рассказывал впоследствии сам Иоанникий, – сел среди церкви, склоня голову на амвоне, чтобы несколько укрепить себя сном. Я закрыл глаза, но спал или нет, того верно не знаю; вдруг я вижу, что южная дверь алтаря отворилась, и из алтаря показался прекрасный юноша, в белом стихаре, препоясанный орарем крестообразно. Подойдя ко мне, он сказал: «Иоанникий! Бодрствуй! Ты – монах, и потому непрестанно должен бодрствовать!» Сказав это, он вошел северной дверью в алтарь”. По принятии ангельского образа Иоанникий усугубил бодрствование над собой, следуя призванию явившегося ему небожителя».

Это, конечно, наставление и для нас. Незримо, духовно Ангел посещает каждую из нас при постриге. И мы действительно можем наблюдать, что многие сестры после пострига словно перерождаются, усугубляют свое трезвение и при помощи благодати исцеляются от страстей, до того действовавших долгое время. Следующая строка псалма говорит:

«Избавляющаго от истления живот твой». Здесь пророчески говорится о христианском Таинстве Крещения. В этом Таинстве уничтожается первородный грех. Подобное вновь происходит и в постриге. Во время него мы чувствуем благодать, очищающую нас от согрешений, исцеляющую страсти и дарующую живое ощущение нашего бессмертия. Истолковывая эту строку псалма, старец Емилиан говорит поучение, которое очень подходит новопостриженному монаху:

«Что значит “истление”? Порча, гниение. Когда Бог не придет к тебе вовремя на помощь, тогда ты начинаешь разлагаться. Твоя рана загнивает, смердит; тобою гнушаются. Тот, Кто избавляет тебя от зловония, и есть избавляющий “от истления живот твой”.

Смысл таков: даже если ты покорился греху, если пал в грязь, так что стал гнилью, и нет надежды на то, что ты когда-нибудь опомнишься, приходит Он и избавляет тебя, освобождает, очищает, обновляет. Псалмопевец представляет Бога очень близким нам. Он показывает, до чего может дойти любовь Его. Бог не просто очищает, Он не просто сострадателен к тебе, но, когда ты еще в состоянии разложения, Он созидает для тебя новое, чистое сердце. Бог воспринимает то, что стало негодным от греха, негодное для тебя и для служения Ему, обломки твоего тела и души; и Он не просто перевязывает их, чтобы восстановить тебя, но делает тебя новым человеком, словно ты никогда не впадал в грех.

“Избавляющаго от истления живот твой” – [это говорится о Боге], Который своевременно является к тебе, и в час, когда ты умираешь, возрождает тебя, в то время как ты – старик от греха. Ты был юн, стал стариком. Он делает тебя младенцем! Он вновь носит тебя в утробе любви и заново созидает тебя».

В этом поучении можно увидеть то, что происходит с нами во время пострига, – Бог делает нас младенцами, заново созидает нас. Кроме того, можно понять эту строку псалма так: Господь избавляет нас от растленного образа мыслей, от мирского склада ума, от мудрования плоти.

 Следующая строка: «Венчающаго тя милостию и щедротами». Толкователи говорят, что этой строкой пророк Давид выражает крайнее изумление пред милостью Божией. Господь не удовлетворяется спасением человека от греха и тления, Он еще изливает на него великую благодать, несмотря на все его недостоинство. Думаю, все сестры при постриге испытывают подобное изумление и благодарность Господу и, конечно, сохраняют эти чувства на всю жизнь. Старец Емилиан говорит о том, как эти чувства помогают в монашеском подвиге:

«Наше величие зависит не от нашей добродетели или возможностей, но лишь от того, что даровал нам Бог. Он почтил нас одеждой сияющей, одеждой веселия и божества. Именно это делает нас нетленными и вечными Его последователями, именно это заключает в себе достоинство и честь, а не моя личная добродетель или твоя личная святость, не мое смирение или твое послушание. Все это необходимо просто для того, чтобы мы сами радовались той славе, которой осиял нас Бог. Но это слава не наша, а Божия. Поэтому, если мы желаем этого своего апостольства и величия, мы должны непрестанно уготовлять свои души быть все более достойными любви Божией и близости к Нему».

То есть Господь уже облек вас при постриге Своей благодатью, вам нужно лишь желать сохранить ее, прилежать непрестанной молитве и другим монашеским трудам. Далее в псалме говорится: «Исполняющаго во благих желание твое».

 Господь исполнил одно из ваших самых благих желаний – облек вас в ангельский образ. Но главное ваше желание, которое Он может исполнить – это желание всегда быть с Ним. Полнота монашества есть единение с Господом. Один современный старец говорит, что мы должны быть людьми, имеющими одно желание – желание Бога. А глинский старец схиархимандрит Илиодор рассказывал, что после пострига в схиму он в течение семи дней «сидел при иконе Спасителя, наполняя сердце свое Божественными глаголами, подобно Марии, приседящей у ног Иисусовых; избрав “едино на потребу”, он безмятежно погружался в созерцательную молитву, пребывая один с единым Иисусом, зря Господа внутри сердца своего». Так и должно быть, это естественное состояние для монаха. Ведь и в чине пострига говорится:

 «Всещедрый убо Бог и Многомилостивый, пречистыя утробы Своея неизследимыя благости отверзаяй всякому приходящему к Нему с желанием и любовию теплою… и твое ведый желание, … да восприимет и обимет [тя], … возлегая и востая с тобою, услаждая и веселя сердце твое утешением Святаго Своего Духа».

Прочтем еще одну строку из псалма Давида: «Обновится, яко орля, юность твоя».

По древнему преданию, орел способен обновлять свое оперение и как бы становиться более юным. Так и новопостриженный монах свергает старость, произведенную страстями, и становится юным. И мне кажется, вполне уместно сравнить монаха с орлом. Орел – царственная птица, так и монах – царь среди христиан, поскольку он более всех близок к Царю Небесному. Кроме того, согласно восточной легенде, орел – единственная птица, которая может свободно смотреть на солнце и лететь прямо на него, не закрывая глаз от сияния его лучей. Так и монах – единственный в мире человек, который свободен от всего того, чем связан мир, свободен от житейского, от плотского. Он может невозбранно взирать открытым лицом на Солнце Правды – Христа, тогда как мир содрогается в ужасе от приближения к нему единого луча этого Солнца. В этом Солнце вся жизнь монаха.

В заключение мне хотелось бы вспомнить об откровении, бывшем одному подвижнику. Посетив некоторую обитель, он увидел в ней новопостриженных монахов. Они держали в руках горящие светильники и были окружены Небесной славой. Никто не видел этой славы, кроме упомянутого подвижника. Через некоторое, не очень большое время он вновь посетил эту обитель и увидел, что эти монахи уже стали обыкновенными братьями, утратили дарованную им благодать. Я хочу пожелать, чтобы вы не утратили то состояние, в котором сейчас пребываете, а наоборот раскрыли эту благодать и преумножили ее своими трудами, подвигами, молитвами и сохранили ее до конца жизни.