О единстве. Беседа матушки Домники.
«Деятельное проявление любви – это наше служение друг другу. Есть в нашей обители такие сестры, которые умеют помогать совершенно незаметно. Например, если такая сестра видит, что ее соседка по келье не успевает прибраться, она тихо, незаметно, без всяких просьб, может за нее помыть пол в келье, так что сестра даже не будет знать, кто это сделал. И это истинно евангельский поступок. Именно благодаря таким поступкам в нашей обители созидается единство».
Настоятельница нашей обители провела с сестрами беседу о необходимости всегда и во всем сохранять единство. В подкрепление своих слов матушка Домника привела высказывания великих отцов Церкви, которые признавали истинным чудом общее житие в обителях людей разных возрастов, национальностей и сословий, объединенных желанием послужить Господу. Вспоминая известное изречение Апостола, матушка сравнила насельниц обители с живыми камнями духовного здания, а единство – с тем необходимым веществом, которое скрепляет эти камни между собой.
О единстве
Сегодня мне хотелось бы напомнить вам об одной из тех важнейших вещей, от которых зависит наше спасение, – о нашем единстве. Но не просто о единстве как некой данности, а о единстве, если можно так выразиться, деятельном, созидательном, творческом.
Господь наш есть Творец, и человеку как образу Своему даровал Он великую творческую силу. Человек призван к тому, чтобы созидать. Созидать и душу свою как прекрасный храм Божий, созидать и мир вокруг себя. Этот созидательный талант, присущий каждому человеку, является не просто даром, как бы некой возможностью, которую можно использовать, а можно и не использовать. Нет, этот талант является обязанностью человека перед Богом, и не исполнить ее человек не имеет права.
Мы, собранные вместе Промыслом Божиим в одной обители, обязаны использовать эту творческую силу для созидания нашего единства. На каждой из нас лежит это обязательство, и отказаться от него ни одна из нас не может.
Святые отцы уподобляют иноческое общежитие телу человека. Как между членами тела существует неразрывная связь и один из них не может существовать без другого, так и монахи в общежитии должны пребывать в теснейшей связи между собой.
Преподобный Феодор Студит, наставник общежительных монахов, говорит: «Одно из великих зрелищ и чудес есть наше во имя Господа нашего Иисуса Христа собрание и сочетание мужей из разных стран и родов, разных возрастов и образов жизни, в единое тело, сгармонированное и направленное к единодействованию и единослужению. Так что оно, состоя из многих душ, многих сердец и многих умов, пребывает единомысленным и единосердечным, не для чего-либо худого, а для Богоугождения и работания во славу Пресвятой Троицы».
Вторит ему преподобный Макарий Великий: «Как членов телесных много, и они составляют одно тело, и взаимно помогают друг другу, и каждый член исполняет собственное свое дело; сверх того, глаз смотрит за целое тело, и руки работают за все члены, и ноги ходят, нося на себе все части тела, а иной член состраждет другим: так пусть будут и братия между собою».
Так относились подвижники древности к сожительству иноков. В некоторых современных обителях, наиболее благоустроенных в духовном отношении, относятся к общежительной жизни точно так же. В качестве примера можно вспомнить Ормилию, крупнейший женский монастырь в Греции, весьма благоустроенный. В его уставе, среди первых пунктов говорится о том, что сестры обители должны жить как единое тело. Приведу отрывок из этого устава:
«Священное общежитие представляет собой рассеянных чад Божиих, собранных воедино и под Его крылом мирно пребывающих в согласии. Это есть “Небо на земле”, которое призывает к “Богоначальному общению” и радостному причастию благ Царствия Божия.
Это не есть равнодушное соседство индивидуумов, но сближение душ, заботливое сотрудничество лиц, объединенных в единое тело, “любовно сорадующихся между собой Божественной радостью”, едиными устами и единым сердцем поклоняющихся Господу, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
Монашеская община киновии, живя в своем собственном ритме, живет по существу в Церкви и для Церкви, как сердце и части одного тела, и не оценивается по признаку разрастания деятельности, но главным образом по ревностному исканию Бога».
Мы в обители также должны представлять собой единое тело, несмотря ни на какие внешние различия, о которых говорит преподобный Феодор Студит, то есть, несмотря на различия в возрасте, происхождении, привычках. Наша общая творческая задача – созидать это единое тело, и от каждой из нас зависит, каким оно будет.
Если хотя бы одна сестра проявляет нерадение, перестает созидать и начинает разрушать, то это тело уже становится больным, увечным. Страдает не только сама сестра, но и вся обитель претерпевает ущерб.
Обратимся вновь к святым отцам. Они очень убедительно говорят о том, какое великое значение имеет каждый член в едином монашеском теле.
Рассуждая об иноческом общежитии, преподобный Феодор Студит говорит следующее:
«О чем ныне поговорить? Поговорю об образе нашей жизни, или жизни по уставу: мы живем в киновии, не один или два, а многиe вместе. Необходимое достаем, хотя с трудом, — и не только для себя, но и для других. Ибо непрестанно заходят к нам братия и отцы, а также странники и бедные. Всех принять и удовлить немалого требует духа и немалого труда. Почему эконому надлежит быть рассудительну и бдительну, как приставнику Божию. Но это ни к чему не послужит, если эконом не будет иметь согласного с ним и подобно ему бдительного подэконома. Но и подэконом также ни в чем не успеет, если не будет иметь келаря, во всем ему последующего. Но и у келаря дело не будет идти, как бы желалось, если не будет иметь хорошего помощника в поваре. Но и у повара, а за ним у прочих, за сими прочими у всех остальных дело не будет спориться, если каждый из них не будет иметь в других сотрудников себе. Как в едином теле много членов, все же члены пекутся друг о друге, так что если страждет один член, с ним страждут все члены, и если славится один член, с ним радуются все члены, – так и в братстве, если не будет соблюдаться такой же порядок, то в нем не будет общежития, не будет мира и единомыслия, но будут партии, разделения и разложения».
То, что говорит святой отец, мы можем вполне соотнести с нашей жизнью. На любом послушании каждая сестра является незаменимой помощницей для других, и успех общего дела зависит от того, насколько каждая сестра проявляет усердие, послушание, любовь. Если хотя бы одна показывает нерадение, поддается унынию или своеволию, то и у других не будет спориться дело. Думаю, все вы испытали это, все знаете, как страдает все послушание, когда хотя бы одна сестра перестает быть усердной.
Конечно, не только на послушаниях необходимо нам пребывать в единомыслии и согласии, но и в любом деле, в каждый миг нашей жизни.
Святитель Иоанн Златоуст призывает нас подражать в этом святым Апостолам. Вот что он говорит в толковании на Деяния:
«”Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый”. Не читай без внимания этого повествования, но остановись тотчас на самом вступлении в него и заметь, какая была между ними любовь, согласие и единодушие, какое во всем имели они общение между собою, и как они соединены были союзом божественной дружбы во всех делах, и в трапезе, и в молитве, и в хождении, и во всем прочем являлись вместе друг с другом. Если же эти столпы, твердыни, имевшие великое дерзновение пред Богом, нуждались во взаимной помощи и совершали все при взаимном содействии, то не гораздо ли более мы, слабые, бедные и ничтожные, имеем нужду во взаимной помощи? “Брат от брата вспомоществуемый, гово¬рит Писание, как город крепкий”. И еще: “Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе”. Были только Петр и Иоанн, но они имели Иисуса посреди себя. “Где двое или трое собраны во имя Мое, – сказал Он, – там Я посреди них”. Видишь ли, как важно быть вместе? Но они не просто были вместе: и мы теперь все вместе; но должно быть вместе посредством союза любви, по располо¬жению воли; и как тела наши теперь находятся близ друг друга, в одном месте, так должны соединяться и сердца».
Уместно вспомнить и другие слова святителя Иоанна Златоуста: «Ничто не может сравниться с единомыслием; при этом один бывает равен многим. Если, например, будут единодушны два или десять, то один уже перестает быть одним, а каждый из них становится в десять раз больше, и ты в десяти найдешь одного, и в одном – десять. Если у них есть враг, он уже нападает не на одного, и бывает побежден так, как если бы напал на десятерых. Если один обеднел, он не в бедности, потому что обедневшая часть прикрывается большей частью. Каждый из них имеет двадцать рук, двадцать глаз и столько же ног; у каждого десять душ, потому что он все делает не своими только членами, но и остальных. Если бы их было и сто, опять будет то же самое. Один и тот же может быть и в Персии, и в Риме, и чего не может сделать природа, то может сила любви. Если же он имеет тысячу или две тысячи друзей, то подумай, до какой степени увеличится его сила. Чудно, действительно, из одного сделать тысячу!»
Мы видим, как много пользы мы можем принести друг другу, если будем пребывать в единомыслии, любви и согласии. Будучи едины, мы умножаем силы друг друга в десятки раз. И это не просто слова, это действительно так, мы можем увидеть подтверждение этому в нашей повседневной жизни. Вот что говорит об этом преподобный Макарий Великий:
«Братия, если что делают, должны быть во взаимной любви и в радости. Кто работает, тот о молящемся пусть говорит так: “Сокровище, которым владеет брат мой, есть общее; следовательно, владею им и я”. И кто молится, тот о читающем пусть говорит так: “Чем воспользуется он в чтении, то и мне послужит в пользу”. И кто работает, тот пусть говорит опять следующее: “В услуге, какую оказываю, общая есть польза”. И кто молится, тот да не осуждает работающего за то, что он не молится. И кто работает, да не осуждает молящегося, говоря: “Он продолжает молитву, а я работаю”. И кто прислуживает, да не осуждает другого. Напротив того, каждый, что ни делал бы он, пусть делает в славу Божию. Читающий с любовию и радостию да взирает на молящегося, рассуждая так: “Он и о мне молится”. А молящийся так да рассуждает о работающем: “Что делает он, то делает для общей пользы”. И таким образом, великое единогласие, мир и единодушие могут всех между собою содержать в союзе мира, и можно будет жить друг с другом в праводушии и простоте, привлекая на себя Божие благоволение».
Если мы будем поступать, согласно совету святого Макария, то мы действительно почувствуем, что силы наши умножаются в десятки раз. Допустим, если у какой-то сестры из-за срочных дел по послушанию не хватило времени на молитву, она знает, что другая сестра успела помолиться и тем помогла ей. Конечно, при этом на всех нас возлагается особая ответственность. Те сестры, у которых есть время для молитвы, должны осознавать, что они молятся не только за себя, но и за тех сестер, которые этим временем иногда не располагают. Поэтому молитва каждой сестры должна быть вдвойне усердной, вдвойне внимательной и ревностной. Никто из нас ни в какой момент не имеет права на послабление.
Самое главное, в чем мы должны стремиться к полному единству и согласию – это, конечно, жизнь духа, борьба со страстями, возрастание в добродетелях, стремление к спасению и христианскому совершенству. Некоторым из нас, возможно, кажется, что дело спасения – это личное дело каждого, и даже непонятно, каким образом оно может быть общим. Но на самом деле, спасение и совершенство для нас возможны только, если мы будем стремиться к ним сообща, едиными мыслями и единым сердцем.
Об этом есть интересное рассуждение у преподобного Феодора Студита:
«Наше братство и само по себе велико и досточтимо, наравне с великими чудесами; но в нем и самым делом совершаются чудеса, если мы живем, как следует. Ибо не изгоняются ли и здесь бесы? — Изгоняются, и не в тот или другой день, а каждый день и даже час изгоняются и опаляются. Каждый из нас, побеждая страсть, беса той страсти опаляет и изгоняет: побеждающий блуд – беса блуда изгоняет, побеждающий леность – духа лености изгоняет, побеждающий гнев и злопамятство – духа гнева и злопамятства изгоняет, побеждающий осуждение и ропотливость – духа осуждения и ропота изгоняет. Так и о побеждении других страстей разуметь надлежит. Так не чудотворцы ли вы, если хотите?»
Действительно, и мы в нашей обители можем быть чудотворцами – каждый день и каждый час. Приведу несколько простых примеров. Допустим, у сестры есть свободные двадцать минут, и она выбирает, что ей в это время сделать: поспать или почитать святых отцов. Если она выбрала второе – то изгнала духа лености. Причем не только из себя, но также из обители. Совершилось небольшое, но важное чудо. Или, например, сестра в дурном настроении идет по коридору и встречает другую сестру. Если в этот момент сестра преодолеет свое дурное настроение, поклонится и улыбнется другой – то она опять совершит чудо – изгонит из обители духа уныния.
Хотелось бы обратить ваше внимание и на то, что евангельский закон не дает нам права выбора: совершить такое чудо или нет. Евангелие требует от нас, чтобы мы непрестанно совершали подобные чудеса, непрестанно творили добро.
Кто-то может сказать, что не поклониться сестре – это не такое уж большое прегрешение, а может быть, даже и вовсе не прегрешение. Многие сестры не придают этому никакого значения. Однако, хотя бы мы и считали подобные проступки незначительными, они тем не менее имеют разрушительную силу.
Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста о том, что недостаточно оберегаться от злых дел, необходимо еще и понуждать себя к добрым делам. Об этом он говорит в толковании на Послание к Ефесянам апостола Павла:
«Что пользы, скажи мне, в том, если будут вырваны все терния, но не будут посеяны полезные семена? Труд опять послужит нам к такому же вреду, если останется недовершенным. Потому-то и Павел, усильно заботясь о нас, дает нам заповеди не только об отсечении и удалении от злых дел, но и побуждает в скором времени показать насаждение дел добрых. Сказавши: “Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас”, он присовокупил: “Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга”, – потому что это – навыки и расположения, и недостаточно удалиться от одного навыка, чтобы вместо него приобрести другой (противоположный), но нужно снова некоторое движение и стремление, не меньшее, чем при удалении от злых дел, для того чтобы стяжать дела добрые. Тот, кто не враг, не есть и полный друг: есть нечто среднее между враждой и дружбой, в каковых отношениях к нам большая часть людей преимущественно и находится. Тот, кто не плачет, еще не всегда смеется, но есть состояние среднее. Так и здесь, кто не досадителен, тот еще не совершенно добр, и кто не гневлив, тот не совсем участлив. Но нужно еще особое старание, чтобы стяжать такое благо. И смотри, как по требованиям лучшего земледелия блаженный Павел очищает и возделывает землю, вверенную ему Земледельцем: он выбросил гнилые семена, потом увещевает приобрести надлежащие растения. Если после того, как терния будут вырваны, земля будет оставаться праздной, то снова возрастит бесполезные травы. Поэтому нужно наперед отдых и праздное состояние ее сменить посевом добрых семян и растений. (Апостол) уничтожил гнев – положил доброту; уничтожил досаду – положил сострадательность; вырвал злобу и злоречие – насадил помилование».
Итак, если вернуться к нашей теме, то можно сказать, что для нас недостаточно просто храниться от прегрешений, стараться не досаждать друг другу. Для нас необходимо творить добро, творить наше единство – или, если точнее выразиться, творить добро в единстве.
Приведу еще одно рассуждение о монашеском единстве, принадлежащее преподобному Феодору Студиту:
«У нас все общее, не только плотское и чувственное, но и духовное и мысленное. Добродетели и доброделания одних общи бывают всем другим, как можно сие видеть на примере тела, по указанию св. Апостола Павла: тело едино есть, и уды имать мнози, вcu же уди единаго тела, мнози суще, едино суть тело: и аще страждет един уд, с ним страждут вcu уди, аще ли же славится един уд, с ним радуются вcu уди».
«Итак, богатитесь добродетелями, – говорит далее святой отец, – наполняйте сокровищницу свою слезами, сокрушениями, долготерпениями, трудами, скорбями, по данной вам благодати: ибо один одно, другой другое имеет естественно и богодарованно. И если ты в одном превосходя, в другом уступаешь ближнему, не печалься и не завидуй: коемуждо бо якоже Бог разделил есть меру веры, так и есть. Впрочем, никто не лишается ничего: ибо все вы едино есте многочисленное тело, и добродетели ваши взаимно переходят от одного к другому и обратно, по безмерной благости Бога, Который каждого из нас мыслит как всех, и всех, как каждого».
Конечно, нам бывает очень сложно осознать, прочувствовать, что мы являемся единым телом. Ведь мы привыкли к своей самобытности, индивидуальности – нам жаль с ними расставаться. Об этом интересно говорит старец Емилиан (Вафидис), духовник греческого монастыря Ормилии:
«Давайте задумаемся, почему, когда мы ищем Христа, то непременно гоним от себя человека? Потому что мы считаем, что Христос нас уважает, что мы имеем Его в своем распоряжении, в то время как ближний имеет уста, суждение, мнение, желания, страсти, немощи, требования, то есть все то, что может снять с нашего «я» нашу царственность, и мы этого боимся».
Но мы должны распахнуть свое сердце для Бога и для ближнего, и это подтверждается хотя бы тем, что Господь не создал человека одного, а изначально сотворил двух людей, чтобы напоминать нам и о единстве с Богом, и о единстве с себе подобными. Наше же сердце привыкло к вялости, к апатии, мы живем, не замечая трагедии своего замкнутого сердца. Нам необходимо понять, что это – болезнь, и болезнь смертельная, возненавидеть это состояние и с силой понуждать себя открывать сердце для ближнего. Когда же мы будем делать так, то произойдет огромное изменение, мы увидим на себе исполнение непреложного духовного закона: сердце, открытое для ближнего, откроется и для огня духовного, для благодати Святого Духа, для Христа.
Привычка к единоличности заставляет нас отталкивать от себя наших ближних. Причем делаем мы это, как правило, под самым благовидным предлогом. Очень часто мы отказываемся уделять время и силы нашим ближним, оправдываясь тем, что все наше время и силы заняты гораздо более важными предметами: послушанием, молитвой, чтением и так далее.
Можно привести примеры из нашей повседневной жизни. Например, у нас, к сожалению, бывает так: сестру просят о какой-то незначительной помощи, а она отказывается, говоря, что должна срочно идти на послушание или, наоборот, что у нее сейчас перерыв и она не может помочь, потому что ей нужно читать святых отцов. А от нее требуется помощь, может быть, всего на одну или две минуты! И вот для того, чтобы выиграть эти две минуты, она не исполняет заповедь о любви.
Казалось бы, это незначительный случай, но ведь из таких каждодневных случаев и складывается наша жизнь. Каждым своим самым небольшим поступком мы либо созидаем наше единство, либо разрушаем его. Можно даже сказать так: не только каждым поступком, но и каждой мыслью, каждым движением сердца. Потому что для истинного единства не достаточно, чтобы мы не отказывали, когда нас просят о помощи. Нужно, чтобы мы сами сердцем чувствовали нужды наших ближних. Например, если какая-то сестра болеет или ее гнетет скорбь, а другие сестры этого не замечают, их сердца никак не откликаются на ее боль, – то это признак того, что в едином теле нашей обители не все в порядке, что некоторые члены перестали чувствовать друг друга. Конечно, сестры не должны выспрашивать что-то друг у друга, но очень естественно для нас должно быть такое поведение: когда ты видишь, что другой сестре плохо, тяжело – спроси у духовника разрешения помолиться за нее и послужи ей таким образом.
Приведу еще несколько конкретных примеров. В нашей обители есть такие сестры, к которым всегда можно обратиться за помощью, – в любом случае, даже если они устали, они всегда откликаются на любую просьбу и причем делают это с охотой, делают так, как будто им это доставляет особую радость. А у благочинных, наверно, даже есть такой негласный список сестер, которых в любое время суток можно попросить о чем угодно, они стараются никогда не отказывать. Или посмотрите, что делается после беседы с батюшкой – большинство из нас спокойно уходит со своими стульчиками, но всегда находятся те, кто остаются, убирают скамейки, уносят кресло и так далее. И в трапезной всегда остаются несколько человек, которые убирают до конца, не просто для вида. А ведь это и есть наше служение друг другу, наше деятельное проявление любви.
Есть сестры, которые умеют помогать совершенно незаметно. Например, если такая сестра видит, что ее соседка по келье не успевает помыть пол, она тихо, незаметно, без всяких просьб, может сделать это за нее, так что сестра даже не будет знать, кто это сделал. И это истинно евангельский поступок. Именно благодаря таким поступкам в нашей обители созидается единство.
И не только благодаря поступкам, но и благодаря просто доброму отношению друг к другу. Бывает так, что сестра унывает, но когда встречает теплое слово, улыбку, даже просто приветливый поклон, то забывает свою скорбь. И этим разрушается средостение, отчужденность наша друг от друга. Поэтому очень хотелось бы, чтобы все мы не скупились на истинно сестринское отношение друг к другу, чтобы мы проявляли, если можно так выразиться, сердечную щедрость. Хорошо бы нам иметь такой помысел: «Мне нельзя упускать случая, чтобы послужить сестрам. Не знаю, что будет завтра, поэтому сегодня, пока могу – послужу».
Не будем забывать о той высочайшей цели, ради которой мы это делаем. Чем крепче наше единство, чем более приближаемся мы друг к другу, тем более приближаемся мы и к Богу и тем более соединяемся с Ним.
«Наше преимущество, – говорит старец Иосиф Исихаст,имея в виду преимущество иноческого общежития, – наше преимущество – это взаимная поддержка и перенесение немощей друг друга без человекоугодия. Когда среди нас живет любовь, являющаяся сущностью христианской жизни, она покрывает множество грехов и делает нас богоподобными, поскольку Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает».
Все мы являемся живыми камнями одного духовного здания, а наше единство – связующее вещество, без которого это здание не может быть воздвигнуто. Поэтому я еще раз хочу призвать вас к совместному созиданию нашего единства по слову Апостола, который говорит: «Вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный».