Как научиться дышать райским воздухом. Беседа игумении Домники
Поздравляю вас с наступающим Великим постом! Обычно, когда наступает пост, мы чувствуем, что все вокруг становится другим, даже сам воздух. Он как будто бы делается более чистым, прозрачным. Но конечно, на самом деле, этот чувственный воздух, который нас окружает, не изменяется. А дело в том, что наша душа начинает дышать иным воздухом. Каким же? Тем, которым дышал первозданный Адам в раю. Да, именно так. Вступая в Великий пост, мы начинаем дышать воздухом рая.
Райский воздух давал Адаму жизнь, красоту, силу и радость. Дыша им, он оставался юным, как говорит преподобный Ефрем Сирин: «Райский воздух есть источник наслаждения; им напитывался Адам в своей юности; [дыша им] он был юн, прекрасен и весел. Но как скоро пренебрег заповедью [и лишился воздуха Рая] – то соделался печальным и старым, и немощным».
Что же это за воздух, которым дышал Адам в раю и который давал ему жизнь? Этот воздух можно назвать воздухом трезвения.
Многие святые отцы говорят, что Адам и Ева в раю пребывали в трезвении, то есть в непрестанной молитве, общении с Богом. И пока они пребывали в этом делании, дьявол не мог к ним подступиться. Преподобный Роман Сладкопевец даже написал на эту тему кондак, в котором есть такие слова, прочитаю их в русском переводе: «Некоторое время, закон Божественный имея, Адам и Ева его соблюдали; дьявол, однако, следил за всяким их движением и старался обман приготовить им. Но взирая, насколько они ограждены отовсюду трезвением, – приступить не дерзал».
Это делание хранило первых людей, оно действительно было для них райским воздухом, дающим жизнь. И когда они потеряли трезвение, то потеряли и рай, и подлинную жизнь. И об этом событии мы будем вспоминать в ближайшее воскресенье, в Неделю, которая называется – Адамово изгнание.
Мы неслучайно вспоминаем об Адамовом изгнании перед тем, как вступить в Великий пост. Ведь с нами происходит то же самое, что и с нашими прародителями. Как говорит преподобный Марк Подвижник: «Когда ты слышишь о преступлении Адама и Евы, знай одно: тó, что в начале произошло с ними, сейчас происходит со мной и с тобой».
Действительно то, что произошло однажды с Адамом и Евой, происходит и с нами. Подобно им, и мы когда-то были введены в рай сладости, то есть в рай Церкви, рай монашеской жизни. Введены для чего? Для того чтобы делати и хранити – возделывать и хранить трезвение. То есть стараться непрестанно произносить молитву Иисусову и не принимать греховных помыслов. И пока мы стараемся это делать – мы дышим райским воздухом и чувствуем себя так же, как первые люди в раю, то есть, по выражению преподобного Ефрема Сирина, чувствуем себя юными и веселыми. Но случается так, что мы поддаемся соблазну и вкушаем от древа познания добра и зла. И после этого все меняется.
Хотя нам дан целый рай, но внутренне мы уже не ощущаем себя в раю, теряем прежнюю радость и легкость. Помните, как сказал преподобный Ефрем Сирин об Адаме: «Он соделался печальным, старым и немощным». Такой становится и наша душа – как какая-нибудь старушка, которая все время плохо себя чувствует, жалуется и огорчается.
Что же это за древо познания добра и зла, которое производит такое смертоносное действие? Об этом есть прекрасное рассуждение у преподобного Марка Подвижника. Он говорит: «Мы были поселены в раю церковной жизни. Но мы преступили заповедь. Господь повелел нам любить всех единоверных и терпеливо принимать всякий плод, какой бы они нам ни принесли. “От всякого дерева в саду ты будешь есть”, – сказал нам Господь. Но мы предпочли помыслы, внушенные змием. Поэтому одних людей мы считаем добрыми и любим, а других – лукавыми и ненавидим. Это и есть вкушение от древа познания добра и зла. Мы не можем вынести ближнего, если он допускает ошибки, и внимательно исследуем его поведение. Как только он совершит что-нибудь хорошее, мы сразу начинаем его любить, а совершит то, что нам покажется плохим, начинаем его ненавидеть».
Так говорит преподобный Марк. В самом деле, что такое рай? Это место, где царствует любовь. Не комфорт, не справедливость, не исполнение всех желаний, а именно любовь. Так было в первозданном раю, так устроена жизнь и в земном раю – в Церкви. Человек живет блаженно, пока с любовью принимает всякий плод, который дает ему Бог или какой приносят ему ближние. Пусть даже этим плодом будет непростой характер ближнего, его немощи и недостатки или какая-либо несправедливость. Если, несмотря на все это, в нашей душе побеждает любовь, то в ней царствует рай.
А что нужно, чтобы победила любовь? Прежде всего, не отдавать своего ума. Ведь с чего началось грехопадение человека в раю? С его ума. Он оставил надежное убежище трезвения и стал слушать змия, размышлять над его словами, рассматривать древо. И мы знаем, чем это закончилось.
Поэтому пусть наш ум бежит от змия и даже не смотрит на древо познания добра и зла, то есть на помыслы осуждения ближнего или тем более неприязни к нему. Куда же должен бежать наш ум от этих помыслов? К древу жизни, о котором говорит преподобный Силуан Афонский: «Древо жизни, что посреди рая, — Христос. Оно ныне доступно всем, и весь мир может питаться от него и насыщаться Духом Святым». Представьте, ведь действительно это древо жизни ныне доступно всем! Мы привыкли думать, что рай – это нечто очень-очень далекое от нас. Но вот Христос прямо сейчас, в этот момент пребывает посреди рая и одновременно рядом с нами, очень близко. И мы можем вкушать от Него как от древа жизни: и устами – когда причащаемся, и умом – когда заключаем ум в слова Иисусовой молитвы.
И тогда мы получаем жизнь и свет, и в этом свете обретаем правильный взгляд на все, в том числе на ближних. Мы начинаем лучше понимать их, снисходить к их немощам с любовью. Мы можем искренне простить человеку, если он что-то не так сказал или сделал. И так мы обретаем истинное знание о наших ближних, истинное ведение, как говорит преподобный Марк Подвижник: «Простить – это истинное ведение, боговедение, которое лучше всякого другого знания». Это знание действительно несравненно лучше того знания, которое мы проявляем, когда строго судим ближних. Такое знание, на самом деле, вовсе не знание, а искаженный взгляд на людей. Когда мы рассуждаем о ближних без любви, то превращаемся в людей низких, приземленных.
Тем более, если своими рассуждениями мы делимся с другим человеком, подобно Еве, которая не только ела от запретного древа, но и дала Адаму. Это один из самых тяжких грехов. В Писании о таком грехе говорится: Горе тому, кто напаяет подруга своего развращением мутным. Авва Дорофей объясняет, что подобным образом мы словно вливаем в сердце человека зловонную грязь. Вот как он пишет: «Мало того, что мы без разбора осуждаем, уничижаем, когда что-либо видим или слышим, или только подозреваем. Но еще хуже то, что мы не останавливаемся на своем собственном вреде, но, встречая другого брата, тотчас говорим ему: то и то случилось. И вредим ему, внося в сердце его грех, как бы вливая зловонную нечистоту».
Интересно, что эти слова Писания – горе тому, кто напаяет подруга своего развращением мутным – в синодальном переводе звучат немного по-другому: Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным. А есть еще такой перевод: Горе тому, кто дает другу своему вихрь летящий, безумие бурное. Действительно, кто делится своими помыслами, подозрениями и догадками с другим человеком – тот дает этому человеку вихрь летящий и питье с примесью злобы. И так он вносит смятение в его душу, делает его как бы пьяным.
И мне хочется всех вас попросить: давайте постараемся в дни Великого поста, чтобы почувствовать его благодатную атмосферу и дышать этим воздухом рая, – постараемся никого не судить, не осуждать и в том числе не обсуждать. Очень вас прошу, давайте об этом договоримся. Пусть это будет для всех нас задание на Великий пост, и так мы сможем почувствовать юность, свежесть нашей жизни.
И всякий раз, когда нам приходит какой-то недобрый помысел о ближних, будем понимать, что мы стоим между древом жизни и древом познания добра и зла. Мы выбираем, от какого древа вкусить – и тем самым выбираем жизнь или смерть. Поэтому всякий раз будем в сердце тут же прощать ближнего, изгонять всякое огорчение на него или смущение.
В воскресенье перед постом мы услышим на литургии слова Господа: Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших. И в этот день мы начнем благодатный путь поста – начнем его с прощения. И как говорит отец Иоанн (Крестьянкин), «Господь ждет от нас, что мы понесем ближним прощение не только на словах, не только языком скажем: “Прости”, но само наше сердце освободим от тягот и мрака обид. С Божией помощью мы победим в себе гордость и обретем в себе силу с чистым сердцем и открытой душой подойти к обиженному нами и искренно сказать: “Прости меня Бога ради!”».
И потом мы вступим в Великий пост, как в рай, посреди которого древо жизни – Христос.