Богородица – Лестница на Небо
Беседа на праздник Успения
Сегодняшнюю беседу я хочу посвятить нашей Небесной Игумении, нашей Матери, Которая ни на минуту не оставляет нас Своей любовью и заботой. Хотя мы с вами уже не раз говорили о Ней, но Пресвятая Дева – это словно некое бездонное море! Так много повествует о Ней Церковное Предание: о Ее величии, Ее добродетелях, Ее любви к людям!
Для начала я хочу рассказать вам один случай, который произошел с игуменом Андреем из афонского монастыря святого Павла. Однажды на море разыгрался сильнейший шторм. На следующий день отец Андрей спустился к морю собрать на дрова ветви деревьев, которые штормом выбросило на берег, и заодно посмотреть, не нужна ли кому его помощь. Когда он собирал сучья, то увидел человека, сидящего на большом камне. Он сразу подумал, что это, может быть, моряк, который спасся с тонущего судна, и побежал к нему на помощь. Приблизившись, он с изумлением увидел сидящую на камне Монахиню, в руках Которой была открытая книга и перо. С удивлением и недоумением отец Андрей спросил Ее:
- Что это ты тут сидишь, госпожа моя? Тебе нужна какая-нибудь помощь?
Монахиня ответила:
- Нет, Мне не нужна помощь. Я Сама всем помогаю, и работы у Меня – от одного конца Святой Горы до другого.
- А что это за книга, госпожа моя, которую ты держишь?
- Я записываю в ней имена всех, кто живет на Святой Горе.
Поскольку Монахине помощь была не нужна, отец Андрей оставил Ее и пошел в храм читать вечерню. И когда он увидел в иконостасе икону Божией Матери, что-то произошло в его душе: он ощутил радость и ликование от воспоминания о Монахине с книгой. Увидев, что лампада у иконы качается сама по себе, он вдруг понял, что там, на берегу, он видел Богородицу. Можно, наверное, сравнить это внезапное прозрение с тем, как ученики на пути в Еммаус не узнали Спасителя сразу, хотя и чувствовали в сердце необъяснимое утешение. Так и тут – неожиданно ум отца Андрея раскрылся, сердце затрепетало и он быстро пошел к морю в надежде застать там Ту Монахиню. Однако он не нашел Ее и опечалился. Он подумал, что не сподобился вновь Ее увидеть за свои грехи. Но в тот момент, когда он подошел к камню, на котором сидела Богородица, он ощутил, как небесное благоухание наполняет всё то место, и утешился.
Так, игумену Андрею чудесным образом было открыто, что Божия Матерь усердно печется о всех, кто живет на Святой Горе: у Нее записаны и каждый новоначальный послушник, и самый старый монах. И, конечно, Она заботится не только о святогорцах, но и вообще о всех монахах. Каждая из нас записана Божией Матерью, и каждую из нас Она опекает на протяжении всего нашего монашеского пути. Потому что, хотя Божия Матерь имеет материнскую любовь ко всем людям, но особенно Она любит монахов и монахинь как тех Своих детей, которые подражают Ей в образе жизни, в девстве, во всецелой преданности Богу. Помните, старец Иосиф Исихаст часто говорил, что Божия Матерь больше всего любит девство. Вот как он писал в своих письмах:
«Не знаю я другого, что так нравилось бы Сладкому Иисусу и Пречистой Его Матери, как чистота и девство. И если кто хочет насладиться великой Их любовью, пусть позаботится об очищении, очистит душу и тело».
И в другом письме:
«Не могу вам описать, как любит наша Матерь Божия целомудрие и чистоту. Поскольку Она единая Чистая Дева, Она и нас любит такими же и хочет, чтобы все мы были такими».
А святитель Филарет Московский так говорил об особой близости Божией Матери к тем, кто ведет девственную жизнь:
«Радуйтесь, хранящие девство и целомудрие! Приснодева с вами есть, и как девство приблизило к Ней Иоанна Богослова, так оно приблизит Ее к вам. Познают сие самим делом те, которые в удалении от мира благорассудно целомудрствуют духом и телом».
Господь и Божия Матерь оказали нам великую честь. Они призвали нас к монашеству и теперь берегут каждую из нас, как дорогое сокровище. И мне хочется пожелать, чтобы мы всегда помнили о том, что мы связаны с Ними неразрывными узами. Помните, как Царь Давид пророчески говорит о монашеском чине: «Приведутся Царю девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе». Мы приведены к Царю Христу и Божией Матери. Мы стали Их стяжанием, для Господа – невестами, а для Божией Матери – дочерями.
Святитель Николай Сербский пишет:
«В монашестве тело и душа одухотворяются и перерождаются в новое существо, которое Царь Небесный приемлет как Свою невесту. И это не какая-то сказка, а реальность, истинная небесная неизменная реальность».
Живя в единении со Христом и Богородицей, в общении с Ними мы неприметно для самих себя перерождаемся и становимся не от мира сего. Мы подобны апостолам, которые, пожив со Спасителем, уже не могли возвратиться к своему прежнему образу жизни. Как пишет об этом святитель Иоанн Златоуст:
«Спаситель вопросил: “Не хотите ли и вы отойти?” Что же Петр? Он отвечает: “К кому нам идти?” Этот ответ обнаруживает великую любовь. Он показывает, что для них Учитель дороже всего – и отцов, и матерей, и имений, и что, оставив Его, Они не могли бы уже найти, куда прибегнуть».
Так и мы, придя ко Христу и Богородице, нашли самое лучшее, что может иметь человек. В этом союзе Господь и Божия Матерь безупречно верны нам. Они любят нас неизменно и постоянно трудятся над тем, чтобы привести нас в Небесное Царствие. И я хочу, чтобы мы тоже были Им верны. Один святогорский иеродиакон так любил монашество, так радовался своей жизни на Святой Горе, что молился Богородице о том, чтобы ему никогда не выходить с Афона. Когда об этом узнал его старец, то сказал: «Это первое, чего хороший монах должен попросить у Богородицы». И для каждой из нас так естественно всегда совершать монашеский путь с радостью, с любовью и благодарностью Господу и Богородице. В этом и состоит верность монашеству – то есть в том, чтобы любить иноческую жизнь всем сердцем, проводить ее в радости, пламенеть духом! Иначе и невозможно быть монахом! Монах – это тот, кто в сердце чувствует преизливающуюся благодарность Богу за то, что Он привел его на этот путь. И, конечно, все мы чувствуем, что монашество – это не просто соблюдение определенных правил и распорядка, не просто формальное присутствие на богослужениях, совершение молитвенного правила в положенное время, исполнение привычных обязанностей по послушанию. Монашество – это живое общение с Господом и Божией Матерью. И оно, конечно, не может быть формальным! Как может человек, который общается с Живой Личностью Спасителя, с Богородицей, не гореть духом?! Как он может проводить монашескую жизнь холодно, по привычке?! Верный монах постоянно возгревает в себе внутренний огонь, в нем никогда не угасает первая любовь! В этом, конечно, нам также помогают Господь и Богородица.
И сейчас мне хотелось бы привести некоторые примеры того, как Божия Матерь помогает тем, кто посвящает свою жизнь Богу.
Начнем с того, что Она заботится о тех, кто еще только решается встать на монашеский путь. И это очень естественно. Неужели мы можем допустить, что Она равнодушно смотрит на того, кто решается отречься от мира, кто со смирением хочет принести свою жизнь в дар Ей и Ее Божественному Сыну? Конечно, нет! На такого человека Богородица смотрит с особой материнской любовью и каждый миг готова поддержать его и подбодрить.
В жизни старца Иеронима, возродителя Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, был такой случай. В юности он дал обет посвятить себя Богу. Дьявол, конечно, сразу начал чинить ему различные препятствия. То он внушал его родителям удерживать его в миру под разными предлогами, то воздвигал в нем сильнейшую плотскую брань. Но Матерь Божия, видя решимость юноши стать монахом, хранила его во всех искушениях. Сначала Иоанн (так звали его в миру) был чудесным образом избавлен от блудной страсти. Затем с ним произошло вот что. Однажды, исполняя из послушания своему отцу купеческую службу, он находился в пути и заразился холерой. Кучер его начал сторониться своего барина и в конце концов вовсе бросил его одного, боясь заболеть. Иоанн в крайне тяжелом состоянии остался на дороге в повозке дожидаться смерти. Положение его было самое отчаянное, помощи ждать было неоткуда. Изнемогая от болезни, он погрузился в молитву Иисусову, прося прощения у Бога за то, что не исполнил своего обета стать монахом. Жизненные силы уже оставляли его. И вдруг произошло чудо. Зачитаю из его жизнеописания:
«Вдруг свет объял всё вокруг, и перед собой он увидел боголепную Жену в белом как снег блистающем одеянии, указывающую на него перстом правой Своей руки некоему мужу, с которым Она относительно его о чем-то советовалась. Юноше показалось, что муж тот был святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. В этот момент он пришел в себя и почувствовал себя совершенно здоровым».
На этом искушения юноши закончились. Родители дали ему благословение на монашество, и он отправился на Афон. Так Божия Матерь оберегала его с того самого момента, когда он еще только захотел посвятить себя Богу.
Но и впоследствии, когда он был уже в монастыре, Божия Матерь также никогда не оставляла его Своим заступлением. В его жизни было еще одно явное чудо. Отец Иоанникий (такое имя ему дали при пострижении в монашество) много читал и пел за богослужением. Но однажды ночью, встав для совершения утрени, он внезапно почувствовал, что лишился зрения и не может читать службу. Братья очень скорбели, потому что любили его чтение. Продолжалось это несколько дней. И вот как-то после повечерия он вышел в окружающий келлию лес и провел там всю ночь в молитве. Утром он вернулся и вошел в церковь. Братия увидели, как он уверенно прошел на чтецкое место, и с удивлением смотрели на него. Отец Иоанникий раскрыл книги и начал читать утреню с большой быстротой и радостью. Ученики были изумлены и после службы стали расспрашивать старца о том, что с ним случилось. И он рассказал им следующее:
«Когда я ночью в лесу усердно молился, то вдруг увидел явившуюся мне в небесном сиянии Владычицу. В страхе и трепете я поклонился Ей до земли и услышал от Нее следующие слова: “Молитвы твои приняты. Я исцеляю твое зрение, и ты до самой кончины твоей будешь читать без помощи”».
И действительно он до самой смерти имел прекрасное зрение, благодарил Божию Матерь и, конечно, постоянно чувствовал Ее заботу о нем.
Божия Матерь с тем же усердием заботится и о каждом монахе: спасает его от бед, поддерживает в трудностях и искушениях, разрешает все его проблемы. В особенности, если монах сам часто молится Ей, просит Ее о заступничестве. Интересный случай был с игуменом Евфимием из монастыря Зограф. Он очень любил Божию Матерь, постоянно читал каноны Ей. Отец Евфимий был очень деятельным человеком, нередко трудился до изнеможения. Как-то раз он перевозил на тракторе траву, и сон охватил его за рулем, так что он вместе с трактором упал в реку. Тогда ему явилась Божия Матерь и спасла его, так что он нисколько не пострадал. Матерь Божия сказала ему: «Не нужно доходить до крайностей. Если бы Я не успела прийти, что бы с тобой стало!»
Конечно, Божия Матерь является на помощь не только в таких опасных ситуациях. Она сопровождает монаха на каждом шагу и участвует во всех его делах: помогает на богослужении, при исполнении правила, на послушании. Именно поэтому монах всегда может иметь спокойный, мирный дух. Как ребенок ни о чем не печется, потому что за него всё делает мама, так и монах – это самый беззаботный и радостный человек, потому что с ним Божия Матерь, на Которую он может возложить любые свои затруднения.
Мне очень нравится рассказ об одном случае, который произошел на Афоне. Некий старец имел большую веру и любовь к Богородице. Когда он на праздник Благовещения вместе с двумя своими учениками возвращался после агрипнии в свою каливу, то ученики начали просить Старца купить рыбу, потому что был Великий пост и в другой раз у них уже не было бы возможности отведать рыбы и подкрепить свои силы.
Однако Старец с большой простотой и свободой возложил все свое упование на Богородицу и сказал в ответ, что если есть воля Божией Матери, то они поедят рыбы. «Богородица Сама нам ее принесет», – добавил он. Каковы же были удивление и радость учеников Старца, когда они, подойдя к своей бедной каливе, увидели, что на дверях висит пакет с жареной рыбой, а на земле стоит чугунок с рыбным супом. На крышку чугунка был заботливо положен камень, чтобы до супа не добрались коты. Отцы прославили Бога и поблагодарили Божию Матерь за Ее заботу и любовь.
Богородица имеет поистине материнское сердце и исполняет прошения тех, кто просит с простотой и смирением.
Хочу вам рассказать еще один случай, который произошел в одном святогорском монастыре. Однажды пекарю этой обители понадобилось уехать на два дня. Вместо себя он оставил своего помощника, монаха Фому. Тот, поскольку никогда сам не замешивал теста, неожиданно оказался в большом затруднении. Ему предстояло испечь хлебов на два дня для шестидесяти братий и еще для паломников. Отец Фома, оказавшись в таком затруднении, начал горячо молиться и со слезами упрашивать Госпожу Богородицу просветить его, с чего ему начать, как и что делать. Неожиданно он видит рядом с собой величественную, одетую в черное Женщину. Она поставила закваску, добавила потом в нее муки, а когда через два часа тесто подошло, вымесила хлеба и испекла их. Этими хлебами отец Фома накормил отцов, которые долго не могли забыть их вкуса и сладости. Сам же отец Фома в то время был как бы в некоем оцепенении и не мог понять, каким образом это всё происходит. Единственное, что он понял, было то, что Женщина в черном – это Сама Владычица Богородица.
Этому монаху присутствие Божией Матери было открыто явно. Но и в любом монастыре, на любом послушании Она точно так же присутствует и помогает, только незримо. И многие сестры знают на своем опыте, что нужно только попросить Ее помощи просто и искренне – и дело как будто само собой делается. Как будто кто-то подсказывает на ушко, что за чем нужно делать.
Вообще с участием Богородицы может быть разрешена любая проблема. Нет таких обстоятельств, в которых Она не могла бы нам помочь! И тот монах, который имеет навык постоянно обращаться к Ней, со временем обретает твердый, мужественный дух, перестает бояться трудностей и искушений, потому что он совершенно уверен, что Матерь Божия ему в любом случае поможет. Он стяжевает, по выражению старца Емилиана, «отважный образ мыслей», столь необходимый в монашеской жизни. Вот что пишет старец об этом образе мыслей:
«Монашеская жизнь – это борьба. Поэтому требуются отважный образ мысли и мужество. Человек, который отступает, не терпит до конца, который при каждой проблеме и трудности, при каждом стеснительном обстоятельстве, при каждой опасности или искушении впадает в сомнение – может быть, это не нужно? может быть, Бог этого не хочет? вдруг я устану? вдруг не достигну цели? – такой человек не может сделать ничего».
Монаху необходим отважный образ мыслей, чтобы жить по-монашески, не отступать при трудностях, подвизаться с мужеством. Но такой образ мыслей стяжевается именно тогда, когда монах на опыте убеждается, что Господь и Божия Матерь всегда рядом и во всем готовы ему помочь. И я призываю всех нас приобретать такой опыт, молиться и Господу, и Божией Матери при любых затруднениях и искушениях. И пусть даже нам кажется, что проблема у нас неразрешимая – все равно будем неотступно просить помощи, и мы обязательно увидим, что помощь придет. Ведь рядом с нами Взбранная Воевода, то есть «Сильная в брани», могущая победить любое зло!
Богородица всегда готова нам помочь. Она всегда слышит наши молитвы. Связаться с Ней для нас так же просто и легко, как позвонить по телефону какому-нибудь человеку! Один старец так и говорил:
«Будем созваниваться с Господом и Богородицей. “Господи Иисусе Христе, помилуй мя” – это номер Христа. “Пресвятая Богородица, помоги мне” – вот номер Божией Матери. Когда мы Ее призываем, Она нам словно отвечает: “Ну, дитя Мое, Я тебя слушаю…”».
Вот представьте, как бывает в обычной жизни. Когда у человека что-нибудь случается, он немедленно кому-нибудь звонит. Набирает номер и через несколько секунд слышит ответ. А связь с Божией Матерью – это еще быстрее и надежнее. Это телефон, который работает в любое время суток, и у него самый простой номер. Мы говорим: «Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя!» И Она всегда нам помогает: либо переменяет наши жизненные обстоятельства, либо подает силы и мир душевный, так что любые испытания кажутся нам легкими. И для монахов просто стыдно смущаться и расстраиваться из-за каких бы то ни было трудностей, в то время как они имеют такую надежную Покровительницу и любящую Мать.
Богородица не только подает нам помощь в каких-то внешних затруднениях, но часто и наставляет нас как Духовная Мать. Известны случаи, когда Она делала это явно. Вот что, например, рассказывали о старце Антонии Григориатском. Он очень любил молитву «Богородице Дево, радуйся…» и часто повторял ее. Однажды он увидел Божию Матерь во сне. Она сказала ему: «Я всех вас спасу, только имейте между собой любовь и исполняйте ваши монашеские обязанности». Это явление наполнило его духовной ревностью. В другой раз случилось, что отец Антоний заболел. Он плакал от огорчения из-за того, что не мог исполнять свое правило. Тогда Божия Матерь вразумила его. Он услышал с неба голос: «Не печалься, дитя Мое, и не плачь. Твое терпение, которое ты показываешь в своей болезни, это лучшая молитва». Старец почувствовал великую радость и утешился. Так Богородица, мудрейшая Старица, наставила его, и Ее поучение проникло в глубину его сердца.
Так и нам Божия Матерь может открывать тайны духовной жизни, учить нас всему: и молитве, и добродетелям. Наверное, все мы хотели бы хоть раз в жизни поговорить с великим старцем. Но мы имеем такую Духовную Мать, Которая мудрее любого старца. Недаром в акафисте Богородице говорится: «Радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии присное собеседование». То есть когда мы обращаемся к Богородице, Она не оставляет нас без ответа, но отвечает нам, беседует с нами. Это таинственное собеседование может быть различным: кого-то Богородица вразумляет, открывая его уму новые духовные понятия; другому подает в молитве сердечное чувство, без слов научая каким-либо добродетелям – чистоте, снисхождению, кротости.
В жизни отца Евфимия, о котором я уже упомянула, был такой случай. Однажды он лежал в больнице. Там он не оставлял своих духовных обязанностей и старался исполнять правило, пока в палате не проснутся другие больные. Сидя на кровати, он быстро-быстро говорил молитву. Тогда ему явилась Богородица. Он увидел Ее ясно перед собой и от благоговения опустил глаза и не смел еще раз взглянуть на Нее. Он услышал, как Она сказала ему не спешить, когда он молится. Видите, как только Божия Матерь заметила, что Ее чадо делает что-то не так, Она тут же поспешила его вразумить.
Хотя у нас в монастыре, наверно, не было таких случаев, чтобы Матерь Божия кого-то явно наставляла, но каждая сестра обязательно получала и получает от Нее духовную помощь. Это происходит тогда, например, когда у нас есть какое-нибудь недоумение, и оно вдруг разрешается и для нас всё становится ясным. Не напрасно о Богородице говорится в акафисте: «Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая». Или например, бывает так, что нас что-то тревожит, а после краткой молитвы к Божией Матери или чтения канона Ей тревога рассеивается и мы чувствуем мир. Так или иначе, незримо для нас Божия Матерь постоянно вразумляет нас. И вполне естественно для нас прямо обращаться к Ней за помощью, то есть молиться Ей, когда у нас есть какой-либо духовный вопрос или проблема.
Богородица может помочь нам и тогда, когда нас борет уныние или одолевают помыслы сомнения, малодушия, когда нам кажется, будто мы не преуспеваем, ничего не делаем. Она может в один миг изгнать уныние и сомнение и наполнить наше сердце радостью.
Вы, наверно, помните такой случай из жизни преподобного Серафима Саровского. Он увидел двух иноков, поддавшихся унынию, и, прозрев их душевное состояние, подошел к ним и пропел им стих из Канона Пресвятой Богородице: «Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи». А потом, топнув ногой, сказал: «Нет нам дороги унывать, потому что Христос всё победил: Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил!». И уныние иноков тотчас рассеялось, они в мирном и веселом духе возвратились в свои кельи.
Слова преподобного Серафима относятся и к каждой из нас. Нет нам дороги унывать, потому что с нами всегда пребывает Божия Матерь, готовая в любой момент подать нам утешение и радость! Смотрите: преподобный Серафим всего только напомнил инокам несколько слов из Канона Богородице, и уныние сразу покинуло их сердца. То есть память о Божией Матери, живое обращение к Ней очень действенно. И настоящий монах виден в том, что он постоянно обращается ко Христу и Богородице.
Вообще, можно сказать, что монахом человека делают не столько подвиги и добродетели, сколько любовь к Господу и Божией Матери и молитва к Ним. Как писал старец Иосиф Исихаст:
«Знай, что любовью ко Христу и Богородице больше приобретаешь трезвения и созерцания, чем другими подвигами. Хорошо и всё остальное, когда хорошо делается. Но любовь обнимает всё».
И будь мы даже самыми немощными и страстными людьми, но если мы любим Господа и Божию Матерь, доверяем Им, молимся Им, просим Их помощи, то мы на верном пути ко спасению. Любовь к Господу и Божией Матери – это признак действия в нас благодати Божией.
Богородица не только помогает нам во всех наших делах, духовно наставляет нас и исцеляет от страстей. Ее участие в нашей жизни гораздо более значительно. Можно сказать, что само наше спасение – в руках Богородицы. Помните, недавно мы читали на трапезе жизнеописание игумена Андрея (Машкова), и там рассказывалось, как живо он ощущал, что именно Божия Матерь спасает нас. Однажды в присутствии духовных чад он читал акафист Богородице и вдруг прервал чтение и, обернувшись к ним, сказал: «Только послушайте, Матерь Божия – это лестница на небо». В его словах звучала такая вера и любовь, что этот случай навсегда запомнился его духовным чадам.
Мы с вами часто слышим и читаем в акафистах Богородице, как Ее называют Лествицей, Мостом на небо, Дверью спасения. Но мы не переживаем это так живо и просто, как отец Андрей. Он знал по своему опыту, всегда чувствовал, что Божия Матерь – это Живая Помощница, Которая ведет нас в Царствие Небесное, соединяет нас с ним, так что мы еще здесь на земле ощущаем его близость. И Богородица – это даже не просто Помощница, а именно Лествица, Живой мост к небу!
Отец Андрей неслучайно остановился тогда на этих словах «Лестница на небо». Он хотел с помощью этого простого образа передать своим духовным чадам то, что он сам чувствовал. Его чада, простые монахини, понимали, что без лестницы невозможно подняться, например, на крышу дома. И для них был очень понятен это образ: Богородица – Лестница, без которой человек в Царство Христово не попадет. Или, например, Богородицу называют Ключом. Это тоже очень простой и точный образ. Как дверь нельзя открыть без ключа, так и в Царство Небесное можно войти только, если Богородица нам его отворит.
Нужно сказать, что чем больше человек преуспевает в духовной жизни, тем больше он понимает, что без помощи Богородицы спасение для него невозможно. И такой человек приобретает особенную трепетную любовь к Божией Матери. И все молитвословия Ей, акафисты, каноны он читает особенно живо, ему раскрывается их бездонная глубина. Один афонский монах в старости, читая акафист Богородице, всегда плакал. Он говорил, что только сейчас он начинает понимать его, сердцем чувствовать то, о чем в нем говорится. Ему дана была особая благодать: во время чтения акафиста он ощущал, что Божия Матерь находится рядом с ним, и потому для него было живым каждое слово акафиста.
Такое восприятие посвященных Богородице молитвословий – это, конечно, признак человека преуспевшего. Но и любой человек, когда старается читать акафист или канон Божией Матери со вниманием и в то же время с простотой, обязательно чувствует, как его душе открываются духовные истины. Вообще любое наше обращение к Божией Матери, любое выражение любви к Ней спасительно для нас. Даже если у нас нет еще живого ощущения близости Богородицы, но само то, что мы памятуем о Ней, просим Ее помощи, освящает нас. Произносим ли мы краткую молитву Ей, читаем ли акафист, поклоняемся ли Ее изображениям – всё это очищает нашу душу, возвышает наши мысли к Небу.
Есть такое духовное правило: когда мы призываем Божию Матерь, то через это мы приближаемся и к Богу. И Господь очень радуется всякий раз, когда мы воздаем почитание Богородице. Один афонский монах, отец Никита, имел большую любовь к Богородице и очень живо чувствовал, как угодна Господу эта любовь. И вот что говорил отец Никита: «Почитание Матери Божией спасает. Господь радуется, когда мы почитаем Его Матерь. Кто почитает Богородицу, Которая вскормила Господа всея твари, тот еще больше будет почитать Самого Господа. Богородица – это Мама. Знаешь, что значит Мама?» На этих словах речь старца прерывалась от рыданий, и сам он был похож на маленького мальчика с непревзойденной любовью к его Маме-Богородице.
Отец Никита с большим усердием служил Божией Матери. В его келье была Казанская икона Богородицы, перед которой горела неугасимая лампада. Когда старец ходил на работы в монастырь Пантократор, где нужно было остаться на ночь, то он обязательно вечером после работ два часа шел пешком до своей каливы, чтобы поправить лампаду, а потом возвращался в Пантократор. Все свои нищенские сбережения он приносил в дар Богородице, покупая масло, свечи и ладан. Дверь своей каливы он никогда не запирал. Когда его спрашивали, не боится ли он воров, он отвечал вопросом на вопрос: «Я пришел, чтобы спасти Богородицу, или Богородица меня?» Перед иконой Божией Матери он испустил свой последний вздох, возлагая на Богородицу всю свою надежду. Помните, преподобный Серафим тоже так любил Божию Матерь, так много молился Ей, что и смерть застала его перед Ее иконой. И такой же блаженной кончины удостоился этот простой монах Никита.
На вере и любви ко Христу и Божией Матери основана вся наша монашеская жизнь. Всё, что мы делаем, мы делаем с Их помощью. Куда бы мы ни пошли – Они сопутствуют нам. Какой бы труд ни предприняли – Они участвуют в нем. Во время постов и бдений – подают нам силы. В радостях – сорадуются нам, в печалях – утешают и ободряют. И для нас так естественно постоянно обращаться к Ним за помощью, во всем надеяться на Них, а не на себя. Если мы будем так делать, то монашеская жизнь всегда будет приносить нам радость. И даже в самых трудных искушениях мы никогда не будем терять упования, зная, что Господь и Богородица ведут нас к свету. Любое искушение прейдет, а радость только еще больше умножится. Это закон монашеской жизни.
У святителя Николая Сербского одна девушка спрашивала совета, что ей избрать: жизнь в миру или монашество. И он ответил ей, что если она желает истинной, нескончаемой радости, то пусть предпочтет стать невестой Небесного Жениха, а не земного. Вот как он ей писал:
«Плотской брак начинается с радости, а продолжается горечью, в духовном же наоборот: вначале – горечь, потом – радость. Если хотите вкусить духовный брак, в котором любовь, чем больше длится, тем больше возрастает, что еще могу посоветовать вам: во имя Божие идите в монастырь».
И я желаю, чтобы и всем нам, избравшим монашеский путь, жизнь со Христом и Божией Матерью приносила всё большую радость. И чтобы эта радость продолжилась и в будущем веке.