По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Примечания

[1] Заметим здесь, что похвальные слова на светоносное Воскресение Пасхи предлагают следующие божественные отцы. У Златоречивого [то есть Златоуста] есть слово, начало которого: «Если кто благочестив и боголюбив»; другое: «Вы видели вчера благоразумие разбойника»; иное с началом «Мы отложили бремя поста»; и иное с началом «Вновь настоятельная и неотложная необходимость». Этот же самый Златоуст имеет и другие восемь слов, стоящих подряд и посвященных празднику Пасхи - смотри их в 5-м томе Этонского издания Златоуста; и еще слово, начало которого: «Радуйтесь всегда о Господе», и иное: «Сегодня благовременно». У Григория Богослова есть слово, начинающееся: «Воскресения день»; другое: «На страже моей стану». У Григория Нисского слово с началом: «Если некое благословение патриархов», другое: «Нищие людей». У Василия слово, начало которого: «Побуждает меня к слову». Одни хранятся в Великой Лавре, другие - в Ватопеде, Ивероне и Дионисиате. У блаженного Нила Синайского (по справедливости он мудрый ученик Златоуста) есть два слова на Пасху - первое: «Словами Воскресения почтим день Воскресения - Воскресение есть некая вторая душа для людей...»; второе: «Глава Промысла Господня - Воскресение; душа же, помнящая главное и живущая в благодарении благодетелю, становится неуязвимой для ловушек врага...». Отрывки из этих слов сохраняются в Мириобиблионе Фотия. (Здесь и далее, кроме особо отмеченных случаев, примечания прп. Никодима). О каноне второго гласа, который составил божественный Косьма на это светоносное Воскресение Господа, смотри в толковании настоящего канона в примечании к тропарю: «Ныне вся исполнишася света...».

[3] Преподобный Никодим имеет в виду слово свт. Григория Богослова «На Пасху и о своем промедлении», произнесенное по следующему случаю. Когда св. Григорий против воли был поставлен в пресвитеры, с назначением вспомоществования в управлении назианзской паствой епископу, престарелому отцу его; тогда св. Григорий, по чувству смирения и потому, что в новом назначении видел препятствие своему стремлению к созерцательной жизни, удалился в Понт, однако, немного спустя, в самый день Пасхи, он возвратился в Назианз и произнес настоящее слово. (Примечание переводчика).

[4] Этими рассуждениями Богослов показывает, что он не принимает это мнение многих, то есть то, что Пасха названа так от наименования спасительного страдания, но, как он сам говорит, Пасха переименована из Фаски, и это истинно. Во-первых, потому, что мы видим, что и семьдесят толковников слово «Фаска» изменили в «Пасха», и читаем в книге Исход: «Снесте е со тщанием, Пасха есть Господня» (Исх. 12, 11) и еще: «Сей закон Пасхи» (там же, ст. 43), и во многих других местах. Во-вторых, потому, что если Пасха происходит от слова «страдать» (pascen), то оно больше не означает «переход», - сам певец называет это мнение пустым и так же говорят многие другие. А Златоуст подразумевает другое понимание слова «Пасха»: «И само это название праздника, если его истолковать, имеет по истине величайшее преимущество - ибо, с одной стороны, Пасха, согласно толкованию, есть прохождение мимо и обозначает то, что губитель, поразивший первенцев, прошел мимо еврейских домов; а с другой стороны, обозначает действительное прохождение губителя мимо нас, когда раз и навсегда он миновал нас, восставленных Христом к вечной жизни» (Слово первое на Пасху из восьми, начало которого «Пасха земная»).

[5] Спасение невидимого мира, согласно Никите, толкователю Богослова, есть или то, что нашлась заблудшая из ста овец (Адам и происшедшие от Адама) и восполнилось недостающее, или же, что вероятнее и более подходит, - то, что ангелы, будучи сначала трудноподвижны на зло, но не неподвижны, приняли спасительную неизменяемость не по природе, но по благодати и уже не боятся перемены к худшему и происходящей от нее погибели. Почему же он говорит, что весь видимый мир был спасен, в то время как не все люди были спасены? Мы отвечаем, что это говорится согласно цели Спасителя, потому что Христос за всех умер и воскрес, а согласно исходу дела, только уверовавшие и сохранившие заповеди были спасены.

[6] Говорит и Зонара: «Небесные Силы пусть возрадуются о спасении людей, ибо если, как сказал Господь, радость бывает об одном грешнике кающемся, то неужели небеса не возвеселились бы о спасении человеческом? Они возвеселились и о том, что через спасаемых восполняется спадший с небес небесный чин ангелов, ибо и тому горнему миру следовало быть восполненным и не имеющим недостатка, как сказал Григорий Богослов:“Следовало горнему миру быть восполненным. Христос повелевает - не будем противиться. Земные (то есть живущие на земле люди) пусть, избавившись от тирании демонов, возрадуются, чтобы исполнилось пророчество Исаии, гласящее: “Отъят Бог всяку слезу от лица земли” (то есть от всякого человека; см. Ис. 25, 8)”».

[7] Заметим здесь, что и божественный Косьма, нравом и душой подобный богодохновенному Иоанну, с любовью и усердием потрудился над каноном на этот праздник светоносного Воскресения Господа. Этот канон второго гласа имеет ирмос «Приидите людие...». Он хранится в библиотеке царственного и величественного Ватопедского монастыря, как возвестили нам его насельники. Оглашается слово, дошедшее до нас от отцов, что сначала божественный Косьма прочел свой канон и похвалил его священный Иоанн, потом же и божественный Иоанн прочел свой. Когда он дошел до этого тропаря: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя...», тогда божественный Косьма чрезвычайно изумился и поразился: «И ты, брат Иоанн, в этих трех объял все мироздание и ничего не упустил из внешнего. Итак, я побежден и признаю свое поражение. Поэтому пусть твоему канону принадлежит первенство и превосходство и пусть он поется народом в церквах Христо-вых, а мой пусть остается в тайне и во тьме, как недостойный света и из-за его смысла, и из-за печального и плачевного гласа, которым он составлен и который никоим образом не соответствует блистательнейшему и радующему мир Воскресению Христову».

[8] Правильно сказал Макарий Египетский в двенадцатой беседе: «Тебе надобно сораспяться с Распятым, пострадать с Пострадавшим, чтобы после сего и прославиться с Прославившимся (Рим. 8, 17). Ибо невесте необходимо пострадать с Женихом и через это сделаться общницею и сонаследницею Христовою. И никому не дозволено без страданий, минуя путь неровный, тесный и узкий, войти в град святых, упокоеваться и царствовать с Царем нескончаемые веки».

[9] В некоторых списках ошибочно пишется brotÒj (смертный, человек) через О. [Очевидно, что принятый сейчас в Русской Православной Церкви перевод текста Пасхального канона выполнен с рукописи, содержащей ту самую ошибку, о которой говорит прп.Никодим. - Примечание переводчика]

[10] Насилие, о котором говорит здесь Григорий Богослов, так толкует истолкователь Никита: «Велика сила Господа - ибо ее называет Богослов насилием, - применяя которую, Он превышеественно отверз запоры девства, не открытые общением с мужем. Вместе и девственные и материнские запоры - ради чуда, ибо здесь соединились оба, девство и рождение. Мужеским полом называет Христа и Исаия, говоря: «И приступих ко пророчице, и во чреве зачат и роди сына .. и прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол (Ис. 8, 3; 66, 7)». Богородица - пророчица, так как произнесла пророчество, касающееся Ее Самой: «Се бо, отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 49).

[11] В греческом языке слова «Христос» и «благой» отличаются только одной буквой. (Примечание переводчика)

[12] Изысканно и то, что говорит Зонара в толковании тропаря четвертого гласа Октоиха, который гласит: «Вознесена Тя видяще Церковь»: «Солнцем правды Христос называется как создатель времен, потому что и это чувственное солнце ограничивает меру нашего времени. Называется же солнцем и как просветивший мир Своим пришествием, ибо как солнце, восходя, рассеивает тьму, просвещает землю и дает имеющим глаза видеть то, что можно увидеть, а преимущественно перед другим - само солнце, так и Христос, взойдя, рассеял тьму неверия и неведения истинного Бога и осветил землю, то есть созданных из земли людей, и имеющим умные очи позволил познать достойное познания, то есть предметы духовные, и преимущественно перед другим - Того, Кто возжег умный свет. Солнцем называется Христос и потому, что Он, будучи предвечным Богом, впоследствии стал плотью, ибо так было и с солнцем - сначала был свет, а позднее в основу был положен диск и свет оказался воспринят в него. Солнцем Правды же - потому, что Он вмещает всякую добродетель, как и Сам Он сказал Иоанну: «Ибо тако подобает нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), и потому, что Он стал причиной всякой праведности для всех людей, ибо ничто благое без Него не совершается (Иоан. 15, 5). Еще называется Солнцем правды Господь потому, что во время Своего первого пришествия просветил сидящих во тьме и сени смертной и передал праведность, то есть оправдал, а во второе Свое пришествие мучающимся в этой жизни добровольно или от различных искушений воздаст праведное воздаяние».

[13] В оригинале игра слов: еврейское слово «Азот» созвучно образованию из греческой приставки «а», обозначающей отрицание, и корня «зо» («жизнь», «жить»). (Примечание переводчика).

[14] Дословный перевод с греческого, так как греческий текст Септуагинты и славянский текст Елизаветинской Библии в этом месте различаются. (Примечание переводчика).

[15] По священному Феофилакту и Иоанну Зонаре, трояким образом понимается немощь: или немощь телесная, или гнилость в вере, или немощь козней, бесчестий и страстей, и согласно третьему значению говорится здесь о немощи Господа, по которой Он был распят, - поскольку претерпел козни, оскорбления и страсти. Как безумием Павел называет проповедь Евангелия (потому что так считалось неверными), так и здесь говорит, что Христос был распят от немощи - так мнилось иудеям и еллинам, но не было так на самом деле.

[16] Сказал и Григорий Богослов: «Он был послан, но как человек (потому что в Нем было два естества), а если послан и как Бог, что из сего? Под посольством разумей благоволение Отца, к Которому Он относит дела Свои, чтобы почтить безлетное начало и не показаться противником Богу. О Нем говорится, что предан (Рим. 4, 25); но написано также, что Сам Себя предал (Еф. 5, ст. 2 и 25). Говорится, что Он воздвигнут Отцом и вознесен (Деян. 3, 15; 1, 11); но написано также, что Он Сам себя воскресил и восшел опять на небо (1 Сол. 4, 14; Еф. 4, 10) - первое по благоволению, второе по власти» (Слово на Пасху). Сказал и Зонара: «И то, что Сын приписывает Свои дела Отцу, - дело благочестивое, и Самому Сыну вменять их не есть неприлично, ибо и Он Бог равносильный и все может наравне с Отцом» (В толковании Октоиха).

[17] Ибо согласно Зонаре (в толковании на третий глас Октоиха), «люди были как бы связанными в аду и объятыми смертью, их, окованных отчаянием, воззвали оттуда», ибо праведные надеялись на Воскресение, как говорит в другом месте этот богоподобный отец (то есть Иоанн Дамаскин): «Поминали Тебя заключенные в аде и оставленные души праведных и просили у Тебя спасения, другие же из умерших не имели надежды избежать тамошнего отчаяния; после же того, как Господь умер и воскрес, были освобождены и они из уз отчаяния, поскольку узнали, что непременно будут воскрешены».

[18] Заметим здесь, ради любителей учености, что по шести причинам возжигаются в Церкви огни, свечи, лампады и светильники. Во-первых, в славу Бога, истинного Света, просвещающего всякого человека. Во-вторых, для изгнания тьмы ночи и упокоения, потому что писал божественный Иероним против Виглантия: «Мы возжигаем свечи не во время светлых дней, но для того, чтобы получить утешение при ночном мраке» и Григорий Богослов сказал: ««Прекрасно у нас и вчера блистало и осиявалось все светом, каким наполнили мы и частные дома, и места общественные, щедрыми огнями просветив ночь» (Слово на Пасху). В-третьих, в знак радости и веселья, потому что сказал вышеупомянутый божественный Иероним: «В церквах, находящихся на всем Востоке, в то время когда читается Евангелие, возжигается свет, знаменуя свет блистательно сияющего Солнца, не для действительного изгнания тьмы, но для того, чтобы показать знамение радости и веселости». В-четвертых, в честь мучеников и святых, потому что говорил тот же самый Иероним: «Если же некоторые из народа делают это в честь мучеников (то есть возжигают свечи и лампады), какой же здесь вред? (То есть никакого.) Итак, те, которые возжигают свечи, по вере своей получают воздаяние, как апостол говорит: «Каждый изволение имать» (2 Кор. 9, 7). И во время погребения святого священномученика Киприана были воззжены светильники, как повествует диакон Пантий, описавший его житие. В-пятых, те, кто возжигает лампады, возводясь к высшим предметам, постигают иной смысл и таинство: они подразумевают под этим свет наших добрых дел, как сказал Господь: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех». Они постигают и таинство просвещения в будущем веке, поскольку Григорий Богослов сказал: «Светильники, которые возжешь, таинственно образуют тамошнее световодство, с которым мы, чистые и девственные души, изыдем в сретение Жениху» (Слово на Крещение). (Смотри и у Кирилла Иерусалимского в первом оглашении, и у Августина в толковании на 15 псалом, и у Евсевия в жизни Великого Константина, кн. 4, гл. 22.) Сказал же и Иероним, что при гробе преподобного Павла собралось многое множество клириков и монахов со светильниками, и Григорий Нисский о том же говорит в житии Макрины, и Феодорит в слове на возвращение мощей божественного Златоуста. Добавлю здесь и шестую причину, по которой возжигаются лампады, - ради прощения грехов тех, которые их приносят, ибо поскольку лампады возжигаются в честь Бога и святых, постольку прощаются грехи тех, за кого совершается это приношение, живых ли или усопших, как сказал мученик Димитрий церковному сторожу, кравшему лампады.

[19] О двух предметах нужно нам заметить в толковании этого тропаря: во-первых, как считается тридневным Воскресение Христово; во-вторых, почему оно было тридневным? О первом мы скажем, что Церковь Христова начинает сутки не с утра, но с вечера, как сказал Анастасий Синаит: «Согласно тому, как Моисей описывает сотворение мира, невозможно сказать, что ночь была прежде дня, ибо природа истинного света создала первый день. Итак, был вечер, когда зашел свет, и была ночь, и было утро, день один. А поскольку во Христе новая тварь, как говорит апостол, то Христова Церковь уже не следует Моисееву знанию, поскольку Христос оказывается воскресшим из мертвых в субботу. Поэтому устроил и приказал Бог, чтобы и иудеи с вечера пятницы начинали субботу - ради того, чтобы им не иметь благословного обвинения против нас, начинающих Воскресение с вечера субботы. Так сотворил Бог, чтобы ты узнал, что мы пришли из тьмы в свет» (Вопросоответ 87). Итак, поскольку Христос умер в девятый час Великой Пятницы, а пятница началась с вечера Великого Четверга, - вот один день, ибо целое берется от части. Еще с вечера пятницы до вечера субботы - один целый день, суббота, которая считается вторым днем. А начинающееся с вечера субботы Воскресение заканчивается вече-ром в воскресенье - вот и третий день, в который, в шестой час ночи, воскрес Господь. Это исчисление трех дней Воскресения Господа является в большей степени заслуживающим вероятия. И в книге Левит Бог, повеле-вая, преподал иудеям закон: «От вечера до вечера субботствуйте субботы ваша» (Левит. 23, 32), каковому закону последует уже и Христова Церковь. А в отношении второго предмета, то есть того, почему тридневным было Воскресение Господне, так говорит Макарий Хрисокефал: «Ибо следовало, чтобы чудо восстания произошло, пока еще сидят стражники и в течение трех дней, - поскольку то, что в свое время было безупречным, позже могло стать подозрительным; и случаясь быстрее определенного срока, оно показывало силу, а медленнее - показало бы немощь. Ведь Господь мог и вместе со своей кончиной, и в самый момент Своей смерти тут же воздвигнуть Свой храм, но для того, чтобы таинство смерти было достоверным и никто не мог сказать, что Он и не умирал, восстал тридневен. И вновь, чтобы в том случае, если Он будет пребывать в умерщвлении больше, не подверглось клевете возвращение к жизни, Спаситель не стерпел, чтобы завершился и трехдневный срок, но воскрес и прежде установленно-го срока, сделал же час Своего Воскресения никому не известным, поскольку не говорит о нем никто из евангелистов, но отмечают они появление мироносиц и поспешный приход учеников, а в особенности упоминают о присутствии ангелов» (Слово на Воскресение). Заимствовал же это Хрисокефал у Златоуста.

[20] Поэтому да постыдятся нечестивейшие антидикомарианиты, которые дерзают говорить, что после рождения Спасителя Дева вступила в брачное общение с Иосифом, как говорит о них Епифаний в томе втором против ересей. Златоречивый говорит: «Такой праведник (каков Иосиф) не захотел познать Деву после того, как она столь чудно соделалась матерью, и удостоилась и родить неслыханным образом, и произвести необыкновенный плод» (Омилия 5 на евангелиста Матфея). Если же смущает их изречение: «И не знаяше Ея дондеже роди Сына Своего первенца», пусть послушают, как удивительно толкует его тот же самый Златоречивый: «Здесь еванге-лист употребил выражение “до тех пор пока”; но ты не подозревай, будто Иосиф после познал ее, но знай, что Дева прежде рождения была совершенно неприкосновенною. Почему же, скажут, употребил он слово: “пока”? Потому, что в Писании часто так делается. Это слово не означает определенного времени. Так и о ковчеге сказано: “Выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды” (Быт. 8, ст. 7, 14), хотя он и после не возвратился. Также о Боге Писание говорит: “От века и до века Ты еси ” (Пс. 89, 2), но тем не полагает пределов».

[21] Поскольку эти слова Богослова несут некоторое затруднение для понимания, пусть будет здесь ради любящих ученые беседы приложено толкование, которое делает на эти слова толкователь Никита: «Называет Христа жертвенным животным великим и не принесенным в жертву - вообще великим, а не б?льшим, совершенно из-бегая сравнения с чем-либо другим; жертвенным животным - как по человечеству закалаемым за мир; не принесенным в жертву - по первой природе, то есть по Божеству, ибо Оно не пострадало и не было принесено в жертву. Божество есть первая природа, поскольку Оно является началом других природ и превосходит человечество. Назвав одного и того же Христа и принесенным в жертву, и не принесенным и почувствовав, что тайне приличествует объяснение, он добавил: «Чтобы мне сказать таким образом...» - ради того, чтобы оказать ува-жение и уменьшить дерзновение... Называет же его и вечно существующей очистительной жертвой за всю все-ленную не ради законных жертв, ибо они очищали только землю иудеев, причем лишь до некоторого времени и за определенный грех».

[22] Не могу умолчать здесь о повествовании про Марию Магдалину, которое приводит святой Модест, Патриарх Иерусалимский, ибо оно поистине изящно и многовожделенно для любителей учености. Об этом повествовании рассказывает рассудительнейший Фотий в Мириобиблионе, чтение 275-ое. «Мы находим, что Писание использует число семь в отношении и добродетелей, и пороков. По справедливости Спаситель избирает Марию Магдалину, из которой Он изгнал семь бесов, чтобы с ее помощью изгнать начальника злобы из человеческой природы. Повествования учат о девственной жизни Магдалины и приводят свидетельство о ней, в котором говорится, что благодаря крайней степени ее девства и чистоты, она показалась своим мучителям подобной чистому стеклу. После Успения Госпожи нашей Богородицы отправившись в Ефес к возлюбленному ученику (Иоанну), мироносица Мария там завершила апостольский путь через мученичество, не желая вплоть до самой кончины разлучиться с Девой и евангелистом Иоанном. Как начаток апостолов, Петр был наименован камнем ради непоколебимой веры, которую он имел ко Христу, так и она, став родоначальницей учениц, ради своей чистоты и вожделения, которое она имела ко Христу, получила от Спасителя имя Мария, подобно Матери Божией. И как Владыке (Христу) последовал лик учеников, так и Владычице и Матери Господа последовал лик поучающихся жен, ибо некогда, как говорит Писание, дивились ученики, что Господь говорил с женщиной (см. Ин. 4, 27). Ясно, что у Господа не было такого обычая, но Мать Владыки совершала евангельский путь вместе с Сыном и Творцом, а мироносицы следовали за Ней, из своих имений служа в необходимом общему всех Владыке и ученикам» (Слово на мироносиц). Заметим же и то, что священная рука этой мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины, находится в священном и честном монастыре киновии Симона Петра на святоименной горе Афон, изливая чудеса и источая благодать исцелений, словно вечная река, - как свидетельствуют о том видевшие ее и лобызавшие с благоговением.

[23] То, что женщина первой увидела Воскресшего, исчерпывающе доказывает божественный Григорий Фессалоникский, делая такое предисловие в своем слове на мироносиц: «Воскресение Господне является обновлением человеческого естества и оживлением и воссозданием и возвращением к бессмертной жизни первого Адама, который чрез грех был поглощен смертью, и через смерть снова отошел в землю, из которой был создан. Как тот в начале, будучи создан и приведен в жизнь, никого не видел из людей, ибо в тот час кроме него не было ни одного человека; после же того, как принял дух жизни, чрез дуновение Божие, первою из всего другого он увидел женщину, ибо Ева была первым после него человеком; так и Второй Адам, Который есть Господь, восстав из мертвых, никого не видел из людей, ибо из Его близких никто не присутствовал (при этом), а стерегущие гроб воины, охваченные страхом, были как мертвые; по Восстании же, Он увидел первой из других людей Женщину, как мы это слышали, когда сегодня благовествовал Марк».

[24] Это истолковывает схолиаст Никита: «Мария Магдалина - каждая деятельная душа, которая очищается с помощью слова евангельских заповедей от пристрастия к настоящей седьмеричной жизни, как от одержимости демонами; Саломия, чье имя толкуется как «мир», - та душа, которая победит страсти, подчинит тело душе, через созерцание духовных разумений примет знание сущих и благодаря этому получает совершенный мир; Иоанна толкуется как «голубка» и есть та незлобивая и плодовитая в добродетелях душа, которая с кротостью отвергает всякую страсть и с рассуждением горяча к рождению духовных добродетелей. Если такой станет твоя душа, возлюбленный, приди, подобно мироносицам, со тщанием и ревностью (ибо утро показывает быстроту и тщание) ко гробу, то есть к той глубине, в которой сокрыты слова земных и небесных, или к собственному твоему сердцу (ибо говорит богоносный Максим, что сердце каждого из верных есть Владычный гроб, глава 61 шестой сотницы богословских глав), и ищи со слезами умными и чувственными узнать, воскресло ли в тебе слово добродетели и знания. И если найдешь таким образом, сначала увидишь, что отвалился от твоего сердца камень, то есть нечувствие к слову, и после того как он будет отвален, увидишь ангелов, то есть движения твоей совести, которые возвестят тебе, что воскресло в тебе умерщвленное злобой слово добродетели и знания, - поскольку в душе человека, ведущего дурную жизнь, правое слово бездейственно, иным образом - оно мертво. И в целом, позднее увидишь и Самого Бога Слова, Который явится уму обнаженным и без образов и символов и наполнит умные силы твоей души благодатью духовной».

[25] Смотри об этом в книге «Духовные упражнения» в поучении десятом.

[26] И златой языком Иоанн надлежащим образом сказал: «Давайте будем возглашать Воскресение Спасителя, а вернее, прославлять наше собственное спасение, ибо благодаря Воскресению Христову угашается геенна огненная, умирает червь неусыпающий, ад приходит в смятение, скорбит диавол, грех умерщвляется, духи лукавые изгоняются, люди от земли восходят на небо, сущие во аде освобождаются от уз диавола и, прибегая к Богу, говорят диаволу: “Где твоя, смерть, победа? Где твое, ад, жало? Христос, Который доставляет нам все блага, - вот виновник этого святого праздника и торжества, ибо Он изначала сотворил нас, Он и ныне погубленных спас, умерщвленных оживотворил и избавил от власти ада”» (Слово на Воскресение, начало которого: «Радуйтесь о Господе всегда...»).

[27] Поэтому и те, которые называют ночью Воскресения ночь Великой Субботы, называют ее так, поскольку она есть преддверие Воскресения Господа, которое празднуется в седьмой час ночи и во весь наступающий день воскресенья до вечера.

[28] Божественный Григорий Фессалоникийский в Слове на Новую Неделю говорит: «Чем пятница является по отношению к субботе, тем суббота - по отношению к Господнему Дню, который явно превосходит ее, как завершение и истина превосходят начало, и образ, и тень. Такое превосходство и святость Господнего Дня происходят как следствие преблагословенного завершения дела в этот день и ожидаемого в сей день всеобщего воскресения, совершенного вхождения достойных в божественный покой и возрождения всего мира... Ясно показывал Моисей, что и восьмой день должен быть называем нами “святым”, предвозвещающим как бы божественное и всеславное и священное достоинство Господнего Дня, которое наступит после того, как все ветхозаветное минует». Называется же воскресенье восьмым согласно тому же самому божественному Григорию, не только потому, что по счету оно идет после седьмого дня, но и потому, что произошедшее в воскресенье Воскресение Господа по счету восьмое после семи воскресений из мертвых, бывших от века. Три воскресения совершились в Ветхом Завете: одно совершил Илия и два - Елисей. Четыре воскресения совершил в Новом Завете Господь: дочери Иаира, сына вдовицы, Лазаря и воскресение многих святых в Великую Пятницу. А восьмым было Воскресение Господа. «Так что (согласно словам того же божественного Григория) Воскресение Господа не только совершилось в восьмой день, но и восьмым числится после тех, которые ему предшествовали; но оно же и первое по отношению к ожидаемому восстанию всех во Христе, а лучше сказать - к воскресению (восстание есть явление, когда воздвигнутые умерли вновь, как было в вышеприведенных случаях; а воскресение в собственном смысле - то, когда воздвигнутые уже никогда не умирают, что можно сказать о Воскресении Господа и воскресении воскрешенных для совершенства), ради Воскресения и воспевается Христос, начаток усопших и первородный из мертвых». И третья причина, по которой Воскресение называется восьмым, согласно тому же Григорию, - то, что Христос, явившись апостолам в воскресение Пасхи, спустя восемь дней явился им снова, когда усомнился в Нем Фома. Так Церковь Христова, отсюда взяв повод, каждые восемь дней празднует Воскресение; другие праздники празднуются только раз в год, а Воскресение - 43 раза в год.

[29] В других рукописях неправильно написано: «Царствия Христова», ибо правильнее писать «Царствия и Хри-ста», согласно анонимному толкователю.

[30] Итак, всем христианам следует послушаться этого благовестия соименного благодати Иоанна и причащаться сегодня (то есть на Пасху) Божественных Таин, даже если они и причастились в Великий Четверг или Великую Субботу, потому что тот, кто причащается сегодня, поистине и в собственном смысле совершает Пасху. Истин-ная Пасха христиан - это Христос, Которого они причащаются в Таинствах, как и Павел утверждает: «Ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (1 Кор. 5, 7) и Златоуст: «Ибо Пасха - это не пост, но приношение и жертва, бываемая по обычаю в каждом собрании» (Слово на прежде постящихся в Пасху). А те, которые не причащаются сегодня, если только у них нет какого-либо препятствия, совершают Пасху не истинную, но мирскую, то есть заключающуюся только в пасхальной еде, которую они вкушают, и в нарядной одежде, которую надевают. Кроме того, и духовникам - и тем следует слушать это увещание богоносного и духоносного этого отца, и не только не возбранять причащаться, но даже и побуждать к причащению своих духовных чад, у которых нет канонических препятствий к тому, чтобы причащаться в этот светоносный день. И пусть они делают это ради послушания в особенности божественному Златоусту, который взывает в своем огласительном слове и побуждает христиан к причащению нескверных Таинств, говоря так: «Трапеза (то есть Божественных Таинств) исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный (то есть Христос, предложенный на святой трапезе), никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира благодати». А если какой духовник возбранит сегодня принимать Божественные Тайны тем, кто не имеет препятствия к тому, - тот преступник священных правил божественных отцов и потому по справедливости достоин он осуждения как человекоугодник и как последующий новейшему и беззаконному обычаю тех, которые многими почитаются за рассудительных. Кто хочет, пусть посмотрит 66 правило святого VI Вселенского Собора, чтобы узнать, что христиане должны оставить театры и забавы на всю Светлую седмицу, чтобы находиться в церквах, славословить Воскресшего Христа, слушать Божественные Писания и причащаться Божественных Таин. О святейший обычай древних христиан, почему ты оставил несчастный род христиан сегодняшних и пропал?

[31] Смотри богословское примечание о слове «пребожественный \ превысший Божества» в том тропаре канона на Богоявление, который говорит: «Троицы явление во Иордане бысть, самое бо Пребожественное Естество», в восьмой песни.

[32] Существуют и другие причины, по которым сегодня Богородице подобает радоваться больше и апостолов, и других мироносиц. Во-первых, Она ранее всех людей приняла благовестие о Воскресении Своего Сына. Во-вторых, Она раньше всех увидела Своего Воскресшего Сына, беседовала с Ним и прикоснулась к Его нескверным ногам. В-третьих, ради Нее отверзся гроб. И в-четвертых, Ей благовествовал о Воскресении Господа знакомый Ей благовестник - архангел Гавриил. Это все доказывает и утверждает великий Григорий Фессалони-кийский в Слове в Неделю Мироносиц, говоря следующее: «То, что не столь ясно возвещено Евангелистами, я раскрою вашей любви. Итак, благовестие о Воскресении Господа первая из всех людей - что было подобаю-щим и справедливым - приняла от Господа Богородица, и прежде всех Она увидела Его воскресшим, и насла-дилась Его божественной речью, и не только узрела Его очами, и услышала Своими ушами, но и первая и единственная прикоснулась к Его пресвятым ногам, хотя все это открыто не говорится Евангелистами, по причине нежелания приводить Матерь во свидетельство, чтобы не дать неверным повода к сомнению. ... поскольку мы получаем слово от Того, Кто сказал: “Ничтоже сокровенно будет, еже не открыется”, - пусть и это будет явленным». Святой последовательно, многими словами доказывает, сопоставляя повествования Божественных евангелистов, рассуждающих о мироносицах, что Богородица первой удостоилась вышеуказанного, а затем говорит и следующее: «Я думаю, что ради Нее первой был открыт живоприемный гроб. Чрез Нее первую, и ради Нее Господь открыл нам все, что на небесах вверху и что на земле долу. И ради Нее Он послал Ангела, дабы он воссиял как молния, так чтобы пока еще было темно, благодаря обильному свету Ангела, Она бы увидела не толь-ко пустой гроб, но и плащаницы, положенные в порядке и многообразно свидетельствующие о восстании По-гребенного. Благовестником же (Воскресения) был тот же Ангел Гавриил». Согласно говорит и Никифор Каллист в синаксарии Господней Пасхи: «И сначала о Воскресении стало известно Божией Матери, которая сидела напротив гроба с Магдалиной, как говорит Матфей. Но чтобы Воскресение не подверглось сомнению из-за родственной связи Спасителя с Матерью, евангелисты говорят, будто первой увидела Мария Магдалина».

[33] Древние цари столь почитали праздник Пасхи и столь благоговели перед ним, что не только в тех городах, над которыми они царствовали, освобождали из темниц находящихся там за долги или по другим обвинениям, но и в отдаленные места отправляли послания с приказом, чтобы были освобождены заключенные там, - и в особенности делал так великий Феодосий. Что я говорю? И сами неверные и нечестивцы почитают праздник Пасхи, как и утверждает эти две вещи Златоречивый, который говорит: «Настоящий праздник (Пасха), которую и неверные почти все чтят, которую и сам этот боголюбивый царь (Феодосий Великий) так чтил и почитал, что превзошел по благочестию всех властвовавших прежде него. Именно в эти дни отправив послание, он отпустил в честь праздника почти всех живущих в темницах» (Слово третье на статуи). Это подобает помнить и сегодняшним христианам, а в особенности богатым, и освобождать в праздник Пасхи находящихся в темницах.

[34] Сказал и Златоречивый: «Поэтому всякий, зная принесенную за него в жертву Пасху, должен считать началом своей жизни то время, с которого Христос сделался жертвой за грех. А жертвой становится Он за него тогда, когда он познает благодать и поймет начавшуюся через ту жертву жизнь. И познав это, должен стремиться получить начало новой жизни и более не возвращаться к прежней, конца которой достиг» (Слово 1-е на Пасху, начало которого «Пасху земную...»).