По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Что доставляет покой Богу? Шестнадцатая беседа митрополита Афанасия Лимасольского о Божественной Литургии

На прошлой беседе мы с вами рассмотрели песнопение «Приидите, поклонимся и припадем...», которое поется в то время, когда священнослужители совершают вход с Евангелием в алтарь.

По окончании входа хор начинает петь тропари и кондаки, определенные богослужебным уставом для данного дня. В это время иерей, стоя перед престолом, вполголоса читает молитву. Вообще в продолжение Литургии священник читает много молитв. Те из них, которые обращены к Богу непосредственно от лица иерея, он произносит вполголоса, тайно. Другие читает громко, так чтобы молящиеся слышали их содержание. Одной из так называемых тайных молитв и является молитва Трисвятого пения.


Приведем ее сначала всю целиком: «Боже Святый, Иже во святых почиваяй, Иже трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый и от Херувимов славословимый, и от всякия Небесныя Силы покланяемый, Иже от небытия во еже быти приведый всяческая, создавый человека по образу Твоему и по подобию, и всяким Твоим дарованием украсивый; даяй просящему премудрость и разум, и не презираяй согрешающаго, но полагаяй на спасение покаяние; сподобивый нас, смиренных и недостойных раб Твоих, и в час сей стати пред славою святаго Твоего жертвенника, и должное Тебе поклонение и славословие приносити. Сам, Владыко, приими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею, прости нам всякое согрешение вольное же и невольное, освяти наша души и телеса, и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего, молитвами Святыя Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших».

А сейчас попробуем разобрать первые строки этой молитвы. «Боже Святый, Иже во святых почиваяй, иже трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый и от Херувимов славословимый, и от всякия Небесныя Силы покланяемый…». Более простыми словами: «Боже Святый — Ты, Который почиваешь во святых, Которого воспевают Трисвятой песнью Серафимы и славословят Херувимы и Которому поклоняются все Небесные Силы…». Иерей обращается напрямую к Богу, именуя Его Святым. На Литургии и священник, и все мы через священника получаем возможность говорить с Богом лицом к лицу — подобно тому, как мы говорим со своим отцом, другом, самым близким для нас человеком. В то же время мы обращаемся к Богу с безусловным почтением и любовью. Мы и почитаем Его — как Святого, Пренепорочного, Истинного Бога, сотворившего небо и землю, мы и любим Его — поскольку Он наш Отец, Брат, Он для нас всё.

«Боже Святый». «Святой» означает, что в Боге нет никакой скверны, ничего темного, мрачного, небезупречного. Бог Свят, и Он — единственный Святой. В точном смысле слова никто другой не свят, кроме Бога. Те, кого Церковь именует святыми, святы в относительной мере. Праведники жили по заповедям, подвизались и благодаря этому стали друзьями Божиими, причастниками Его святости. Но единственный Святой в полной мере — это Троичный Бог.

На днях я посещал одну школу, и там мне задали вопрос:

— Если когда-то наука докажет, что Бога нет, что вы тогда будете делать?

— Ничего, — ответил я. — Потому что наука просто-напросто не сможет доказать того, что Бог не существует. Напротив, наука очень часто опровергает саму же себя.

Например, как часто бывает, ты пьешь какое-то лекарство, а через двадцать лет узнаёшь, что это лекарство снято с производства, поскольку было доказано, что оно причиняет вред. В науке есть много такого, что сегодня она выдает за абсолютную истину, а через пятьдесят лет отвергает, объявляя, что, согласно последним открытиям, истина представляет собой нечто иное. И это правильно, так и должно быть. Само слово «наука» происходит от глагола «научаться». Когда-то у людей были одни взгляды, на основании научных данных их времени, сейчас — другие. Наука движется вперед, делает открытия, получает новые знания и опровергает или исправляет старые воззрения. Это естественно.

Но в Боге нет ничего такого, что подвергалось бы опасности быть оспоренным, поставленным под сомнение. В первую очередь по той причине, что Бог превыше всего. Наука не способна постичь бытие Божие: Бог вне сферы научного познания. Бога невозможно познать посредством человеческой логики ― Бог открывается человеку через благодать Святого Духа. В Боге нет так называемых «слабых мест», которые могут быть исправлены или изменены. Бог Свят, и Свят в абсолютной мере. Это очень важная истина, которую мы должны знать. Если мы почитаем святых, современных нам или древних, то делаем это по той причине, что святые стяжали благодать Святого Духа, стали причастными святости Бога, тем самым подтвердив истинность евангельских слов. Однако единственный истинно Святой — это Бог. Не только мы, жалкие грешники, но и святые Церкви, несмотря на свою праведность, не перестают оставаться людьми, с присущим каждому человеку несовершенством.

Поэтому мы допускаем ошибку, когда идеализируем служителей Церкви и говорим: «Почему этот священник, этот духовник, этот епископ так себя ведет?» Все мы, люди, подвержены человеческой немощи и несовершенству. Это важно помнить как в отношении ближних, так и в отношении самих себя. Нужно принимать себя такими, какие мы есть, не допуская, чтобы нас охватывала мания совершенства, не доводя себя до болезненных душевных состояний, когда человек мучает себя сомнениями: «Сказать это и не сказать? А вдруг это неправильно? Сделать то или другое? А что если я ошибусь?» Ты человек, и нет ничего странного в том, что ты можешь допустить погрешность, это вполне естественно. Со смирением принеси покаяние и иди дальше.

И от других людей мы не должны требовать святости, которую мы неверно отождествляем с непогрешимостью: святой человек, по нашему мнению, не допускает никаких ошибок. Почему мы так легко соблазняемся поведением ближнего? Именно потому, что у нас неправильное представление о святости. Тогда как нет человека, который бы не допускал ошибок и погрешностей. Нет человека, которому бы не угрожала опасность впасть в грех в любой момент, вплоть до последнего мгновения его жизни.

«Иже во святых почиваяй». Когда мы говорим, что Бог «почивает», то подразумеваем, что Он обретает покой в душе человека. Вспомните себя: бывает, вы приходите домой уставшими, измотанными, ложитесь на мягкую постель, чтобы наконец отдохнуть, и с наслаждением говорите: «Какое блаженство!»

Помню, как однажды мы привезли отцу Ефрему Катунакскому подарок — одеяло. В то время только-только стали выпускать синтетические акриловые одеяла: легкие, мягкие, теплые. Сейчас такие одеяла продаются везде, а тогда они были новинкой. Кто-то прислал нашему братству их несколько штук, и наш старец Иосиф решил подарить одно отцу Ефрему, который в то время был уже прикован к постели. У отца Ефрема в его пустынной келье одеяла были старые, неизвестно какого века, латаные-перелатаные. Надо сказать, что вообще-то отец Ефрем не брал никаких подарков, хотя жил практически в нищете. Так, он носил старое пальто, на котором сверху донизу было такое множество заплат самого разного оттенка (желтых, оранжевых, зеленых, красных), что было невозможно понять, из какой собственно ткани это пальто было сшито первоначально.

Так вот, привезли мы ему это одеяло. Поскольку наш старец Иосиф приходился отцу Ефрему духовным братом (оба они были послушниками старца Иосифа Исихаста), то отец Ефрем принял подарок. На другой день от него принесли письмо: «Иосиф, я получил твое одеяло. О, какое отдохновение! Что за одеяло!» Конечно, ничего особого это одеяло из себя не представляло. Однако для подвижника, который спал на досках, покрытых старым тряпьем, новое теплое одеяло стало большим событием: «О, как я упокоился! Как согрелся! Какую радость испытал! Упокоение, которое вы мне дали, пусть даст и вам Бог во Царствии Своем!»

Современный человек, которому не приходится уставать, дом которого полон всевозможных удобств, не находит ни в чем упокоения. В одном доме я видел кресла, которые делают тебе массаж, постукивают по спине, согревают, охлаждают, передвигаются… разве что не кормят, а остальное всё делают. Однако человек и в этом не обретает упокоения.

Когда же в жизни человека есть труд и утомление, тогда он умеет испытывать удовольствие. Если вы когда-нибудь соблюдали полное воздержание от пищи и воды в первые три дня Великого Поста, то знаете: в среду, когда ты, голодный от трехдневного неядения, вкушаешь после причастия просфору, она кажется тебе настоящим бисквитом. Ты съедаешь просфорку, выпиваешь маленький стаканчик святой воды — и ощущаешь, что все твое существо обретает силы, оживает. Тогда как до Поста мы едим, едим, едим, но всё никак не можем набраться сил.

Бог обретает покой в тех людях, которые пребывают с Ним и походят на Него. В каком отношении они походят на Него? У этих людей есть то, что есть у Христа. А что нам Христос сказал о Себе? Какой Он? Господь описал Себя, сказав: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Христос указал на две вещи: кротость и смирение. Стало быть, Он обретает покой в людях смиренных, простых, имеющих кроткое, мирное сердце. Именно в таких душах упокоевается Господь, а вовсе не в тех, кто никогда не ошибается (да безгрешных людей и не существует). Господь обретает покой в человеке, который может совершать ошибки, иной раз и согрешать, но всякий раз смиренно признаёт свои немощи, приносит покаяние в допущенных прегрешениях, не оправдывает себя и молится Богу об отпущении грехов. Иными словами, Бог упокоевается в том, кто не имеет о себе высокого мнения, кто не считает себя лицом значительным, безупречным, кто не причитает из-за допущенной ошибки и не сыплет бесконечными: «Почему я это сделал? Как я мог ошибиться? Почему?..». Такие переживания порой настолько расшатывают нервы, что человеку даже приходится обратиться к врачу.

Бог почивает во святых — в их простых, смиренных, скромных душах. Неправильно полагать, что святыми могут стать одни лишь монахи и отшельники. Нет, святыми могут быть даже цари. О пророке Давиде, который был царем, жил во дворце, среди золота и прочей роскоши, Бог засвидетельствовал: «Нашел Я мужа по сердцу Моему» (Деян. 13, 22). Мы знаем, что Давид, этот угодник Божий и пророк, впал в искушение и совершил тяжкие грехи прелюбодеяния и убийства. Однако затем он принес глубочайшее покаяние, и Дух Святой обрел покой в его душе.

Когда я слышу слова «Иже во святых почиваяй», то перед моим умственным взором проходит целая вереница простых и смиренных душ: тех, с кем мне довелось когда-то встретиться на своем пути, и тех, с кем я сейчас общаюсь в своей повседневной жизни. Это люди самого разного возраста, звания и положения: дети, старики, студенты, школьники, клирики, миряне, монахи, люди бедные или богатые, кто угодно. Своим смирением, простотой, невинностью они упокоевают в себе Святого Духа Божия. Они не хотят никого обижать, не хотят поступать ни с кем несправедливо, не желают слушать ничего дурного, оберегают свой ум от развращения. Все это помогает им раскрыть в себе красоту человеческой природы. Кроткий и смиренный сердцем человек воистину прекрасен, ведь он становится таким, каким Бог возжелал видеть человека, каким человек вышел из рук Творца, то есть подобным Богу. Кроткий и смиренный человек обретает душевный покой и радость, ощущает бескрайнюю свободу, которую ему дарует Святой Дух Божий.

Тогда как человек гордый, в душе которого нет простоты, сердце которого лукаво и развращенно, и сам утомляется, и окружающих утомляет. Сам он утомляется, потому что все видит шиворот-навыворот, о всем судит вкривь и вкось, везде ему мерещатся обман и подвох. «Остерегайся этого человека! Берегись вон того! Держись подальше от этого типа! Он желает тебе зла, он пользуется тобою в своих целях», — только и слышишь от него. Везде и всюду он видит эксплуататоров, лжецов, воров, мошенников.

Была одна бабушка, дочь которой считала себя очень умной и пыталась убедить мать, что ту обманывают соседи:

— Целыми днями ты только и делаешь, что их принимаешь, накрываешь на стол, угощаешь. Что у тебя ни попросят, ты все им даешь. Будь осторожна. Не веди себя так. Соседи тобой пользуются, они тебя просто околпачивают!

— А тебя, доченька, дьявол околпачивает.

Простая-простая бабушка, а как прекрасно все поняла! Все подобные подозрения — от дьявола. Оставьте бабушку в покое, пусть она ведет себя просто и естественно, пусть угостит соседей, даст пять евро тому, кто у нее попросит денег. Ничего страшного в этом нет. Бабушке все это только в радость. А ведь важно, чтобы человек радовался тому, что он делает.

Почему мы судим обо всем вкривь и вкось? Потому, что у нас есть духовные немощи. С возрастом мы привыкаем смотреть на все извращенно и, что хуже всего, учим тому и своих детей. И видишь, что дети с раннего возраста утрачивают сердечную простоту. Подобно родителям, они воспринимают всё в искаженном свете. Приходит с тобой побеседовать и все время озирается по сторонам, говорит шепотом, боится, как бы кто его не услышал. Слов не разобрать, сплошное «ш-ш-ш-ш».

— Говори нормально, дверь закрыта. Я тебя не слышу. Я ведь пожилой человек, слух у меня уже не тот.

— Ой нет, нас могут услышать снаружи.

— Да кто нас услышит? Кто там будет сидеть за дверью и подслушивать? И что такого страшного ты собираешься сказать, что так остерегаешься?

— Нас точно никто не слышит? Отче, все, что я скажу, пусть останется только между нами…

Что так гложет человека и образует в его душе такую тревогу, что он не может нормально говорить, а только шепчет и непрестанно повторяет: «Только это между нами»?

На Святой Горе в одном монастыре был старец святой жизни, отец Авксентий. Как-то раз на Литургии игумен вышел причащать и, увидев, что в храме много мирян-паломников, объявил:

— Прошу вас, кто не был на исповеди, поисповедуйтесь, прежде чем подойдете к Чаше.

Старец Авксентий был слепой, он не видел, что на службе есть миряне, и поэтому подумал, что слова игумена обращены к монахам. Раз игумен велел поисповедоваться, то он и начал вслух всем объявлять свои грехи:

— Ох, Геронда, что мне делать? Страдаю от духовного бесчувствия, иной раз еще и осуждаю…

Кто-то из отцов подбежал к нему и остановил эту исповедь.

Видите, с какой простотой, без малейшего затруднения старец начал исповедовать свои грехи. Подобная простота отличает святых людей и упокоевает Духа Божиего. А когда Бог упокоится в душе человека, тогда человек бывает радостным, мирным и понимает, что благоугодно Богу, а что нет. Он осознаёт, что таким-то делом, таким-то словом, таким-то действием он не упокоевает Бога. И как он поступает? С большой простотой и естественностью он смиренно исправляет свою ошибку: «Боже, я ошибся, я виноват. Прости меня». И дело кончено. Он признаёт свою немощь и продолжает свой духовный путь.

Я уже сказал вам, что когда слышу фразу «Иже во святых почиваяй», то вспоминаю сонм святых людей, которых знал. И это не только монахи, с которыми я жил на Святой Горе, но и многие миряне, причем не только преклонного возраста. Знаете, сколько есть молодых людей, на которых со всей очевидностью почивает благодать Божия! Видя их, приходишь в изумление, как говорится, дар речи теряешь. Ты понимаешь и чувствуешь, что души этих молодых людей преисполнены благодатью. Совершенно явно и очевидно, что в них упокоевается Дух Святой. Этих людей отличают два главных признака: во-первых, великое смирение и, во-вторых, большое покаяние пред Богом. Смирение рождает покаяние и привлекает благодать Святого Духа, благодаря которой эти ребята творят удивительные дела. Ты видишь духовные подвиги, которые они совершают, и дивишься. Можно было бы составить целую книгу, современный патерик, с описанием духовных подвигов молодых людей (многие из них состоят в браке), которые превзошли самих себя и имеют простоту и смирение, внутреннюю свободу, мир и спокойствие, но при этом не думают о себе ничего особого.

«Иже трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый и от Херувимов славословимый и от всякия Небесныя Силы покланяемый». Бог не нуждается в том, чтобы мы Его славословили, чтобы ходили в храм. Многие спрашивают: «Да зачем ходить в церковь?» Это то же самое, как если бы ты спрашивал врача: «Да зачем вообще нужно есть?» Если не хочешь, можешь не есть. Твое право. Но если ты не будешь ничего есть, то в конечном счете умрешь. Без еды организм не будет получать питательных веществ, необходимых для поддержания жизни.

Мы ходим в церковь и служим Богу не потому, что это нужно Богу. Господь не испытывает ни малейшей потребности в наших славословиях и молитвах. Молитва необходима нам самим, поскольку она служит пищей для нашей души. Душа питается от молитвенной связи с Небесным Отцом.

Мы знаем, что Ангелы, Херувимы, Серафимы, все Небесные Силы непрерывно славословят Бога. Почему они Его славословят? Будучи святыми и чистыми духами, они непрестанно пребывают в изумлении от созерцания великой благодати Божией. Переходя от изумления в изумление, святые Ангелы причащаются благодати Божией, и это побуждает их к непрерывному славословию Бога. Бог не принуждает их к этому, славословие является естественным проявлением их изумления перед величием любви Божией.

Подобным образом и человек, когда ему приоткрывается величие Божие, приходит в изумление, удивляется Божией премудрости. Никогда не скажет он о действиях благодати как о чем-то обыденном: ну, это я уже видел, мне это уже надоело. Ведь благодать Божия— это нечто живое, приснодвижное, непрерывно действующее, проявляющееся всегда по-новому. Вступая в общение с беспредельным Богом, человек словно отправляется в некое путешествие, где всё его захватывает, всё радует и изумляет и ничто не может наскучить!

Нечто однообразное, каким бы прекрасным оно ни было, с течением времени вызывает у человека пресыщение. Ты говоришь: я смотрел на это и дивился этому уже сто, двести, пятьсот, тысячу лет — всё! надоело, хочу чего-то другого. Именно так мы говорим сейчас, когда у нас идут непрерывные дожди. Во время летней засухи мы молились о том, чтобы пошел дождь. Бог «разверз хляби небесные», и теперь мы жалуемся: «Хватит уже! Мы устали от дождей, ветров и холода. Когда же наконец выглянет солнце?»

Итак, Бог, Которому поклоняются все Ангелы, — это Бог, с Которым мы можем пребывать в общении любви. Он Свят и упокоевается во святых, поэтому, если мы хотим пребывать в единстве с Ним, то должны упокоить Духа Святого в своих душах, во всем своем существе. И наша жизнь, и наш нрав, и наше сердце должны упокаивать Бога.

Далее в молитве говорится: «Иже от небытия во еже быти приведый всяческая…», то есть: «Ты, Который из небытия, из ничего привел всё в бытие…» Для кого Бог сотворил этот мир? Для человека, для нас. Хороший отец строит дом для своего сына с большим старанием, ничего не жалея на его благоустройство и украшение, и этим являет сыну свою любовь и заботу. Точно так же и Благий Бог сотворил для нас этот мир щедрой рукой. Бог не скуп в отличие от нас, ведь мы порой рассуждаем: «Нам нужно десять стульев. Но жаль на них тратиться, поэтому вместо десяти купим шесть. Обойдемся и шестью стульями». Бог не скупой, не мелочный, Он «дает не мерою» (Ин. 3, 34), Он «богат милостью» (Еф. 2, 4).

Как великолепен созданный Богом мир! Посмотрите на небо, украшенное бесчисленным, несметным множеством звезд. Сколько во вселенной планет, комет, звездных систем, которые даже не исследованы учеными! Можно было бы сказать: «Боже, хватило бы и десятка звезд, а Ты все небо наполнил ими. Зачем так много? И надо было Тебе все их создавать?» Взгляните на растительный мир: несметное множество растений, трав, деревьев, цветов! «Создал бы Ты, Боже, четыре-пять видов, и хватило бы нам». А животный мир, с бесчисленным множеством видов птиц, рыб, насекомых!

Бог сотворил этот мир столь великолепным, сообразно Своему величию, чтобы таким образом выразить Свою любовь к человеку, дать человеку нечто, способное привести его в умиление, побудить к благодарению и славословию Бога за Его богатую милость, за Его Божественную любовь.

Когда человек молится, духовно подвизается, очищает душу от страстей и грехов, ограждает себя смирением и покаянием, тогда благодать Божия посещает его и начинает просвещать его ум. Мало-помалу Бог начинает подавать такому человеку духовные созерцания и переживания ради его пользы. Одним из первых духовных переживаний человека является то, что отцы называют познанием логосов сущего: человек приходит к постижению того, для чего было сотворено все мироздание.

Старец Паисий рассказывал мне такой случай из своей жизни. Это произошло, когда он жил в уединенной каливе на Капсале. Была зима и выпало много снега. Старец много дней был болен, не мог ни разжечь печки, ни выйти из каливы. И вот когда он пребывал в таком тяжелом положении, его посетила благодать Божия. Он увидел себя вне каливы и по благодати Божией созерцал все творение: всех рыб в морях, всех птиц в небе, все растения на земле, все звездные системы ― всё. И старец слышал, как все творение славословило Бога и одновременно говорило ему: «Всё это создано для тебя, всё это создано для человека».

Помните, что сказал Христос о полевой лилии: «Посмотрите на полевые лилии, которые сегодня есть, а завтра увянут и будут брошены в печь, — какие они прекрасные. С какой тщательностью, с какой премудростью Бог одевает их и заботится о них. Говорю вам, что и царь Соломон во всей своей славе, будучи одет в роскошные одеяния, украшенные драгоценными камнями и всем прочим, что измыслила человеческая суета, не был красивее одной такой полевой лилии» (Лк. 12, 27-28). Этими словами Христос указывает на несказанное великолепие Божия творения, несравнимое ни с чем искусственным, рукотворным. И мы, взирая на дела «перстов Божиих» (Пс. 8, 4), испытываем самую большую радость и отдохновение.