«Дивным истинам научает человека тщательное трезвение».
Издана книга схиархимандрита Эмилиана «Слово о трезвении»
Однажды совсем молоденький юноша Александр Вафидис готовился к исповеди ― в тот раз ему хотелось сделать это как можно доскональнее. Он стал пролистывать духовные книги, чтобы с их помощью лучше разобраться в своих грехах. В тот момент его больше всего потрясла одна книга, где говорилось, что христианину необходимо исследовать самого себя и свои помыслы. Юный Александр испугался: что это за помыслы? а вдруг у него есть помыслы, а он об этом и не знает… Читал-читал, но так ничего и не понял ― совершенно запутался. Тогда Александр заперся в своей комнате, встал пред Богом на колени и стал молиться, и не поднимался до тех пор, пока не получил от Бога ясного ответа. И эта Божественная истина стала руководством Александра на всю последующую жизнь.

В чем состояло это Божественное откровение, старец Эмилиан ― тот самый Александр Вафидис ― подробно никогда не рассказывал. Но из самого учения старца можно совершенно отчетливо понять, в чем состоит искусство отсечения греха в самых его началах. В первую очередь этому посвящены беседы отца Эмилиана, составившие книгу «Толкование на “Слово о трезвении и молитве” преподобного Исихия Иерусалимского». Русский читатель уже мог познакомиться с переводом первых двух частей этой книги. Наконец, вышла в свет и последняя, третья часть толкования на «Слово о трезвении», перевод которой был осуществлен сестрами обители. Хочется надеяться, что книгу с радостью примут читатели, которые уже узнали и полюбили старца Эмилиана.

Перед вами несколько отрывков из третьей части «Слова о трезвении».
***
Если мы не поймем, что помыслы никогда не могут быть нашими друзьями, они так и не уйдут от нас. Пусть даже помысел не будет злым или агрессивным, пусть он будет естественным, мы не должны его принимать. Такой помысел еще скорее может обмануть нас, потому что мы не видим в нем никакого вреда. Впрочем, когда мы прибегнем к молитве, Сам Христос прогонит этот помысел.
***
Нужно обратить внимание на слова преподобного Исихия «укорим себя беспристрастно». Это означает, что укорять себя нужно спокойно, с миром душевным, без надрыва, не сокрушая все свое существо, не насилуя себя. Не следует делать это каким-то искусственным способом, например, понося себя такими словами: «Это ты во всем виноват, негодяй, мерзавец» и тому подобное. Такой подход не принесет нам пользы. Мы должны с внутренней свободой укорять себя за свои помыслы, при этом не теряя благодушия. Вступать с ними в открытую борьбу опасно, потому что такая борьба нас огорчает и утомляет, так что вместо того, чтобы преуспевать и жить без помыслов, мы становимся несчастными и оставляем всякий подвиг. Иными словами, большинство из нас не владеет искусством духовной брани, которое состоит в том, чтобы, поняв причину возникшего помысла, с радостью и миром душевным взять на себя вину, не доводя себя при этом до надрыва.
***
Пусть ближний делает, что хочет. Главное, чтобы мы в любой ситуации оставались самими собой, сохраняя свою внутреннюю цельность и чистоту. Не будем поддаваться соблазнам, потому что человек, который не соблазняется и не поддается влияниям, приобретает бездну духовных переживаний и наслаждений, доставляющих его сердцу радость и мир. Но как же нам не поддаваться влиянию окружающих? Например, кто-то рядом со мной вслух осуждает или грешит иным образом, и я понимаю, что он поступает плохо. В этот момент я должен внимать себе, чтобы сохранить свое правильное внутреннее устроение, не приняв никакого участия в грехе ближнего. А как я могу принять в нем участие? Если начну рассуждать о недостатке ближнего, о его греховном поступке или слове, приписывать ему какие-то дурные намерения и желания. Святой Исихий призывает нас не зависеть от того, как ведут себя окружающие нас люди, но всегда оставаться самими собой.

***
Подлинная брань — это хранение ума и заключение его в сердце. Тот, кто подвизается в такой брани, получает помощь Божию. И тут мы совершаем одну ошибку: когда мы решаемся на борьбу, мы начинаем сомневаться: «В самом деле, Бог мне поможет или нет?» Несомненно, Он нам поможет, потому что там, где ведется такая брань, бывает и плодоношение. А вот там, где бывают иного вида борьба, труды и интересы, плода не бывает, но лишь уходит время и тщетно проходит жизнь. Твердое же заступление, защиту, радость и праведность Бог дает тому человеку, который подвизается в хранении ума.
***
Святой Исихий советует нам обуздывать себя, не идти на поводу у своих помыслов и желаний, всего того, что приходит нам на ум. Он говорит: «Мы должны строгим запрещением обуздывать свою душу, когда она женоподобно вдается в расслабление, и стараться воспитать в себе строгий нрав». Сдерживай свои желания. В противном случае, когда мы привыкаем делать то, что нам хочется, что мы считаем правильным, мы превращаемся в плотских, перстных, несчастных людей, потому что идем на поводу у своих немощей. Если разлить воду, она тут же растечется по поверхности и исчезнет, но ты не будь таким — соберись с силами, не теряй терпения и выдержки, будь настоящим, отважным ратоборцем.

***
Любое движение нашей души, направленное против ближнего, например, осуждение, гнев, обида, огорчение из-за того, что мне что-то не то сказали или сделали, неуступчивость — все это в духовном смысле «несвойственно нашей природе». А все, что противно естеству, природе человека, приводит к многочисленным болезням. Причем выбраться из этого смертоносного состояния сам, без помощи Божией, человек не может. Если же он возложит на Бога все свои страсти, поверит, что Он может истребить их, тогда Бог «рассеет» и гнев, и печаль, и уныние. Как рассеивается дым на ветру и воск тает от огня, так превращаются в пепел, истлевают и исчезают все эти удручающие человека состояния, и тогда Бог водворяет в душе радость. В трудные для нас минуты только Бог может исправить нашу жизнь и направить ее в нужное русло.
***
Будем же всегда хранить героический дух, красоту и благородство души, не допуская уныния, причитаний и жалоб. Если человек все время жалуется на свои несчастья и плачется, лучше оставь его и уйди. Ведь если он не захочет измениться, оставить свои жалобы, то к духовному преуспеянию окажется неспособен. Хоть ты кровь за него пролей, толку не будет. Но если даже из среды своего падения и греха с полной надеждой на то, что Бог рядом и слышит его, он воззовет: «Господи, умоляю Тебя, услышь глас мой, прими излияния моего сердца!» — на него низойдет роса небесной благодати и сделает его святым.
Заказать книгу можно здесь