По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

«Раскрасим нашу жизнь!» Тринадцатая беседа митрополита Афанасия Лимассольского о Божественной Литургии

Разбирая текст Божественной Литургии, мы с вами дошли до той ее части, которая именуется «малым входом» или «входом с Евангелием». В древности Литургия начиналась с того момента, когда священнослужители вносили в храм Евангелие и помещали его на святом престоле. Евангелие тогда хранилось не в алтаре, а в отдельном помещении. Сейчас вход с Евангелием совершается следующим образом. Во время пения третьего антифона священник кланяется перед престолом, берет с него Евангелие и передает диакону. Оба они исходят из северных врат алтаря, проходят по солее и возвращаются в алтарь через Царские врата. Перед Евангелием несут горящую свечу. Свеча символизирует собой Иоанна Предтечу, предшествовавшего Христу, Которого изображает собой святое Евангелие.


Во время этого шествия священник читает молитву. Молящиеся, как правило, не слышат ее содержания, так как священник читает ее тихо, вполголоса. Это очень замечательная и важная по содержанию молитва. Прочтем ее.

«Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам, и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Если перевести: «Владыка Господи, Боже наш, Который поставил на небесах чины и воинства ангелов и архангелов для служения Твоей славе, сделай так, чтобы вместе с нашим входом совершился и вход святых ангелов, которые служат с нами и вместе с нами прославляют Твою благость. Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь».

Как видите, внесение в алтарь Евангелия сопровождается важной молитвой, в которой мы, священнослужители, умоляем Бога благословить нас, чтобы наш вход был со входом святых ангелов. Подобным же образом мы испрашиваем благословения Божия и на всякое иное действо, совершаемое нами во время Литургии.

Замечательно, когда и в обычной жизни у верующих есть добрая привычка ― на все испрашивать благословение Божие. Могу сказать, что еще во времена наших дедушек и бабушек христиане имели такую добрую привычку: просить Бога благословить их жизнь, труды, всякое дело, к которому они приступали, вплоть до входов и выходов из дома, не говоря уже о чем-то более серьезном.

Помню наших бабушек, которые утром, перед тем как выйти из дома, осеняли себя крестным знамением и просили Бога о помощи. Прежде чем открыть свой шкафчик, они осеняли его знамением креста. Всё их имущество хранилось в этом шкафу. И чего там только не было: орехи, чурчхела (сладость ― грецкие орехи или каштаны, нанизанные на нитку и сваренные в виноградном соке), одежда, деньги… ― там было всё. А на дверцах шкафа записывались знаменательные для семьи события: когда родились дети, когда кто заболел, когда кто умер. Дверцы шкафа были настоящим справочным бюро. В музее одного села я видел такую дверцу. Чего там только не было записано! Масса сведений и информации! В каком году и какого числа произошло землетрясение, когда река вышла из берегов и затопила село, когда родилась Марику… А прежде, чем лечь спать, наши бабушки и дедушки осеняли крестным знамением свою подушку. И вообще во многих жизненных ситуациях они прибегали к крестному знамению.

Всякий раз, когда мы осеняем себя крестным знамением, получаем большую пользу, поскольку таким образом мы просим Бога благословить наши действия и поступки. Например, если человек научится после пробуждения от сна не предаваться помыслам, расслабленности, изнеженности и тому подобному, но тотчас же осенять себя крестным знамением и призывать имя Божие, читать молитву: «Слава Тебе, Боже!», тогда весь его день будет складываться совершенно иначе. Если ему удастся начать читать молитву шепотом (в первые минуты по пробуждении ум еще находится в полусонном состоянии и бывает трудно молиться как-то по-другому), тогда весь день проходит в молитвенном духе. Это очень важно для того, кто хочет научиться молитве. Так получает благословение начало нашего дня, все наши дела, вся наша жизнь.

Часто приходится быть свидетелем, в каком нервном возбуждении люди едут на работу: спешат, пытаются обогнать друг друга, обмениваются бранными словами. Еще раннее утро, а люди уже, как говорится, все на нервах. Раздраженный, с хмурым лицом, с сигаретой во рту, человек торопится на работу. Утро только началось, почему у тебя уже такое хмурое лицо? Конечно, ничего такого не было бы, если бы люди все свои входы и выходы запечатлевали знамением честного креста, призыванием имени Христова, Божией Матери и святых. Когда человек не имеет чувства Божия присутствия, тогда он быстро устает и телесно, и умственно, и психически, и духовно. Когда же человек, проснувшись утром, призывает имя Христово, осеняет крестным знамением себя, свой автомобиль, свою работу, когда он ощущает Бога близ себя и просит у Него благословения на всякое дело, тогда всё в жизни человека преображается.

В монастырях монахи осеняют знамением креста даже пищу во время приготовления. Поставив кастрюлю на огонь, повар крестит кастрюлю. Прежде чем отлить в погребе масло из большой бочки или взять вещи из кладовой, их тоже осеняют знамением креста. Всё совершается с благословением, с призыванием имени Божия, с благодарением Богу за всё, что Он нам даровал, со славословием. Только так вся наша жизнь может стать непрестанным славословием Бога. Только так мы можем освободиться от тревоги, стресса, того жалкого душевного состояния, в котором мы пребываем.

Святитель Иоанн Златоуст советует родителям осенять детей знамением честного креста, для того чтобы дети получали освящение и благословение и их душа приобщалась благодати Святого Духа. Дети не должны привыкать к чему-то безобразному, бесовскому, от всего этого их надо ограждать. А сейчас иногда бывает так, что взрослые, не понимая того, сами становятся причиной «одичания» детских душ, когда надевают на малышей майки и футболки с изображением каких-то страшилищ. Наденьте лучше на них футболку с изображением чего-то доброго, радостного: солнышка, моря, цветка, какой-нибудь милой зверюшки... Ведь душа малыша привыкает к виду страшного и чудовищного. Неужели вы думаете, что вид чудовища не влияет на душевный мир ребенка? Несомненно влияет.

Когда ты входишь в помещение, где висит икона Христа, Божией Матери, горит лампадка, повсюду разлит аромат ладана, твоя душа ощущает мир и спокойствие. Если же ты войдешь туда, где повсюду изображения бесов и чудовищ, где всё черно и мрачно, твоя душа почувствует смятение. Окружающая обстановка влияет на нашу душу. Об этом говорят и отцы Церкви. Поэтому вокруг нас не должно быть ничего агрессивного, лишающего нас душевного мира. Даже цвет стен в нашем доме должен быть таким, чтобы он помогал нам пребывать в спокойном состоянии и сохранять душевную гармонию.

Но вернемся к разговору о литургии. Кто-нибудь спросит: «Для чего нужно совершать малый вход с такой торжественностью, благословлять его, читать специальную молитву?» Думаю, мы не ошибемся, если скажем, что все это Церковь установила, помимо прочего, и ради того, чтобы наша жизнь не была обыденной и серой. В прозаичности, серости жизни нет ничего хорошего. И древние греки говорили: «Жизнь без праздников — это дальний путь без постоялых дворов» (изречение Демокрита). То есть когда жизнь человека не имеет ничего такого, что украшало бы ее, тогда она становится похожей на дальний путь, на протяжении которого не встретишь ни одной гостиницы, где ты мог бы остановиться, отдохнуть, перекусить. Даже сейчас, когда мы путешествуем на автомобилях, через каждые три-четыре часа пути мы нуждаемся в местах остановки, чтобы немного передохнуть. Тем более это было необходимо в древности, когда дальние путешествия были чрезвычайно утомительными, поскольку людям приходилось передвигаться пешком или верхом.

У каждого народа есть нечто такое, что украшает жизнь и вносит в нее разнообразие: церковные и народные праздники, традиции и обычаи. Прекрасно, если и в наших семьях есть нечто подобное, если мы отмечаем праздники нашей Церкви и вообще стараемся разнообразить атмосферу в нашем доме.

Приведу пример из монашеской жизни. В монастырях существует устав, определяющий особенности каждого дня относительно богослужения и трапезы. Ведь именно храм с его богослужением и трапеза как продолжение богослужения являются центром монастырской жизни. Устав, например, гласит: «Сегодня такой-то праздник. Храм украшается. На трапезе поставляется утешение братиям». То есть готовится какое-то хорошее блюдо. Или устав отмечает: «Сегодня на трапезе разрешение на елей», или: «Разрешение на рыбу».

Ты входишь в храм и понимаешь, что сегодня праздник: храм выглядит совсем иначе, чем вчера, он весь украшен пеленами и подвесками соответствующего цвета. Ведь каждому празднику соответствует свой цвет облачения. На Богородичные праздники облачение голубого цвета, на память мучеников — красного, в Господские праздники — золотого, на день Святой Троицы — зеленого, Пасхальную Заутреню мы совершаем в облачении белого цвета и так далее.

В зависимости от праздника, храм украшается по-разному: в великие праздники украшение наиболее полное, в средние — умеренное, в малые — небольшое. Так же и светильники возжигаются по-разному: в великие праздники возжигаются все, в средние — половина, в малые —лишь несколько. В праздники возжигаются все лампады, в будние дни только три… Это целая наука, целое искусство.

Итак, у каждого дня богослужебного года есть своя особенность, и между днями существует немалое разнообразие. И человек нуждается в подобном разнообразии. Представьте, что вы пришли в храм на Рождественскую службу, а в храме всё точно так, как было и вчера, и позавчера, и во все предыдущие дни. Или ты приходишь на праздничную трапезу, а еда холодная и безвкусная, ничем не отличающаяся от вчерашней. В этом нет ничего хорошего. Это не помогает человеку.

Даже в пустыне подвижники старались в большие праздники сделать что-то такое, что отличало бы эти дни от прочих дней года. Например, на Карулях жил один подвижник, который никогда не ел молока, сыра, яиц и тому подобного. И что же он делал на Пасху? На Пасху он красил в красный цвет вареные картофелины. По традиции на Пасху христиане красят яйца в красный цвет. Вместо яиц, которых этот подвижник не ел ради подвига, у него были красные картофелины.

Кто-нибудь скажет: «Обязательно яйца должны быть красными? Ничего страшного, если они будут белыми. Зачем нужно это, зачем нужно то?» Это нужно потому, что всё это украшает нашу жизнь. Важно, чтобы и в семье существовали прекрасные внутрисемейные традиции. Многие современные семьи распадаются или близки к разводу по той причине, что не следят за этим.

Приближается Рождество и Святки. Укрась свой дом по-рождественски, постарайся, сколько это в твоих силах, создать в нем праздничную атмосферу. Не теряй эти дни, не допускай, чтобы твоя жизнь протекала обыденно и серо. Даже великие святые в знаменательные дни церковного года приукрашали свои пещеры, чем могли. Церковь хочет придать смысл человеческой жизни, не допустить, чтобы она была прозаичной, будничной.

Помню, когда мы жили на Афоне в Новом Скиту, у меня, священника, было только одно облачение: старая поношенная риза красного цвета, которую нам прислал с Кипра один священник. Второго облачения у нас не было. Да и старец Иосиф не позволял нам покупать другое облачение. Наше братство было бедным, у нас просто не было денег для такой покупки. Кроме того, подвижнический дух пустыни и Скита не терпел излишеств. Так вот, служим мы в Пост Литургию Преждеосвященных Даров — красное облачение. Празднуем Рождество Христово — красное облачение. Совершаем Пасхальную Заутреню — красное облачение. Лично меня это нисколько не беспокоило. Мне было все равно, в каком облачении служить. Но остальные отцы стали жаловаться:

— Ты не можешь сменить облачение и хоть разок послужить в другом?

— Где же я возьму другое облачение?

К счастью, одна добрая женщина по собственной инициативе пошила белое облачение и прислала к нам в Скит. Старцу Иосифу было неловко отправлять посылку обратно (обычно он все посылки или отправлял обратно, или кому-то дарил), и облачение осталось у нас. Так у нас появилось второе облачение, белого цвета.

Видите, даже монахов утомило то, что каждый день они видели один и тот же цвет. Разнообразие, перемена имеет смысл. Конечно, всё должно быть в меру, разумно. Потому что иногда мы впадаем в другую крайность и чрезмерным излишеством превращаем наш дом в какой-то цирк. Излишество не приносит пользы, поскольку сводит к нулю всё прекрасное. Пусть у тебя будет одна хорошая вещь, чтобы ты ее ценил. Тысяча хороших вещей сводит все их к нулю и обесценивает.

Старшие из вас помнят, как было прекрасно, когда раньше на большие праздники дети получали в подарок новую одежду или ботинки. Ведь ребенок менял обувь не чаще одного-двух раз в год. Новые ботинки были для ребенка большим событием, и поэтому дни праздников были для него знаменательными. В эти дни он мог надеть новые ботинки, порадоваться им, показать обнову окружающим. В особенности, когда ты уже подрос и старые ботинки жмут тебе ногу, надеть новые — это подлинное удовольствие.

Но если у современного ребенка 50 пар обуви, он отбросит новую пару в сторону с равнодушной физиономией. Если у него полным-полно игр, то новую игру он сломает в один миг: она ему неинтересна, может, он на нее даже и не взглянет, у него есть 200 других игр. Избыток вещей обесценил для него всё. И потом, когда этот ребенок вырастет, его будет невозможно ничем удовлетворить. Он всегда будет искать для себя что-то ложное, чтобы найти в этом смысл жизни. Порой видишь детей из богатых семей: у них есть всё, а они принимают наркотики, курят «травку» или пьют всякую гадость. Почему человек пьет? Потому что его жизнь скучна, бесцветна, безвкусна. Если человеку дать 50 блюд, то потом он не сможет вообще ничего есть, потеряет всякий аппетит. Он пресытится изобилием еды, самим ее запахом и уже не захочет есть. Тогда как голодный человек, если поставить перед ним одно или два блюда, поест с большим удовольствием, еще и хлебушком зачистит тарелку, так что и мыть ее потом не потребуется.

Я говорю это для того, чтобы мы поняли: богослужебная жизнь Церкви может служить примером и для нашей повседневной жизни. Давайте позаботимся о наших домах и семьях: не допустим того, чтобы наша жизнь была серой и монотонной, но раскрасим и разнообразим ее. Придадим особую красоту отдельным дням, чтобы праздничный день не был таким же, как будний, чтобы утро не было таким же, как вечер, но чтобы каждый миг, каждый час имел свою красоту, свою особенность, свою уникальность. Я мог бы часами говорить на эту тему, но и время нам не позволяет, и не наше дело проводить уроки по домоводству.

***

Вернемся к молитве малого входа. Священник обращается в ней к Богу, Который создал «чины и воинства ангел и архангел», то есть создал духовный мир. По учению Церкви, ангелы — это добрые духи, созданные Богом прежде сотворения вещественного мира. И как Бог есть Бог порядка (см.: 1 Кор. 14, 33), так и ангелы, будучи творением Божиим, созданы в большом порядке. Существуют ангельские чины, и каждый чин получил от Бога свои особые дарования, свою меру совершенства. Между ангелами существует отличие, в зависимости от степени их совершенства: есть ангелы, которые находятся ближе к Богу, и есть ангелы, которые дальше от Него. В то же время все они пребывают в непосредственном общении с Богом.

Каждый ангел получает от Бога свое особое послушание, особые труды. Есть ангелы, которым поручено оберегать людей. Как вы знаете, у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Об этом Сам Христос говорит в Евангелии: Не презирайте ни одного из малых сих, ибо ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10). То есть ангелы предстоят перед Богом и молятся Ему о людях. Существуют молитвы к ангелу-хранителю, в них мы просим нашего ангела сохранить нас, помочь нам, ходатайствовать о нас пред Богом. Много раз ангелы являлись людям.

Когда мы жили в Новом Скиту, как-то раз произошел такой случай. Наш старец Иосиф поднимался от берега наверх к нашей келье. Мы, братья, видели, что поднимаются два человека: старец и с ним еще кто-то. Мы подумали, что со старцем к нам идет какой-то посетитель. Это видели не 1-2 человека, но 20-30 братьев. Когда же старец наконец поднялся, он был один. Мы спросили его:

— Геронда, разве с вами не поднимался еще кто-то?

— Нет.

— Мы все видели двух человек.

— Это были я и ангел.

Не только отдельный человек, но и целый народ имеет своего ангела. В Ветхом Завете повествуется о том, что когда пророк Даниил постился и молился Богу об избавлении евреев от вавилонского рабства, явился архангел и сказал пророку: «Вот, ты уже 21 день как постишься, и твое прошение будет исполнено. Однако ангел, который предстательствует о персах, противится этому делу: он не хочет, чтобы евреи уходили от персов, потому что ради евреев, пребывающих в Вавилоне, Бог благословляет и народ персидский, и персы познают Бога» (см.: Дан. 10, 2–13). Хотя персы были язычниками, тем не менее и у них был ангел, который заботился о том, чтобы этот народ постепенно обращался к Богу и имел для этого всё необходимое. Так что ангел есть и у человека, и у народа, и у страны. Свой ангел есть и у каждого православного храма, о чем мы говорили в одной из наших первых бесед.

«В служение Твоея славы». Для чего Бог создал ангелов, архангелов, ангельские чины? Разве Он в них нуждался? Нет, Бог ни в чем не нуждался. Ему не были нужны помощники. Для чего же Он создал духовный мир ангелов, богатейший материальный мир растений, животных, птиц, всего прочего, а после этого и нас, людей? Каждый человек уникален и неповторим. Нет двух одинаковых людей. Для чего же всё это создал Бог? Для того чтобы показать богатство Своей благости, Свою любовь, которая распространяется на все. Невозможно любить и быть одиноким. И наоборот, одинокий не может любить. Кого ему любить? Себя самого? Чем более любовь расточается, тем более она возрастает. Будучи раздаваема, она не умаляется, не обнищавает. Итак, Бог создал ангелов и архангелов для служения Его славе, а также для того, чтобы они послужили человеку, помогли ему обрести спасение.

Далее в молитве следуют такие слова: «Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам, и сославословящих Твою благость». Сделай, Боже, чтобы наш вход во святая святых стал входом и святых ангелов и архангелов, чтобы вместе с нами были все эти ангельские силы, которые сослужили бы с нами, помогали бы нам совершить Божественную Литургию, во оставление грехов и спасение всего мира, вместе с нами прославляли бы Тебя и укрепляли нас в славословии Твоей благости.

На Божественной Литургии мы не одни, на ней присутствуют Божия Матерь, святые, чины святых ангелов и архангелов. Если бы Бог открыл нашим взорам происходящее в храме во время Литургии, то никто не смог бы устоять на этом месте, в высшей степени освященном и преисполненном благодатью Божией и присутствием святых ангелов и архангелов. Многие святые нашей Церкви сподобились созерцать присутствие ангельских сил во время совершения Божественной Литургии.

Расскажу об одном случае из нашей жизни на Святой Горе. Мы жили тогда уже не в Скиту, а в монастыре. По нашему уставу, с вечера до полуночи мы молились келейно по четкам, а в полночь совершали в храме Литургию. Отцы пели тихо, просто. В какой-то момент, когда певчий закончил пение, вся церковь вдруг наполнилась небесным, ангельским песнопением. На этой Литургии, как и вообще на всякой Литургии, находились ангелы, и Бог позволил, чтобы все услышали дивное песнопение — такое, что казалось, будто поет огромный хор. Тогда как в церкви не было никакого хора, нас было всего-то несколько человек. Это ангельское пение слышали все присутствовавшие на службе.

Преподобный старец Иаков (Цаликис) из монастыря святого Давида на Эвбее часто рассказывал (чему мы сами были свидетелями), со свойственной ему простотой, о присутствии ангелов на Литургии. Однажды во время службы он увидел, что вся церковь полна ангелов. И он недоумевал: «Как мне совершить вход? Не могу пройти из-за тесноты».

Посещение Божественной Литургии приносит нам большую пользу, поскольку наши души получают освящение, и мы имеем возможность пребывать в общении со святыми, ангелами, Богородицей, Самим Христом и прославлять Бога, Которому принадлежит «всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу».

После того как священник и диакон приблизятся к Царским вратам, диакон, обращаясь к священнику, произносит: «Благослови, владыко, святый вход». Иерей, окончив к этому времени чтение молитвы, десницей начертывает перед Царскими вратами знамение честного креста и произносит: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков». Как вы видите, всё получает благословение, всё освящается, даже святые вещи. Вход в святой алтарь благословен сам по себе, тем не менее, и он благословляется и, будучи благословен, благословляет и нас. Когда мы говорим: «Благословен Бог наш», то мы благословляем имя Божие и в то же время сами получаем благословение от Бога.