«Всё бывает на пользу нам», или Что значит быть умным
ССегодня мне хочется поговорить с вами на тему, которая сначала покажется вам неожиданной. Мы с вами поразмышляем об умных людях. И поразмышляем не отвлеченно, а практически, потому что каждый христианин должен быть умным человеком, и нам нужно знать, как стать такими людьми.
Но прежде всего давайте подумаем: кто же такой по-настоящему умный человек? Тот, у кого высшее образование? Или тот, кто много чего в своей жизни прочитал, увидел, узнал? Или умный – это тот, кто хорошо разбирается в каком-то деле? Или тот, кто красиво, складно, логично говорит? Обычно именно за все это человека называют умным. И даже нам привычно считать умными именно таких людей.
Но мы сегодня посмотрим, что говорят об этом святые отцы. У преподобного Антония Великого есть целая беседа на эту тему, в ней он подробно и практично, со всеми тонкостями говорит, кто такой умный человек и как им стать. Представьте себе: преподобный Антоний жил тысячу семьсот лет назад, и до сих пор его учение живо, действенно! Всякий, кто следует его советам, подлинно становится умным человеком!
И мы сегодня просто почитаем его слова и в них найдем все ответы на свои вопросы. И начнем с ответа на самый первый вопрос: кто же такой умный человек?
Авва Антоний говорит: «Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов. Но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют. Эти одни поистине должны именоваться умными людьми».
Простое поучение, но все сказано прямо в точку! В самом деле, кого можно назвать умным? Не того, кто умен только в словах, в рассуждениях. А того, кто разумно живет. Умный человек – тот, кто радеет о добром и так делает всю свою жизнь доброй, наполненной светом, и сам становится счастливым, блаженным. Для этого человеку и дан ум!
А когда человек живет беспорядочно, не рассуждая о том, что добро и что зло, когда он руководствуется одними своими порывами и эмоциями, сиюминутными желаниями и помыслами или одним только своим собственным мнением и так сам себя ввергает во множество скорбей, – такого человека вряд ли можно назвать умным.
Авва Антоний еще усиливает свою мысль и говорит, что такого нельзя назвать даже и человеком. Он отличается от животных только «расположением членов и даром слова». Подлинно же человек – тот, кто умен, кто «разумно радеет о добром», то есть кто осознанно стремится к добру, направляет к нему все свои силы, зная, что в этом для него блаженство.
А теперь посмотрим практически: что же значит «разумно радеть о добром»? Это как будто бы слишком широко сказано, так что сразу и не поймешь, с какой стороны к этому делу подойти. Но авва Антоний тут же и поясняет, что это значит, как нужно разумно радеть о добром.
Он говорит: «Истинно умный человек благодарит Бога за Его благое промышление, в каких бы ни находился случайностях по жизни. Ведь и врачей мы благодарим не только тогда, когда они дают нам приятные лекарства, но и тогда, когда они подают врачевства горькие и неприятные. Мы благодарим их за оздоровление тела. Тем более неуместно оставаться неблагодарными Богу из-за того, что кажется нам не радостным, не разумея, что все бывает по Его промышлению и на пользу нам, для оздоровления нашей души. В том, чтобы разуметь это, и в такой вере в Бога состоят спасение и покой души».
Вот что значит радеть о добром – благодарить Бога за все: за радостное и за то, что кажется не радостным. И сама жизнь подает нам для этого множество случаев. Пока мы живем на земле, не может быть такого, чтобы все абсолютно происходило по нашему желанию. Каждый день что-то может происходить не так, как мы хотим, не так, как нам нравится: или на послушании, или при встречах с людьми, или в природе, или в самом нашем здоровье, самочувствии.
И вот авва Антоний говорит, что на самом деле все это, как будто бы неприятное, может вести нас к покою души, приносить нам блаженство. Секрет в том, чтобы все это принимать с благодарностью Богу.
И это означает не какое-то пассивное состояние души и даже не просто то, чтобы все время произносить: «Благодарю Тебя, Боже». Хотя и это тоже полезно, но все же под благодарностью Богу преподобный Антоний имеет в виду нечто другое. Дальше он говорит очень важные, можно сказать, ключевые слова. Я хочу, чтобы вы послушали их очень внимательно, в них раскрывается вся суть: что такое умный человек, что значит спасение и блаженство!
Вот это поучение: «Воздержание, незлобие, целомудрие, твердость, терпение и подобные им великие добродетели как бы силы ратные получили мы от Бога, чтобы они сопротивлялись и противостояли встречающимся с нами прискорбностям и помогали нам во время них. Так что если мы будем упражнять сии силы и иметь их всегда наготове, то ничто из случающегося с нами не будет для нас тягостно или болезненно, гибельно и несносно, ибо все это мы будем преодолевать сущими в нас добродетелями. Этого не имеют в мысли те, у коих душа не умна. Ибо они не верят, что все бывает на пользу нам, чтобы просияли добродетели наши и мы увенчаны были за них от Бога».
Преподобный Антоний смотрит в самую глубину и в нескольких словах объясняет смысл абсолютно всего, что случается в нашей жизни! Он говорит, что каждому из нас даны от Бога ратные силы: незлобие, твердость, целомудрие, терпение и другие великие добродетели. Все это вложено в нас от природы, или точнее, при крещении. И для чего происходит в нашей жизни то или иное? Для того чтобы мы эти свои ратные силы постоянно пускали в дело, упражняли их, оттачивали. И чтобы в итоге они просияли в нас во всем своем блеске, и мы стали бы как солнце! И быть благодарным Богу – это и значит все происходящее принимать как счастливую возможность действовать, раскрывать свои силы.
Конечно, для этого нужно всегда быть во внимании, иметь собранный ум. Как выражается преподобный Антоний, «должно внимательно соображать и заботиться о том, как бы пожить богоугодно», то есть смотреть: что я могу в той или иной ситуации сделать? как применить свои силы? как показать Господу, что я Его люблю?
И авва дает еще подсказку, как конкретно можно это сделать. Он напоминает, что большинство искушений в нашей жизни связано с ближними. И именно в этих искушениях мы и можем проявить все свои добродетели и показать Господу, как мы Его любим. Святой призывает нас во всяком искушении не бояться взойти на крест, помнить, что вслед за этим приходит самая большая радость. И каждая из нас знает: когда нам удается победить себя и, например, проявить смирение, тогда мы убеждаемся на опыте, что добродетель, лучше, слаще всего земного! И как пишет преподобный Антоний: «Когда ты помнишь о сладости добродетели, тогда не будешь ни воздыхать, ни сетовать, ни роптать на кого-либо, но за все будешь благодарить Бога».
И он зовет нас всегда иметь перед собой эту цель как некую звезду!
Будем же обращать особое внимание на те случаи, когда нам хочется воздохнуть, посетовать на нашего ближнего по самым разным поводам. Например: «Ну что же он обо мне совсем не думает? Неужели не видит моей занятости и усталости? Зачем подходит ко мне со своими просьбами?». Или: «Зачем он мне делает замечание? Зачем шумит? Почему не дает мне то, что я прошу?» Когда нам хочется вот так воздохнуть и посетовать, будем знать, что именно сейчас нам подается самая лучшая возможность пустить в дело свои ратные силы: незлобие, терпение, мягкость, подвижнический дух, любовь.
И как все это прекрасно! Сколько радости доставляет душе! Еще раз хочется повторить слова преподобного Антония: «Добродетель лучше всего земного. Когда ты помнишь о ее сладости, тогда не будешь ни воздыхать, ни сетовать, ни роптать на кого-либо, но за все будешь благодарить Бога».
Это подлинно один из высочайших, плодоносных духовных подвигов – не воздыхать, не сетовать, не роптать на кого-либо. Благодаря этому обостряются, оттачиваются и укрепляются все добрые силы души. И человек, который постоянно упражняется в этом подвиге, становится, можно сказать неуязвимым. Как мы только что читали, для такого человека «ничто из случающегося не будет тягостно или болезненно, гибельно и несносно, ибо он все будет преодолевать своими добродетелями».
Вот каков подлинно умный человек. Он из всякой ситуации выходит победителем, то есть выходит более смиренным, кротким, умиренным, благодушным.
Преподобный Антоний еще многое говорит об умных людях. Сначала он описывает в целом душевное устроение умного человека – благодарность Богу, принятие всего случающегося, стремление развить в себе все доброе. А затем авва обращает внимание на разные тонкости, так сказать, отрасли этого духовного делания. И мне хочется кратко привести и эти его поучения, чтобы у нас была полная картина, кто такой умный человек.
Например, авва Антоний пишет: «Умным людям не нужно слушать всякого рода беседы, но только те, кои приносят пользу». А дальше он уточняет, какие именно беседы не стоит слушать умному человеку: «Умные, то есть добрые и боголюбивые мужи никогда не укоряют отсутствующих, даже если те сделали что-либо худое. И тем, кои покушаются говорить что-либо об отсутствующих, они не позволяют того». Это золотые слова! Если вы умны, если вы любите Бога, не говорите об отсутствующих и не позволяйте говорить другим! И каждая из нас знает на своем опыте: когда кто-то останавливает подобный разговор, то всем от этого бывает польза, и все этому человеку бывают очень благодарны как самому мудрому. Почему? Потому что он всем помогает сохранить любовь, мир, благодарность Богу, принятие каждого человека таким, какой он есть.
Еще преподобный Антоний обращает внимание на такие детали: «В собеседованиях не должно быть никакой грубости; ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие более, чем дев. Чья душа действительно умна и добродетельна, – это обнаруживается во взоре, поступи, голосе, улыбке, разговорах и обращении. В ней все изменилось и приняло благообразнейший вид. Боголюбивый ум ее, как бодренный привратник, затворяет входы для злых помышлений».
Сколько глубины в этих словах! Боголюбивый, живой ум, тот ум, который постоянно ищет Бога, старается затворять входы для всех злых помышлений. И от этого все в человеке изменяется. Он не допускает грубости в разговорах, его взгляд, походка, голос, улыбка, обращение с людьми – все источает любовь, мир, покой. И сам этот человек непрестанно внутри себя радуется и благодарит Бога во всяком деле и при всех обстоятельствах.
Потому что благодать Духа Святого пребывает в нем и радует его, как говорит преподобный Антоний: «Когда вселится в человека Дух Божий, то дает ему покой вкушать во всех делах его, и сладким соделывает для него несение ига Божия. Тогда становится он неутомимым в добродетели; не гневается при человеческих напраслинах, и не боится никого, ни человека, ни зверя, ни духа: потому что радость Господня с ним пребывает день и ночь, оживляет его разум и питает его. Этою радостью возрастает душа и ею восходит на небо».
Дай Бог всем нам усвоить эту науку, которую преподает преподобный Антоний Великий, и стать подлинно умными людьми, непрестанно возрастающими в добродетелях, а значит и в радости.