Слово после иноческого пострига сестер Е. и Ф.
об опытном познании истины
Проповедь произнесена в Свято-Игнатьевском скиту
женского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга
Дорогие сестры! Вы приняли начаток ангельского образа, вы запечатлели себя для того, чтобы подготовиться к подвигам, подвигам умным, подвигам духовным, чтобы подготовить себя к принятию полного пострига и принесению обетов перед Господом, Божией Матерью, ангелами, святыми и всеми сестрами нашей обители в том, что вы будете жить только ради Господа, будете всегда иметь в уме Его спасительные повеления.
Для чего люди оставляют мир? Для чего люди избирают особенный, странный, непонятный многим, даже среди верующих, образ жизни? Почему мы не стремимся к тому, чтобы принести пользу людям в миру? Почему мы не стремимся к тому, чтобы познавать глубины премудрости, изучать мир, изучать творения многих великих людей? Почему не стремимся даже к тому, чтобы чисто умственно, отвлеченно изучать предания святых отцов, как это делают те, кто устремляется к благой цели (не будем это порицать) получению богословского образования? Потому что, по словам Господа нашего Иисуса Христа, Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душу свою отщетит
Апостол Павел говорит апостолу Тимофею: «ты сам прежде должен вкусить плодов от того учения, которое ты преподаешь»
Познание истины это не есть человеческая мудрость и даже не есть только умственное усвоение Святоотеческого предания. Познание истины это опытное ее переживание. Познание истины это богообщение. Господь наш Иисус Христос говорит: Аз есмь путь и истина и живот
Святые отцы иногда называют Господа Иисуса Христа «самоистина», потому что Он есть живая истина. Истина это не какая-то отвлеченная мысль, самая мудрая, полезная и даже духовная. Если мы будем останавливаться на созерцании таких размышлений, то мы не придем к большему и высшему: к богообщению, к созерцанию того, кто является источником бесконечным, не переполняющимся, преизобильным всякой доброй, умной и полезной мысли. И с нашей православной точки зрения, в особенности с точки зрения монашествующих, познание истины это вступление с ней в общение, когда истина живет в нашем сердце, когда она говорит в нас или руководит нами, исполняет с нами заповеди, когда она действует в нас не мы сами, а она через нас. Когда она делает добро, а мы являемся лишь ее орудиями, бесконечно благодарящими благость Божию за то, что она усвоила нас себе, за то, что она сделала нас орудием этой Всесвятой истины, этой самоистины Господа Иисуса Христа. Поэтому гораздо более мудрым можно назвать человека, имеющего пусть ограниченные, скромные знания (и при этом по простоте своей не завидующего тем, кто имеет их только умственно), но в сердце своем, в душе своей содержащего живого Господа, Сына Бога Живаго Господа Иисуса Христа.
Истину можно выразить всего несколькими словами. Когда Спаситель спросил апостолов: «За кого вы почитаете Меня?»
Вслед за этим имейте, сестры, и послушание, отсечение своей воли, помните о заповедях, содержите их всегда перед глазами, не забывайте о том, что дело ваше это прежде всего соблюдение заповедей. При каждом деле, при любых обстоятельствах, в любом месте самое главное исполняйте заповедь: сидите ли, работаете ли руками или умственно, беседуете ли с кем, вы должны всегда помнить о том, что в это время вы совершаете свою самую главную, самую великую и, может быть, единственно важную работу вы с помощью Господа Иисуса Христа, Который всегда с вами и помогает вам, трудитесь над исполнением Евангелия. И это есть то самое умное делание, которое и в этом веке, и в будущем приведет вас к познанию истины и даст вам надежду обрести в будущей жизни царство Небесное.
7 апреля 2001 года