По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Устав о скитской жизни (новый русский перевод)

Устав о скитской жизни
Устав о скитской жизни. Преподобный Нил Сорский Екатеринбург, 2002. — 91 с.

Во всем следуя учению свв. отцов и используя многочисленные цитаты из их творений, прп. Нил (ок.1433-1508 гг.) превосходно раскрывает основы духовной жизни всякого православного христианина.

Новый русский перевод «Устава о скитской жизни» осуществлен сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря, и, как мы надеемся, будет интересен и полезен для всех ревнующих о своем спасении монашествующих и мирян. Перечислив важнейшие душевные и телесные страсти, прп. Нил первым из писателей-аскетов дает подробную классификацию всех степеней их развития в человеке, подробно описывает приемы борьбы с ними на каждом этапе.

Немаловажным при этом считает он и исполнение основных подвижнических добродетелей — воздержание, бдение, безмолвие, — хотя, конечно, все необходимо совершать соразмерно с телесными и духовными силами каждого. Главное же внимание св. Нил уделяет учению о непрестанной Иисусовой молитве, умном делании, которое должно быть как бы стержнем духовной жизни любого, стремящегося к своему спасению, подвижника.

«Cочинение это, несмотря на краткость, имеет удовлетворительнейшую полноту; сочинение это — глубоко, духовно,» — писал в свое время выдающийся русский писатель-аскет свят. Игнатий (Брянчанинов). Думается, что особенно необходимо и полезно оно в наше время — время духовного оскудения, время почти полного отсутствия истинно духоносных наставников и «живой» традиции умного делания. Все духовные советы изложены в «Уставе» с предельной ясностью, отличаются особой практичностью и удобоприменимостью, хотя, конечно, должны быть исполняемы не без некоторого рассуждения и благоразумия. Чрезвычайно высоко оценивая книгу прп. Нила, свят. Игнатий в одном из своих произведений назвал ее «драгоценной»; подобного же мнения придерживался и другой великий русский подвижник — преосв. Филарет, археп.Черниговский, который в своем «Обзоре русской духовной литературы» писал: «Как жизнь преподобного Нила была жизнь особенная, так не было еще до этого в Русской Церкви и такого сочинения, каков Устав скитской жизни преподобного Нила. Устав, который составляют: предисловие, одиннадцать наставлений и послесловие — сочинение превосходное по глубокому разумению сокровенной духовной жизни, где доверие к наставлениям подвижников предварено доверием к слову Божию и мысли льются испытанные долгим опытом жизни…»

Отрывок из книги:

Уповая на благодать Божию, дерзнул я привести отчасти духоносные слова Святых Писаний (коих недостойны бы мы и слышать), да познаем хоть мало, каким окаянством объяты мы и какому безумию предаем себя, стремясь к приобщению к этому миру и к преуспеянию в нем, приобретая тленные вещи, ради них в заботы и раздоры вдаваясь и производя опустошение наших душ. И думаем о себе, что творим добро, и считаем, что заслуживаем похвалу. «Но горе нам, что не познаем наших душ и не разумеем, в какое жительство призваны были», как говорит святой Исаак, «жизнь этого мира, или скорби его, или покой его почитаем за ничто». И от лености, и любви к миру, и небрежения нашего говорим, что подобало это древним святым, нам же не требуется, невозможно то. Невозможно для тех, кто по собственной воле предается страстям, не хочет истинно покаяться и поревновать о деле Божием и любит этого мира неполезные попечения. А тех, кто горячо кается, — всех милует Господь, и благодетельствует, и прославляет — тех, кто с любовью многою и страхом ищет Господа, и на Того Единого взирает, и творит заповеди Его. Так все Божественное Писание повествует. Ведь многие древние отцы делателями и учителями этого были, и один другого назидали и укрепляли, теперь же, по оскудении таковых, если кто возревнует о деле Божием, то наиболее [сама] благодать вразумляет и помогает ему отныне и до века. А не имеющих желания подвизаться, и других в нерадение и безнадежие приводящих, и говорящих, что ныне дара древних дарований от Бога не бывает, называет апостол прельщаемыми и прельщающими других (см. 2 Тим. 3, 13). Некоторые же и слышать не хотят, есть ли благодать в нынешнее время. Эти многим нечувствием, неразумием и маловерием омрачены, сказал Григорий Синаит. Мы же, познав все это из Святых Писаний, если хотим к делу Божиему истинное прилежание иметь, да удаляемся прежде, сколь возможно, от суеты этого мира и постараемся страсти умалять, то есть сердце блюсти от лукавых помыслов, тем самым исполняя заповеди; и с хранением сердца да имеем всегда молитву.

да не станем малодушничать и унывать, когда сильно ополчатся на нас лукавые помыслы, и не прекратим движения по пути, как [не останавливаются бегущие] по арене. Ибо и это есть хитрость дьявольской злобы — стыд нам внушать из-за поражения скверными помыслами, [стыд] воззреть к Богу с покаянием и помолиться против них. Но мы всегдашним покаянием и непрестанной молитвой да побеждаем их и да не обратимся спиной к врагам нашим, хотя бы и по тысяче ран на всякий день получали от них. И положим в себе никак не отступать от живоносного этого делания до тех пор, пока не умрем, ибо сокровенно наряду с этим бывает и посещение нас милостью Божией. Ведь не только у нас, страстных и немощных, но и у тех, кто на высокой степени чистоты стоит и в достойном похвалы житии пребывает — в безмолвном жительстве, в крепости разума Господня, — и у них бывают падения мысленные, но после того — «мир, и утешение, и помыслы целомудренные и кроткие», как говорит святой Исаак. [И далее:] «Сколько раз бывает человек непотребен, и бесчисленно от необученности своей уязвлен, и повержен, во всякое время в бессилии находясь! Но случается, что вырывает он стяг из рук воинов сынов исполинских (см. Числ. 13, 34), и возносится имя его, и восхваляется он больше подвизающихся и известных победами, и получает венец и дары драгоценные более всех друзей своих».

И на это святые указывают нам достоверно и отъемлют сомнение от ума нашего, чтобы в борении мысленном, во время смущения от наносимых скверных помыслов, не пришел наш ум в расслабление и не уклонились мы в отчаяние. И опять, когда посещение благодати бывает, да не предашься беспечности, не вознесешься, но исповедуйся Богу, и благодари Его, и припадай к воспоминанию согрешений своих, во время попущений с тобой бывших: куда нисходил ты тогда и как обретал ум скотский? И помяни окаянство естества своего, и приведи на память себе нечистые помыслы и безобразные «идолы»1, во время зимы2 водруженные в уме твоем, и час смущения и бесчиния помыслов, незадолго пред тем восставших на тебя в ослеплении омрачения: как скоро уклонился [тогда] ты к страстям и собеседовал с ними в омрачении ума! И поминая это, кайся и укоряй себя. Разумей же, что Промысел Божий наводит все это на нас, чтобы мы смирились. Ведь говорит блаженный Григорий Синаит: «Если не будет человек оставлен, побежден и пленен, всякой страстью и помыслом поработившись и духовно побеждаем, ни от дел помощи не обретая, ни от Бога, ни от чего иного отнюдь, так что недолго прийти ему и в отчаяние, насилуемому во всем, то не может прийти он в сокрушение и считать себя ниже всех, последнейшим, и рабом всех, и самих бесов худшим, как совершенно ими насилуемого и побеждаемого. И это есть устроение Промысла и научительное смирение, через которое второе и высокое дается от Бога [человеку] — Божественная сила, действующая и творящая все через него, всегда его своим орудием видящая, с ее помощью совершающим Божии чудеса». Внимай же этому со страхом: если не смиришь мудрование свое, то оставит тебя благодать и совершенно падешь в том, в чем только помыслами ты искушался. Ибо стояние в добродетелях зависит не от тебя, но есть [дело] благодати, носящей тебя на ладонях рук своих, соблюдающей от всего сопротивного. Подобает же нам тщательно внимать тому, чтобы не было нашей [собственной] вины в укреплении против нас лукавых помыслов, оттого что не правильно бы шествовали мы путем Божиим, но развращенно и без охранения. Ведь желающий прилежать любви Божией, истинно спастись и без разленения, без небрежения всегда дело Господне делать должен жизнь проводить, все в смирении благочестиво исполняя сколько есть сил, со многим усердием и тщанием, держась всех Божественных Писаний.

1 Образы.
2 То есть во время охлаждения благодатной сердечной теплоты, которая, по Григорию Синайскому, есть истинное начало молитвы.

Предыдущая книга Книги издательства Следующая книга

Вы можете заказать книги нашего издательства (помеченные *) наложенным платежом, для этого можно написать нам, указав ФИО и почтовый адрес с индексом.