По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Духовные беседы о. Авраама (Рейдмана)

Беседы о духовной жизни
Беседы о духовной жизни. — Схиигумен Авраам (Рейдман). Москва — Екатеринбург, 2002. — 240 с.

Духовная жизнь — это прежде всего борьба с грехом… Когда человек именно серьезно, а не мечтательно начинает духовную жизнь, завязывается жестокая борьба, в первую очередь с самим своим естеством, потому что не будь наше естество падшим — и сами демоны не могли бы нас искушать.

Мирянам и монахам свойственна борьба разной степени и разного вида. У монаха это борьба больше внутренняя, нравственная, собственно духовная… миряне же в основном испытывают скорби внешние. Но не нужно думать, что они приходят сами собой.

Без молитвы и чтение святоотеческих писаний, и пост, и память смертная окажутся чем-то совершенно мертвым и пустым, наподобие книг, стоящих на полке у человека неграмотного, который не умеет их читать. И тот, кто не молится, от чтения творений святых отцов не получит никакой пользы, написанное ими будет для него «китайской грамотой».

Вторая беседа из этой серии, в которой отец Авраам раскрывает святоотеческое учение об умном делании, рассказывает о молитве Иисусовой как о самом главном средстве борьбы со страстями и греховными помыслами. Беседа изобилует ссылками на таких выдающихся отцов, как прп. Нил Сорский, свт. Игнатий (Брянчанинов), а также поучительными историями из жизни различных подвижнков благочестия.

Конечно, все православные христиане знают и понимают, что молитва необходима, но многие не придают ей такого значения, какого она заслуживает. Некоторые считают, что достаточно помолиться утром и вечером, вычитать перед Причащением положенные каноны — и этим человек свой молитвенный долг исполняет. Они часто не понимают, что ценность молитвы, как говорит святитель Игнатий, состоит во внимании, и читают свои маленькие правила очень рассеянно, иногда до такой степени невнимательно, что даже сами не слышат читаемого. Один подвижник сказал на этот счет следующие слова: «Как Бог может слышать твою молитву, когда ты сам ее не слышишь?»

Бог внимает уму… Если человек не умеет, не может внимательно произнести восьми слов Иисусовой молитвы, то, конечно же он не будет способен со вниманием прочитать пространные молитвословия утреннего или вечернего правила, псалмы или каноны. Иисусова молитва — это школа молитвы.

Третья беседа, как и предыдущая, посвящена молитве, прежде всего — Иисусовой. Основываясь на святоотеческом учении, cхиигумен Авраам рассказывает о том, как опытно проходить подвиг заповеданной нам Самим Господом непрестанной молитвы и какие в нем существуют степени преуспеяния. Кроме того, о.Авраам предостерегает современных христиан от многих заблуждений и преткновений, могущих встретиться на этом пути и послужить серьезным препятствием к духовному усовершенствованию.

Когда мы будем… серьезно смотреть на свою духовную жизнь и понимать, что она ведется не ради какого-то преуспеяния, духовного развития и достижения каких-то духовных высот, но ради спасения в вечности, тогда наше отношение к молитве станет совсем другим. И для нас будет не так важно, устами ли мы молимся, или умом, или уже в сердце, а важен будет конечный результат — оказаться в Царствии Небесном, в Раю.

Преуспеяние в молитве безгранично, потому что истинная молитва — это богообщение, которое продолжится и в загробной жизни. Познание Бога будет в человеке все более и более развиваться, и он начнет восходить на высочайшие степени, о каких мы сейчас даже помыслить не способны.

Четвертая беседа посвящена важнейшей христианской добродетели — памяти смертной. Схиигумен Авраам раскрывает святоотеческое учение об этой добродетели применительно к современному христианину, указывает способы ее стяжания и вместе с тем предостерегает от впадения в мечтательность и духовную прелесть. О. Авраам также отвечает на многочисленные вопросы, волнующие верующих.

Мы думаем о смерти, вспоминаем о ней потому, что для нас она — порог, дверь, за которой перед нами открывается некая совершенно новая, страшная, ужасная область. Ужасная как по причине того, что жизнь загробная в целом непостижима и странна для нас, так и по той причине, что мы не знаем, какая участь нас ждет.

Как в Господе Иисусе Христе человеческое и Божеское естества были соединены в одном лице, в одной Ипостаси, так же и добродетель молитвы должна быть соединена с памятью смертной. Истинная память смерти, неподдельная, искренняя, настоящая, естественная, происходит, я думаю, прежде всего от молитвы Иисусовой…, а другими средствами она только укрепляется и усиливается.

В пятой беседе cхиигумена Авраама, речь идет о борьбе со страстями. Отец Авраам кратко излагает святоотеческое учение о восьми основных страстях и дает практические советы о средствах борьбы с их разнообразными проявлениями. Особо подчеркивается важность молитвы Иисусовой, которая признается незаменимым оружием в духовной брани.

Самое главное средство в борьбе с грехом — это молитва, в особенности молитва Иисусова, умное делание. Если человек желает бороться со страстями своей собственной силой, лишь посредством самопонуждения и без сверхъестестенной помощи, иначе говоря без молитвы, то, бесспорно, это будет безумным занятием и… окончится вполне откровенным сумасшествием. Борясь со страстями, препятствуя той или иной страсти свободно действовать, мы одновременно совершаем добродетель.

Предыдущая книга Книги издательства Следующая книга

ЗАКАЗАТЬ КНИГУ