Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
17.01.2020
Обновлены актуальные нужды социальной службы
14.01.2020
Появилось расписание богослужений до Великого поста в храме св. Александра Невского и в храме Всемилостивого Спаса
12.01.2020
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Как тут в чудеса не верить?!"
07.01.2020
В разделе «Книги издательства» появилась новая книга «Мирянин, монах, священник».
Архив новостей





Книги издательства



О стяжании духовной нищеты

(Лк., 83 зач., XVI, 19–31)

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (ст. 19) – так Господь начал Свою притчу. Имя богача не называется, для того чтобы всякий мог отнести рассказ о его судьбе к себе самому. Под богатством же подразумевается не только имущество в собственном смысле слова, но и вообще то, что дает человеку возможность показать свое превосходство над другими людьми, например, положение в обществе, знатность происхождения, умственные способности, образование или что-то иное, что позволяет человеку пользоваться большими земными благами по сравнению с другими людьми.

Богатство этого приточного персонажа было столь велико, что он не просто безбедно и беззаботно жил, но даже мог позволить себе каждый день устраивать блистательные пиры. По-славянски – «веселяся на вся дни светло» – говорится в ещё более широком смысле, что не было такого дня, чтобы человек этот был грустен и не веселился.

«Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (ст. 20–21). Конечно, в притче утрируются жизненные обстоятельства, и редко можно столкнуться с соединением таких крайностей, чтобы один человек каждый день веселился «светло», а другой желал насытиться крупицами с его стола, то есть даже не всегда ел досыта и эти крупицы. Этот нищий терпел такое уничижение, что, как сказано по-славянски, «и пси, приходяще, облизаху гной его», то есть он ходил почти нагим, и его тело от голода, нищеты и грязи гноилось, в то время как богач одевался в порфиру и виссон, в самую дорогую, какая только могла быть, одежду, которую носили одни императоры.

«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (ст. 22). Заметьте, что когда говорится о смерти нищего, то не упоминается о его погребении, видимо, он был либо похоронен с безродными в общей могиле, как это часто делали в старину, либо вообще остался без погребения. Бывало также, что трупы безродных умерших, подобно некому сору, сбрасывали в какую-нибудь яму, которая находилась за городом, где были разные отбросы и где с пренебрежением предавали земле тела преступников. Хотя и трудно предположить, чтобы с телом Лазаря поступили таким образом.

Напротив, о богаче сказано, что «его похоронили». Телом нищего пренебрегли, но душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово; богач же сподобился погребения, но душа его оказалась в аду. «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (ст. 23). Обратите внимание на то, что место пребывания богача в потустороннем мире было весьма отдалено от того места, где находились праведники. Лоно Авраамово являлось символом блаженства, поэтому всякий иудей, слышавший притчу Спасителя, понимал, что Авраам, справедливо почитаемый за величайшего праведника, должен находиться в единении с Богом, испытывать Божественное утешение и блаженство за подвиги, понесенные на земле ради Бога.

«Он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (ст. 23–24), или по-славянски: «стражду во пламени сем». Так богач описывает испытываемые муки. Может быть, в этой евангельской притче упоминается только одно из мучений – «в пламени», а о других муках, более страшных и на человеческом языке трудно изъяснимых, не говорится. И само пламя – это скорее образ, а не огонь в буквальном смысле слова, то есть тот, который мы видим в этом мире. Поскольку, соприкасаясь с человеческим телом, огонь обжигает его и причиняет человеку мучения, Священное Писание и употребляет образ пламени для изъяснения одной из мук, которые будут испытывать грешники в будущей жизни. Может быть, это огонь страстей, сжигающий человека, или некая бесовская сила, набрасывающаяся на людей из-за неизъяснимой, беспричинной ненависти, которую демоны испытывают к людям. Может быть, это какое-то иное непонятное для нас явление, причину которого мы объяснить не в состоянии. Главное, нам нужно верить в то, что в будущей жизни грешников действительно ожидают такие муки.

Богач был в отчаянии, в изнеможении. Он был измучен до такой степени, что даже не просил избавления от мук, так как, видимо, понимал, что достоин их за свою суетную и бессмысленную жизнь и жестокосердие. «Веселяся на все дни светло», он, наверняка, имел возможность как-то утешить нищего Лазаря, мог не только насытить его, но и позаботиться об одежде и крове для этого человека. Однако, расходуя огромные средства на свои удовольствия, он оставался совершенно безразличен к нищему Лазарю, который лежал под воротами его дома и желал даже не то что поесть на его трапезе, а насытиться крохами с его стола. Поэтому богач понимал справедливость наказания и желал хотя бы малого облегчения. Ничтожность его состояния передана необыкновенным образом: богач просил, чтобы Лазарь омочил в воде даже не весь палец (я уже не говорю про руку или про то, чтобы он принес воды), но только «конец перста своего», то есть кончик пальца, и прохладил его язык. Столь страшны были его мучения, что даже прикосновение кончика увлажненного пальца к языку казалось ему необыкновенным облегчением. Он умоляет Авраама об этом, как о чем-то необыкновенно вожделенном. И если ранее нищий Лазарь желал насытиться крупицами с его стола, то теперь, напротив, богач желает, чтобы Лазарь кончиком своего увлажненного пальца хоть немного остудил его язык. Вот как изменилась жизнь этих людей в потустороннем мире. Лазарь стал богачом, изобилующим Божественной благодатью, благами Царства Небесного, а богач оказался до такой степени нищим, что желал даже не крупицами насытиться, а просто увлажнить свой язык.

«Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (ст. 25). Авраам напоминает богачу о Божественной справедливости: он уже насытился земными благами и милостями Божиими, которые были ниспосланы ему свыше и теперь должен страдать, потому что не делился ими с нуждающимися ближними. Лазарь же из-за безразличия богача получал в земной жизни вместо доброго злое, за что теперь и утешается. Поэтому богач и не имеет права ничего требовать, даже такого, как нам кажется, совершенно ничтожного утешения, однако представляющегося необыкновенным и великим благом человеку, страдающему в адском огне. Далее Авраам объясняет богачу, что, даже если бы находящиеся в раю и желали как-то ему помочь, они никак не могли бы этого сделать: «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (ст. 26). Конечно, те, которые находятся в Царствии Небесном, хотели бы перейти в ад не ради простого желания побывать в преисподней. Они, будучи ещё во время своей земной жизни исполнены любви, тем паче, находясь в Царствии Божием под действием обильной Божественной благодати, желали бы помочь осужденным грешникам, испытывающим адские муки, но сделать этого они не могут. «В отличие от тебя, – как бы говорит богачу праведный Авраам, – Лазарь может быть, и захотел бы тебе помочь, и помог бы, но Промысел Божий не предоставляет ему такой возможности. Ты же, имея возможность, не помог ему». Однако «и оттуда к нам не приходят», – говорит святой Авраам. А грешники, наоборот, желают избавиться от вечных мук. И если в этой жизни мы только верим в будущую бессмертную жизнь, в блаженство или муки будущей жизни, то души умерших людей все это видят. Праведники видят страдание грешников, а грешники – блаженство праведников.

«Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (ст. 27–28). Под образом пяти братьев богача Господь Иисус Христос имеет в виду всех людей, живущих в мире. К нам это также относится, потому что и мы часто хотим получить какое-то свидетельство о будущей жизни, чтобы точно знать, не напрасно ли мы трудимся, действительно ли ради спасения своей души надо терпеть скорби или, может быть, стоит предаться земным наслаждениям и, наподобие этого богача (конечно, в меру своих возможностей), «веселиться на вся дни светло», «пиршествовать блистательно».

«Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (ст. 29). Того что сказано в Священном Писании достаточно для спасения всех живущих на земле людей. Тем более для нас христиан, живущих после вочеловечения Христова, потому что в Новом Завете с гораздо большей откровенностью и ясностью (даже в этой притче) открыто о будущей жизни. Мы не имеем никакого права оправдываться неведением. Есть у нас Моисей и пророки, есть у нас евангелисты и апостолы, и мы должны их слушать.

«Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются» (ст. 30). Безусловно, для всемогущего Бога не составило бы труда совершить такое великое чудо. Но Господь этого не делает. Из евангельского повествования мы знаем, что за время Своей проповеди Господь Иисус Христос неоднократно воскрешал мертвых. Он воскресил сына наинской вдовицы, дочь Иаира. Показывая Свое всемогущество, Он воскресил Четверодневного Лазаря, плоть которого стала уже разлагаться. Наконец, Он воскрес Сам и воскресил многих праведников, которые явились в Иерусалиме и свидетельствовали о Воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, всего нам известно пять случаев воскресения из мертвых (при условии, что мы рассматриваем чудо воскресения праведников, явившихся по Воскресении Спасителя, как один случай). Итак, свидетельств было достаточно, но иудеи остались неверующими. Далее из церковной истории мы знаем, что после Вознесения Господа апостол Петр воскресил праведную Тавифу, а апостол Павел – юношу, упавшего с третьего этажа во время ночной беседы. Многие Божии угодники в разные времена воскрешали умерших, хотя это, конечно, великое и редкое чудо. Однако неверующих или нерадивых верующих – большинство, а заботящихся о своем спасении чрезвычайно мало, и к этим последним справедливо отнести слова Господа: «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12, 32). Богача из притчи Спасителя тоже нельзя назвать неверующим, ведь о его неверии нигде не упоминается, но зато говорится о нерадении в отношении спасения. «Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (ст. 31). И мы видим, что это действительно так, что слова эти совершенно справдливы.

Человек, который живет ревностно, упражняется в покаянной молитве, борется со своими страстями, понуждает себя к исполнению заповедей и стяжанию добродетелей, имеет страх Божий, – приобретает веру и видит перед собой будущую жизнь как некую приближающуюся, уже почти наступившую реальность. Он предчувствует Суд Божий и почти предстоит на нем. Таково состояние человека внимательного, заботящегося о своей душе, поэтому он и не нуждается ни в каких доказательствах или потусторонних явлениях. Более того, некоторые ревностные люди, достигнув преуспеяния в исполнении заповедей, сподобляются дара чудотворений и чудесами могут удостоверять и других в истинности христианского вероучения. Но самому чудотворцу, например такому, каким был преподобный Макарий Великий, воскрешавший мертвых, было вовсе необязательно видеть чудеса, совершаемые другими святыми, потому что ему достаточно было и того, что изображено в Священном Писании Нового Завета. Макарий Великий, благодаря своей внимательной жизни (скромные слова, но совершенно точные!) приобрел дар чудотворений, так что мог и мертвых воскрешать. Человек же нерадивый, живущий рассеянно, тем паче в грехах, постоянно расточает ту благодать, которая даруется ему в Божественных Таинствах Крещения, Миропомазания, Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин. Он постоянно опустошается, и вера в нем почти пропадает. Он признает действительность Божественного Откровения, правдивость евангельского повествования и всего того, о чем говорится в Священном Писании, но только отвлеченно, умом, сердце же его пусто и безмолвствует. Он не имеет такой веры, которая заставила бы его изменить свою жизнь. Один грех влечет за собой другой, опустошение от греховной суетной жизни влечет за собой фактическое неверие, то есть неверие сердечное, и потому, какие бы чудеса ни совершились перед глазами человека, даже воскресение из мертвых, он отнесется к этому безразлично. И в наше время бывали такие редкие случаи, когда люди возвращались из загробной жизни, для того чтобы покаяться и засвидетельствовать перед неверующими поколениями, выросшими во времена безбожия, истинность бессмертия души, но принимали их свидетельства весьма и весьма немногие люди: единицы, десятки, может быть, сотни, но отнюдь не весь народ.

Значит, все зависит от нашего внутреннего состояния. Нужно жить в покаянии и, подобно нищему Лазарю, терпеливо нести земные скорби, а может быть, и добровольно брать их на себя. Так делали преподобные отцы, и так попытаемся делать и мы, хотя бы в малой степени, насколько позволяют наши скудные силы. Тогда и мы сподобимся того, что будем отнесены Ангелами на лоно Авраамово и водворимся там со всеми праведниками, а те святые, на которых мы взираем как на возвышенный и неподражаемый пример, окажутся в будущей жизни нашими друзьями.

По своей немощи мы не можем добровольно избрать такую глубочайшую нищету, в какой жил Лазарь, питаясь одними крохами, и будучи настолько уничижен, что псы облизывали струпья ран его гниющего тела. Однако подвижники, которые вели подобный образ жизни, были. Они так удручали себя скорбями, так изнуряли свою плоть, что в сравнении с ними, пожалуй, и этот приточный Лазарь находился в большем покое. Например, некий монах заключил себя в столь тесную келью, что ни в каком положении не мог в ней выпрямиться, и питался, конечно, весьма убого. В Сирии были подвижники, питавшиеся одной травой, которую они косили серпом, составлявшим все их имущество. Были подвижники, которые десятки лет стояли под открытым небом на возвышенных башнях и предавались непрестанной молитве, как, например, Симеон Столпник и его последователи. Некоторые надевали на себя железные оковы, носили железные шлемы и так удручали свою плоть, что даже не верится, что это вообще возможно. Они совершали все эти подвиги для того, чтобы стяжать нищету духовную, глубочайшее смирение. Они примирялись с любым, самым уничиженным своим положением, не просто не помышляли о земных благах или о каком-то земном достоинстве, но, более того, считали себя недостойными и будущих вечных благ. Например, Пимен Великий говорил о себе: «Поверьте, чада, где сатана, там и я буду», преподобный старец Силуан Афонский говорил так: « Когда я умру, то окаянная душа моя сойдет во ад», а Антоний Великий считал, что все вокруг спасутся, один он погибнет (между прочим, он заимствовал этот помысел от обыкновенного мирянина). Они говорили это не шутя, а от сердечного чувства, потому что настоящее смирение должно быть сердечным, искренним, по словам Господа: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Эти святые люди смирялись не только в земной жизни перед ближними, их смирение простиралось и на будущую жизнь. О том, в каком уничижении они жили, говорит совет одного подвижника: одежда монаха должна быть такой, чтобы если ее бросить на обочине дороги, то никто не захотел бы ее подобрать.

Вот как трудились угодники Божии, чтобы уподобиться нищему Лазарю, мы же, немощные и духом, и телом, не можем этого сделать. Промысел Божий почти никому из нас не предоставил такой возможности. Но нищета духовная – это обязанность каждого христианина, в особенности избравшего монашеский образ жизни. И потому мы должны стяжать эту нищету и внутренне чувствовать себя так, как чувствовал себя нищий Лазарь, желавший насытиться крохами и позволявший псам облизывать свои струпья.

Положение Лазаря противопоставлено суете, гордости и надменности богача. Безусловно, человек, каждый день устраивавший блистательные пиры, одевавшийся в порфиру и виссон, был гордым, тщеславным и высокоумным, а человек, который был всего лишен, вел внимательную жизнь и поневоле углублялся в себя. Если бы Лазарь роптал и негодовал на свою судьбу, то, несомненно, он не был бы помилован Богом и отнесен Ангелами на лоно Авраамово. Многие святые уподобились приточному персонажу, Лазарю, он стал образцом для многих и многих подвижников благочестия. Например, святым отцам было открыто, что душу преподобного Антония Великого вознесли на небеса Ангелы, а Глинскому игумену Филарету было откровение о том, что душу преподобного Серафима Саровского также вознесли на небо Ангелы. И дай Бог, чтобы и мы в меру своих сил подражали в своей жизни нищему Лазарю и стяжали блаженную духовную нищету. Если мы будем внимательны к своей духовной жизни, то нам не будут нужны никакие доказательства бессмертия души, существования вечного блаженства и вечных мук, потому что мы будем созерцать их своим духом и, умом пребывая в вечности, незаметно перейдем от тления в нетление, от смерти в бессмертие.

31 октября 1999 года

.



Calendar
  Январь 2020   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

09.02.2020
Память свт. Иоанна Златоустого. Приглашаем поклониться мощам этого святого!

15.02.2020
Срéтение Господне


перейти к разделу
Записки православного гида


Скорби суть по преимуществу удел современного монашества, удел, назначенный нам Самим Богом.
Свт.Игнатий Брянчанинов







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1603 8791 9823
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb