По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Церковноисторический кабинет

С самого возрождения Ново-Тихвинского монастыря в 1994 году началась работа по сбору материалов о новомучениках и подвижниках благочестия Екатеринбургской епархии. Сестры совершали поездки в различные города и поселки Свердловской области, встречались со старожилами, искали материалы в местных и центральных архивах и библиотеках. Параллельно с этим была начата работа в Государственном архиве административных органов Свердловской области (ГААОСО) по выявлению архивно-следственных дел на сестер нашей обители, пострадавших в годы гонений, а также церковно- и священнослужителей Екатеринбургской епархии. На основании собранных сестрами сведений в лике святых были прославлены несколько подвижников благочестия, изданы жизнеописание схиигумении Магдалины (Досмановой), жития преподобного Василиска Сибирского и преподобноисповедника Игнатия (Кевролетина).
В 1995 году духовник монастыря схиархимандрит Авраам был назначен председателем Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской епархии. В 2005 году в монастыре был создан Церковноисторический кабинет. Все сестры, исполняющие в нем послушание, стали также членами епархиальной Комиссии по канонизации.

Основными направлениями деятельности кабинета в настоящее время являются:

  • Поиск материалов о подвижниках благочестия и новомучениках нашей епархии и подготовка материалов для их канонизации.
  • Сбор сведений об истории Ново-Тихвинского монастыря.
  • сщмч. Сергий Увицкий

    Всего за прошедшие 16 лет в лике святых было прославлено 52 святых, подвизавшихся на территории нашей епархии: 49 новомучеников, один исповедник и двое преподобных. Примечательно, что двое из новомучеников совершали свое служение в селе Меркушино, где сейчас расположено подворье нашего монастыря. Это священномученик Константин Богоявленский (мощи его почивают в Меркушино) и священномученик Сергий Увицкий, скончавшийся в 1932 году в заключении в исправительно-трудовом лагере.
    Каковы же критерии для прославления того или иного подвижника в лике святых?
    В отношении новомучеников и исповедников основаниями для канонизации являются неустанная проповедь слова Божия, мученичество или исповедничество за Христа, ревностное святительское или пастырское служение, праведная жизнь, безукоризненное Православие. К настоящему времени уже выработаны единые требования по подготовке документов для прославления новомучеников. Прежде всего, необходимо обеспечить наличие всей полноты информации о человеке:
    - найти сведения биографического характера: о дате и месте рождения, социальном происхождении, образовании, местах служения, арестах и т.п.; установить дату и место смерти;
    - выявить и изучить все следственные дела, касающиеся этого человека; точно выяснить, не лжесвидетельствовал ли он на себя или на ближних;
    - проверить, не мог ли этот человек сам являться секретным сотрудником репрессивного аппарата;
    - установить, не находился ли он в каких-либо расколах.
    Важнейшим этапом в отборе тех, кто достоин быть причисленным к лику святых, является выяснение позиции обвиняемого во время допросов: согласился ли человек с предъявленными ему ложными обвинениями или нет, оговорил ли себя и ближних или, напротив, показал мужество и непреклонность, отстаивая истину.

    Главным направлением работы членов Комиссии по канонизации святых является поиск и изучение подлинных исторических документов о репрессиях против священнослужителей. Архивно-следственные дела, находящиеся в настоящее время на хранении в Государственных архивах, являются основными и часто единственными источниками сведений о духовенстве в период гонений, особенно, если учесть, что церковные архивы этого времени во многих епархиях не сохранились. Каждое архивно-следственное дело содержит анкеты заключенных, протоколы допросов обвиняемых и свидетелей, обвинительное заключение, приговор и др. Кроме этого, в делах имеются так называемые творческие материалы: тексты проповедей, фотографии, статьи, книги, различные официальные документы.
    Помимо документов архивно-следственных дел, при подготовке материалов для канонизации необходимо использовать, конечно, и многие другие источники: метрические книги, клировые ведомости, материалы, опубликованные в дореволюционной печати. Очень большую помощь оказывают также родственники репрессированных.

    После получения всех материалов о том или ином подвижнике, составляется его жизнеописание, в котором необходимо отразить основные биографические данные. Затем подготавливается пакет документов для Синодальной комиссии по канонизации святых, куда непременно должны быть включены копии всех найденных архивных и печатных материалов, фотографии, жизнеописание, в отношении священнослужителей – послужной список, а также официальное письмо от правящего архиерея на имя председателя синодальной Комиссии по канонизации святых. Все представляемые материалы рассматриваются на заседании синодальной Комиссии по канонизации святых.
    Относительно преподобных и праведных, основаниями для канонизации являются праведная жизнь того или иного подвижника благочестия, безукоризненное православие и в особенности – прижизненные и посмертные чудотворения и народное почитание. Поэтому для прославления подвижника в лике святых необходимо собрать документальные, печатные и устные свидетельства о его жизни и подвигах, максимально подробно и полно восстановить его биографию, собрать свидетельства о его посмертном почитании и чудотворениях (только устных свидетельств тех, кто получил исцеление, недостаточно, – необходимы медицинские документы, подтверждающие как болезнь, так и последующее выздоровление). После этого составляется жизнеописание того или иного подвижника и подготавливается пакет документов для отправки в синодальную Комиссию по канонизации святых.
    Во многом именно из-за нехватки свидетельств о чудотворениях и народном почитании в настоящее время остаются не прославленными многие уральские подвижники. Во вступлении к книге «Жития святых Екатеринбургской епархии» Высокопреосвященнейший Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, писал: «Одним из признаков святости подвижников является их народное почитание и чудеса, происходящие по их предстательству. Так, верующие совершали поминовение блаженной Ксении Петербургской и по ее молитвам получали просимое — благодаря этому неоспоримому свидетельству ее святости она была причислена к лику святых.

    Я призываю вас, дорогие читатели, усердно молиться об упокоении уральских подвижников благочестия: схимонахини Евфросинии (Мезеновой), иеросхимонаха Константина (Шипунова), схиигумении Магдалины (Досмановой), игумении Руфины (Кокоревой) и других. Если по их молитвам вы или ваши близкие получите помощь, прошу вас сообщать об этом в епархиальную Комиссию по канонизации святых — возможно, полученные сведения помогут скорейшему прославлению этих угодников Божиих.
    Считаю необходимым предостеречь читателей от уклонения, наблюдаемого иногда среди верующих. Бывает, что люди начинают молиться подвижникам, которые еще не канонизированы, составляют им молитвословия, пишут иконы. Делать этого не следует. Нам необходимо сохранять послушание Церкви и со смирением ожидать прославления таких подвижников. А до тех пор, пока не будет принято решение об их канонизации, молитвенное общение с ними можно и нужно поддерживать, поминая их в заупокойных молитвах, приходя к ним на могилу, совершая панихиды».
    Постоянно продолжается сбор дополнительных сведений о священнослужителях, новомучениках и подвижниках благочестия нашей епархии: были найдены новые фотографии, послужные списки, собраны воспоминания, уточнены некоторые факты и данные. Вторым направлением работы Церковноисторического кабинета является сбор сведений об истории Ново-Тихвинского монастыря: внутреннем и внешнем его устройстве, настоятельницах, насельницах, различных послушаниях и мастерских.

    сщмч. Павел Фокин с семьей

    Известно, что в разные годы были арестованы 27 насельниц Ново-Тихвинской обители, некоторые из них подвергались аресту по 2-3 раза. Четверо из них были приговорены к расстрелу, семь сестер – к заключению на 10 лет в лагеря, и, по крайней мере, трое из них там скончались. Так, послушница Марфа Софонова подвергалась аресту трижды, мужественно вела себя на допросах, ни разу не признала своей вины. Несмотря на аресты и заключения, она не потеряла веры и впоследствии была певчей в Иоанно-Предтеченской церкви Свердловска, скончалась в 70-х годах ХХ века. Послушница Екатерина Ставрова пострадала уже в 1940-ые годы за ходатайство об открытии храма в селе Егоршинском (ныне – г. Артемовский). Тогда же претерпела арест и тюремное заключение и послушница Валентина Садчикова, которой вменили в вину, в том числе, и ходатайство об оставлении верующим храма в г.Сысерти, которое она подписала еще в 1930-ых годах. Много и других подобных судеб – примеров ревностного хранения верности Церкви в самые трудные времена безбожия. В настоящее время работа по сбору материалов об обители еще далека от завершения, постоянно ведется поиск новых сведений.
    Сестры с благодарностью примут любую помощь в поиске информации о жизни и подвиге подвижников благочестия и святых Екатеринбургской епархии. Большую ценность представляют различные, даже незначительные, уточнения, малоизвестные документы, фотографии, личные вещи. Возможно, и в вашей семье хранятся воспоминания о священниках нашей епархии или насельницах обители. Если вы располагаете подобными сведениями, просим передавать их в епархиальную Комиссию по канонизации святых, тел. (343) 347-54-51, (343) 257-32-85. Свои координаты вы можете оставить и в православном магазине на территории монастыря (ул. Зеленая Роща, 1), а также через почтовую форму нашего сайта.