Души, уязвленные любовью к Богу
Один из святых нашего времени, преподобный Иустин (Попович), говорил, что духовное здоровье народа измеряется числом монахов в этом народе. И верное свидетельство того, что народ печется о своем нравственном здоровье, – это когда он уважает и любит монашество, заботится о его процветании. В такие же сентябрьские дни 2011 года состоялось уникальное общественно-церковное событие, которое, можно надеяться, стало еще одним шагом к духовному оздоровлению многих наций. В Сербии прошел духовно-научный симпозиум, посвященный женскому монашеству. В нем приняли участие представители почти всех Поместных Православных Церквей из Греции, Сербии, России, Франции, Грузии, Румынии, Сирии и других стран.
В знаменитом древнем монастыре Жича, отметившем свое 800-летие, в эти дни можно было видеть впечатляющее зрелище: собор выдающихся архиереев, духоносных архимандритов-духовников, игумений и монахинь – всех тех, чья жизнь сокровенна со Христом в Боге (Кол. 3, 3). Торжество сердец, единство душ. Наше время ― благословенное для Православной Церкви, поскольку оно связано с повсеместным возрождением монашеской жизни и возвратом к древним святоотеческим традициям. Для всякой эпохи возрождения неизбежны вопросы и затруднения, ошибки и разочарования, поиск истинных путей. На симпозиуме обсуждались самые актуальные проблемы, равно встречающиеся в жизни как русских, так и греческих, и сербских монастырей.
Симпозиум получился многогранным. На нем были представлены и доклады научного характера, где глубоко и полно рассматривались исторические, канонические и культурологические аспекты монашеской жизни. И в то же время звучало живое слово современных наставников монашества – слово, неоценимое по своей духовной пользе.
Каково монашество в наше время? Чем сегодня живут монашествующие, эти «души, уязвленные любовью к Богу»? Как монахиня может послужить обществу? Публикуем некоторые отрывки из выступлений.
Революция в личности
Открывая симпозиум, Святейший Патриарх Сербский Ириней подчеркнул важность изучения истории и современного устройства женских монастырей. В приветственном слове к участникам симпозиума он выразил надежду на дальнейшее становление монашества, сказав: «Как Церковь проходит через многие искушения, так и монашество сейчас проходит через большие искушения. В наше время уход в монастырь, принятие монашеской жизни – это революция в личности, это победа, которая равняется величайшим победам в истории. Это победа над самим собой. Мы убеждены, что монашество, как Богом установленное учреждение в Церкви, переживёт и нынешнее непростое состояние. И пусть монашество не будет многочисленным, но в нем будут те, кто стремится к общению с Богом, ищут Его. Всегда будут рождаться души, жаждущие и алчущие истины, Бога, пищи Божией. А монашество призвано этот голод и жажду удовлетворить, оно для этого и существует. Поэтому я верю, что и наша эпоха породит много личностей, которые продолжат жизнь монашества такой, какой она была в прошлом».
Как показывает история, в возрождении и развитии монашества нередко большую роль играет то, что иноки разных народов передают друг другу свой опыт. Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий привел интересные факты из истории сербских монастырей. После Первой мировой войны женское монашество в Сербии было в совершенном упадке, и его активное возрождение началось после того, как в Сербию пришли монашествующие, изгнанные из России после революции. «Благодаря русским монахиням духовный опыт из России был принесен к нашим благочестивым сербкам, которые потом сами стали собираться и основывать монастыри», – сказал Владыка.
Духовная мать
На симпозиуме широко обсуждался вопрос о роли игумении в монастыре, и было однозначно признано, что игумения должна быть духовным руководителем всего сестринства. Это одна из фундаментальных традиций женского монашества, существующая с первых веков, о чем сказала игумения Феоксения, настоятельница монастыря Хрисопиги (о. Крит) в своем докладе «Игумения как духовная мать»: «Святой Василий Великий в своих Подвижнических уставах пишет об игумении как о лице, которому оказывается полное доверие и в котором все сестринство видит свою истинную мать.
Игумения должна духовно воспитывать сестер в течение всей их монашеской жизни, и ее ответственность за управление монастырем не упраздняет обязанности непосредственного общения с каждой сестрой. Эта духовная связь, если она глубока, подлинна и согласна с волей Божией, продолжается и в будущей жизни. Способность к духовному руководству даруется игумении Богом по молитвам сестринства, а также благодаря ее личному неустанному подвигу, смирению и самоукорению. Духовная мать должна быть образцом для своих сестер в следовании по пути спасения. При этом она призвана нести немощи и недостатки каждой сестры и при помощи благодати Божией целить душевные недуги. Она должна вразумлять сестер с любовью и терпеть их немощи, как Бог терпит всех нас. В этом игумения проявляет полное самоотречение, помня, что она живет не для себя, а для своих сестер. Живя для них, она живет для Христа. И очень важна молитва игумении: она делает сестричество радостным.
Благодаря послушанию одной духовной матери созидается единство сестринства. И высшее дело и призвание игумении — передать всему сестринству и каждой сестре дыхание вечности и ясное понимание того, что ежедневное предвкушение Царства Небесного возможно только в совместном шествии ко Христу и постоянном ощущении духовного родства членов сестринства».
Продолжая эту тему, архимандрит Елисей, настоятель монастыря Симонопетра (Афон), подчеркнул, что очень важна личная подвижническая жизнь игумении, ее любовь к богослужению и умному деланию. Когда игумения живет в Боге, тогда и все сестринство живет в Боге.
«Кроме того, необходимо, чтобы игумения регулярно и как можно чаще проводила общие собрания всего сестринства, где разбирались бы тексты из Писания и творений святых отцов, – сказал отец Елисей. – И неважно при этом, имеет ли игумения дар слова или нет. Слово матушки, сказанное наедине или в общем собрании, ее молитва, совет, похвала, критика – всё это в любом случае помогает душе сестры продвигаться вперед и готовит ее для встречи с Богом». При необходимости игумения на общих собраниях и в личных беседах с сестрами может зачитывать творения святых отцов и подвижников благочестия.
Назидание и руководство, наряду с регулярным богослужением, внутренним распорядком, чтением и безмолвием, являются главными условиями для правильной духовной жизни в монастыре.
Говоря об отношении сестер к игумении, отец Елисей отметил, что послушание — это всегда личный выбор, личная ответственность послушницы. Она должна оказывать послушание игумении осознанно. И очень важно, чтобы отношения монахини и игумении строились на доверии и любви.
На симпозиуме также прозвучала мысль о том, насколько важно избрание новой игумении из среды самого сестринства.
Духовник в женском монастыре
Духовник монастыря Преображения Господня во Франции архимандрит Илия (Раго) выступил с докладом на тему «Положение духовника и священнослужителя в женских монастырях». Эта важная сторона монастырской жизни мало раскрыта в сочинениях святых отцов и современных писателей, поэтому доклад отца Илии был особенно полезным.
Прежде всего, отец Илия указал на две возможные ситуации: первая – когда духовник является основателем монастыря, вторая – когда он приглашен в уже существующий монастырь для исповеди сестер.
В первом случае главная задача духовника-ктитора – своим словом и своими письменными текстами сформировать у тех духовных чад, которые вокруг него собрались, определенное и ясное монашеское сознание. Особое его внимание должно быть направлено на духовную подготовку той сестры, которая сможет после учреждения монастыря его возглавить. Духовник готовит ее, чтобы она, став игуменией, смогла стать истинной матерью сестринства, то есть смогла осуществлять духовное руководство и организовывать повседневную жизнь монастыря. При этом роль духовника-ктитора уже становится второстепенной, что, безусловно, требует от него истинного смирения и самопожертвования, но основатель должен быть в состоянии по примеру Предтечи сказать: “Ей должно расти, а мне – умаляться”.
Известно, что великий угодник Божий, святитель Нектарий Эгинский, которого называют возродителем монашества, в созданном им Свято-Троицком монастыре передал духовное руководство игумении Ксении и тем самым дал импульс к духовному развитию обители.
Во втором случае, когда речь идет о священнике, направленном для духовнического служения в женский монастырь, ему необходимо всегда быть в согласии с игуменией, он не может подменять собой матушку, и в монастыре ни в коем случае не должно возникать двоевластия. Все духовное руководство вручается игумении, а духовник может быть лишь ее соработником в деле устроения духовной жизни сестринства. «Если возникнет необходимость высказать критическое мнение о действиях игумении, это возможно сделать только наедине, никак не в присутствии монахинь, чтобы таким образом не нарушить доверие, которое сестры должны иметь к своей духовной матери. В самом крайнем случае, когда духовник не может примириться с решением игумении, единственный способ, к которому он может прибегнуть, – уйти из обители. Но ни в коем случае духовник не должен порождать конфликты между игуменией и ее сестрами», – сказал отец Илия.
Далее он на примерах рассмотрел некоторые принципы духовнического служения. Например, если у сестры возникли трудности во взаимоотношениях с игуменией или другими сестрами, духовник обязан руководить ее к полному примирению с ними. Оказывая помощь, он должен помнить, что не имеет права принимать на себя единоличное окормление сестры, заменяя собой для нее игумению. Исповедь у священника не отменяет откровения помыслов духовной матери.
В заключение доклада отец Илия отметил: «Случается так, что женские монастыри даже угасают вследствие неоправданно преувеличенной роли духовника или священнослужителя».
Монахини – миру
В наше время одной из дискуссионных тем, связанных с монашеской жизнью, является служение монахов миру. В чем оно должно выражаться? Как монахи и монахини, отрекшиеся от мира, могут послужить ему? Эта тема также была рассмотрена на симпозиуме. Общепринятой традицией является то, то монашествующие по силам помогают обществу, ведя социальную и просветительскую деятельность, в том случае, если у монастыря есть для этого материальные возможности и люди с необходимыми способностями. Женские монастыри могут также рождать и развивать церковную культуру и искусства.
Но как отметил в своем докладе Митрополит Лавреотский и Месогейский Николай, у женского монашества есть и иное, гораздо более важное служение. Когда паломники просто посещают службы в обители, поклоняются ее святыням, присутствуют на трапезе, они получают огромную пользу. Скромность жизни, простые одежды монахинь, само их молчание, тишина, которая царит в обители, — всё это духовная помощь мирянам, посещающим монастырь. Монахини всей своей жизнью показывают, что они чужды этому миру, а, как выразился владыка Николай, «чем больше кто чужд этому миру, тем больше он может ему помочь».
Суть монашеской жизни – являть миру истину. Как с древних времен неизменными сохранились монашеские одежды, так и монашеская жизнь должна сохранить свой вневременной характер. И главная помощь монахинь миру — в молитвенном подвиге и удалении от всех мирских дел, а не в суетном земном служении, которое обмирщает душу.
На эту же тему говорил и епископ Порфирий Егарский: «Монашество самим своим существованием проповедует миру о Царствии Небесном. Монахи или монахини живут в конкретном времени и пространстве, но при этом они обращены к будущему веку. Человек избирает монашескую жизнь не для того, чтобы осуществить какие бы то ни было земные цели. Монашеская жизнь – это подлинная христианская жизнь. И любой монастырь важен для Церкви не тем, что он делает что-либо практическое, или тем, что он кому-то помогает. Он важен, прежде всего, тем, что он существует как таковой и своим существованием свидетельствует об эсхатологической природе Церкви».
Несть мужеский пол, ни женский
По общему мнению докладчиков и слушателей, на этом уникальном симпозиуме чувствовался дух единства во Христе и общности монашеских традиций, несмотря на различие и многообразие национальностей и языков. Епископ Порфирий выразил это в своей заключительной речи: «В эти дни мы на опыте почувствовали истинность слов Священного Писания о том, что нет грека и варвара, нет мужеского пола и женского, но есть один Христос, а все мы братья и сестры, то есть члены одного и того же тела». Духовное единство между всеми участниками симпозиума чувствовалось и во время сессий, и в трапезной, но более всего – и это глубоко пережил каждый присутствующий – за Божественной Литургией в древнем храме монастыря Жича, где поистине утешились сердца их, соединенные в любви (Кол. 2, 2). Стирались различия языков, забывались национальности и страны, ибо Бог один и тот же, производящий все во всех (1 Кор. 12, 4, 6).
«Мы уходим с сердцами, исполненными радостью, духовно богатыми, – сказал в своем заключительном слове владыка Порфирий, – и надеюсь, что мы вновь и вновь будем собираться на этом месте, чтобы обсуждая возникающие у нас вопросы, на самом деле прославлять Единого в Троице Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и честь во веки веков. Аминь».
Статистика
В духовно-научном симпозиуме, посвященном женском монашеству, приняли участие более 50 игумений и несколько сот монахов и монахинь из разных стран.
С докладами выступили 9 архиереев, 7 настоятелей, настоятельниц и духовников монастырей.
В симпозиуме участвовали представители Сербской Академии Наук, Фессалоникийского, Афинского и Белградского университетов: 9 академиков, профессоров и докторов наук, в том числе академик Эмилий-Антоний Тахиаос (Фессалоники), доктор Ксения Кончаревич (Белград), доктор Нонна Пападимитриу (Афины), доктор Евгения Жукова (Москва) и другие.
Из России по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в симпозиуме приняли участие игумении Викторина (Московский Богородице-Рождественский монастырь), Иулиания (Московский Зачатьевский монастырь), Николая (Малоярославецкий Николаевский монастырь), Домника (Екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь), Нина (Тюменский Богородице-Рождественский Ильинский монастырь).
- Святейший Патриарх Сербский Ириней, митрополит Белградо-Карловацкий.
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО УЧАСТНИКАМ СИМПОЗИУМА
- Архимандрит Илия (Раго), духовник монастыря Преображения Господня (Франция)
ПОЛОЖЕНИЕ ДУХОВНИКА И СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ В ЖЕНСКИХ МОНАСТЫРЯХ.
- Митрополит Афанасий Лимассольский
ЕПИСКОП И ЦЕРКОВЬ
- Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра
ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ, НА КОТОРЫХ УЧРЕЖДАЮТСЯ И УСТРАИВАЮТСЯ ЖЕНСКИЕ МОНАСТЫРИ. ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ СИМОНОПЕТРИТСКИХ СТАРЦЕВ ИЕРОНИМА И ЭМИЛИАНА
- Епископ Егарский Порфирий.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО