Схиархимандрит Авраам
Благая часть

Том 3. «Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне»

«Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне»[*]

Во имя отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие сестры! Поздравляю вас с принятием ангельского образа. Сейчас в миру даже среди верующих людей, а тем более среди маловерующих или вовсе не церковных бытует странное мнение, будто в монастырь идут люди, у которых по какой-либо причине не сложилась жизнь, — неудачники. И мы вынуждены оправдываться перед этими мирянами, чтобы не соблазнить их, чтобы они не мыслили превратно о таком великом деле, как спасительный монашеский путь, совершаемый по Божию избранничеству. На самом деле ни в каком оправдании мы не нуждаемся и прибегаем к нему нехотя (если, конечно, осознаём, что такое монашество) и исключительно из снисхождения к этим людям, а не наоборот, пытаясь заслужить у них ненужное нам снисхождение. Если они считают нас неудачниками или негодными людьми, то пусть думают так. Пусть мы будем в их глазах самыми последними и никчемными людьми. В этом унижении, которое мы принимаем от людей, чуждых настоящего понимания христианства, сокрыта для нас великая честь, потому что оно уподобляет нас святым апостолам. Если мы не можем уподобиться им в благодати и дарованиях духовных, подвигах и добродетелях, то по крайней мере уподобимся им в смирении. И это — самое главное и великое. Святой праведный Авраам говорит: Я, прах и пепел (Быт. 18, 27). Пророк Давид: Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людий (Пс. 21, 7). Апостол Павел: «Доселе мы считаемся отребьем миру» (см. 1 Кор. 4, 13). Лучше пусть мы окажемся самыми последними и негодными, но будем вместе с такими великими праведниками, уподобившись им хотя бы в этом уничижении, чем станем пригодными на нечто чуждое Христу.

Для нас святые апостолы — это великие, славные люди. Взирая на их подвиг сквозь призму истории, мы видим, что они повернули течение исторических событий в другое русло. Благодаря этим людям переменилась история. Но кем они были в глазах своих современников? Бездомными странниками, ничтожными, презренными еврейскими проповедниками. Цивилизованные народы — римляне, греки — вообще презирали евреев, как людей, которые придерживаются странных, непонятных обычаев. Но эти странные, в большинстве своем неграмотные люди с какой-то необыкновенной настойчивостью обходили весь мир и не стыдились проповедовать самым великим мира сего и прочим образованным людям, почитавшимся мудрыми. Движимые любовью к Господу Иисусу Христу, эти изгнанники, лишившись родины и родства, распространяли евангельскую истину по всему миру.

Мы не можем подражать апостолам в их подвигах. Едва ли мы сподобимся таких духовных дарований, какие имели они, но в отречении и смирении уподобляться им мы должны, и в этом нет никакой гордости или самонадеянности. Сегодняшнее евангельское чтение состоит из двух изречений Спасителя. В одном говорится об отречении, а в другом — о смирении. Рече Господь: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 37–38). Здесь проповедуется пламенная ревность в сочетании с ненавистью и презрением даже к тому, что является самым чистым и добрым в человеческих отношениях, — любви к родственникам. Но кроме ревности говорится и о смирении, потому что ревность, в которой нет смирения, опасна и гибельна. Приидите ко Мнe вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 28–30). Итак, мы обязаны совмещать пламенную ревность, заставляющую нас отречься от всего, даже от родственников, и глубокое, непостижимое, бесконечное смирение, потому что Господь Иисус Христос сошел на землю с безграничной Божественной высоты. Его самоуничижение, Его обнищание, или, как говорят древние богословы, кеносис, было столь глубоко, что если бы мы стяжали Христово смирение, то, без преувеличения, погрузились бы в Божественный покой; неразлучно пребывали бы с Самим Господом Иисусом Христом всегда и везде, при любых обстоятельствах, скорбях и бранях; нашли бы истинный, сверхъестественный, действительный покой.

Поэтому, испытывая презрение со стороны людей, не понимающих сущности христианства, не понимающих, что такое Святая Христова Церковь и в чем состоит суть церковной жизни, будучи, по их мнению, неудачниками, ничтожными людьми, будем радоваться, а не оправдываться, потому что оправдываться должны они, не совершившие того отречения от мира, которого требует Евангелие. По сравнению с людьми, живущими в мире, нас ничтожно мало, но оправдываться должны те, кто отвергает Евангелие, а не те, кто его исполняет. Пусть думают и говорят о нас всё что угодно: называют нас глупыми, неспособными, необразованными и так далее. Пусть они пренебрегают нами, но только не разлучают нас с Господом Иисусом Христом, не мешают нам соединиться с Ним через отречение от всего мирского, внешнего, через уподобление Ему в смирении, через любовь Божию, которую Он дарует нам, в особенности в непрестанной молитве.

Тогда любое человеческое мнение — будь то презрение или похвала — станут нам совершенно безразличны, потому что слава Божия, слава, которую Господь Иисус Христос дарует любящим Его в сердце их, неизмеримо превосходит все, что есть в мире человеческом, всю славу мирскую, все многообразие как греховных, так и невинных мирских удовольствий. Человек, познавший на опыте действие славы Божией, не только не пытается оправдаться, но, наоборот, старается не осудить, пожалеть тех, кто не пошел по этому спасительному пути, и посочувствовать им. Он стремится оправдать этих людей в своих глазах.

В сегодняшнем евангельском чтении на память апостола Фомы есть такие слова: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 31). Если эти слова дословно перевести с греческого, то получится: «Сие все написано для того, чтобы мы пребывали в имени Его», то есть в имени Господа Иисуса Христа.

Я и желаю вам, сестры, того, чтобы вы непрестанно, день и ночь, пребывали в имени Иисус Христовом. Не только оно пребывало бы в вас, но и вы в нем пребывали и не выходили из имени Иисуса Христа ни своими поступками, ни мыслями, ни движениями души, даже малыми и как будто бы незначительными. Кто пребывает в имени Иисус Христовом, тот вкушает всегда соприсущую Божественному естеству энергию, или Божественное действие, неизреченно соединяется с Богом, все вменяет в сор и все презирает ради Господа Иисуса Христа. Аминь.



[*] Слово на постриг в малую схиму. Ново-Тихвинский женский монастырь, 12 мая 2002 года.