По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского

Слово после иноческого пострига сестер М. и Д.
о любви ко Господу

Проповедь произнесена в Свято-Игнатьевском скиту
женского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга

Вы, сестры, находитесь уже в весьма солидном возрасте. Однако мы, православные христиане, верим в бесконечную, вечную жизнь, верим в то, что сколько бы человек ни потрудился ради Христа, как сказано в евангельской притче, хотя бы он был призван и в одиннадцатом часу (см. Мф. 20, 9), но ради своего намерения, ради своей ревности, ради своего желания служить Богу он получит ту же награду, что и трудившийся на поприще Господнем, в вертограде Господнем от юных лет. Господь смотрит на сердце человека, Господь смотрит на намерения и дарует Свою благодать, взирая на сердечные побуждения, на то, что от глаз человеческих, как правило, бывает скрыто. Поэтому, несмотря на то, что тело ваше уже немощное и как бы утомившееся от жизни, вы должны приложить все силы вашей души к постоянному понуждению себя приобретать и содержать в сердце своем Господа Иисуса, и тогда вы ничем не будете отличаться от тех, кто потратил на служение Господу многие годы, кому промыслом Божиим предоставлено для покаяния долгое время, может быть несколько десятков лет. Господь взирает на сердце человека. Поэтому подобно тому, как мы стараемся прилично выглядеть и таким образом понравиться людям, чьим мнением мы дорожим, так мы должны стараться украсить сердце свое перед Господом Иисусом Христом, Сыном Божиим

И когда Он увидит, что сердце наше хотя бы в какой-то степени очищено или что мы приложили к его очищению пусть даже некоторое старание, тогда Он в него войдет и сотворит в нем Свою обитель со Отцем и с Духом Святым. Господь нелицеприятен и смотрит не на прошлую жизнь человека, не на его умственные способности, не на его происхождение, не на возраст его, а лишь на сердце, желая увидеть сердце всецело Ему принадлежащее. Возлюби Господа Бога твоего, — сказал Сам Спаситель, — всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим (Лк. 10, 27). Пусть мало у нас крепости осталось, но именно всею крепостью своей — и телесной, а тем паче душевной, — всеми силами души, всем сердцем и всем нашим пониманием, всем нашим рассуждением мы должны объять Господа, во всем следовать Ему, содержать Его в сердце своем, всегда руководствоваться Его повелениями в своих поступках, ничего противного Евангелию не говорить и даже в мыслях своих жить по нему.

Даже и в мыслях нужно исполнять Евангелие, потому что как злые, так и добрые побуждения исходят изнутри, из сердца человеческого. Поэтому, дорогие сестры, со всею юношеской ревностью устремитесь на монашеское поприще. Вы приняли начаток ангельского образа, а по правилам святых отцов те, на кого была возложена монашеская одежда, в конечном счете обязательно должны принести и монашеские обеты. Воспринимайте же происшедшее сегодня событие как начало вашего подвига. И старайтесь повиноваться настоятельнице, повиноваться старице, потому что через это внешнее делание мы с Божией помощью сподобляемся проникнуть и в суть христианства, т.е. в жизнь по Евангелию, в жизнь согласно евангельским заповедям. Ведь даже и какое-нибудь малое послушание в ничтожном, незначительном, как нам кажется, деле оказывается ключом к тому, чтобы научиться исполнять заповеди Божии и (что, возможно, еще важнее) чтобы нам, немощным, получить для исполнения этих, на наш взгляд, возвышенных и сверхъестественных заповедей силу.

Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5) — сказал Господь наш Иисус Христос. А поэтому, сестры, содержите Господа Иисуса Христа в устах, в уме и в сердце, непрестанно призывайте Его, просите Его помощи во всем, в самых мелких и, может быть, как вам кажется, суетных делах по монастырскому послушанию. Ведь если вы будете иметь такое настроение, то никакая монастырская работа, никакая, казалось бы, суета, которая отвлекает вас от духовных занятий: богослужения, молитвы, чтения, — на самом деле помехой не будет, а станет вам стимулом для того, чтобы ревностнее, усерднее, пламенней непрестанно молиться Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божиему.

10 ноября 2001 года