Пожертвование и благословение
|
С января 2002 года вступил в силу Налоговый кодекс, который лишил религиозные организации льгот и фактически приравнял их к коммерческим предприятиям, обязав платить налог на прибыль. В связи с этим Патриарх Алексий заявил, что «по многим налоговым вопросам нам еще предстоит серьезный диалог с государством». То, что мы по привычке называем «ценой» иконы или свечи является жертвой и с точки зрения канонического права не должно облагаться никакими налогами. |
|
Недавно, во времена богоборческой власти, священнослужители официально назывались «работниками культа». Этим словосочетанием нарочито обмирщалось и унижалось священство возвышенное и таинственное служение Богу и ближнему.
Социальный строй нашего общества меняется, и теперь некоторые представители власти пытаются представить священника уже не «работником культа», а своего рода предпринимателем, бизнесменом. Тем самым они показывают, что хотят видеть в Церкви Христовой не мистическое надмирное Божественное начало, а только земную организацию, пусть и не лишенную своеобразных черт.
К сожалению, нужно признать, что порой мы сами подаем к этому повод, механически перенося
Канонические правила безусловно подтверждают эту позицию. 23 правило VI Вселенского Собора гласит: «Никто из епископов или пресвитеров, или диаконов, преподая Пречистое Причастие, да не требует от причащающегося за таковое причащение денег, или чего иного. Ибо благодать не продаваема, и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Если же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим
Упоминание о благодати подтверждает, что воспрещается и осуждается всякое вымогательство денег или иного вознаграждения за святое Таинство. Священнослужители, конечно, имеют право жить от алтаря, когда алтарю служат
Комментарии к 23-му правилу VI Вселенского Собора отсылают
По толкованию еп. Никодима, «эти начатки
В древности Церковь и священнослужители содержались натуральными приношениям. Теперь же, в особенности в современных мегаполисах, и проще, и удобнее совершать пожертвования в пользу храма в денежном эквиваленте, предоставив самим священнослужителям распределить их на необходимые нужды: содержание духовенства и церковной обслуги, реставрацию и устройство благолепия храма и богослужения, и, конечно, благотворительность.
Нельзя представлять пожертвование прихожан и преподаяние им Божественной благодати как торговлю товарами и услугами. Унизительно и оскорбительно для верующего, когда молебен о больном человеке или отпевание умершего родителя представляют как услугу, когда иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца или книги Священного Писания хотят считать товаром.
Мы не должны соглашаться с этим кощунством, не должны принимать духа века сего, по которому все продается и покупается. Деньги, принимаемые в храм не плата, а пожертвование; иконы, свечи, книги, утварь церковная не товар, а благословение, имеющее символическое вещественное выражение, благословение на молитву и добрые дела, на добродетельную жизнь.
Разве не бывает, что мы отказываем в совершении таинства крещения неподготовленному, не осознающему значение этого таинства человеку, несмотря на то, что он предлагает за это положенную сумму; и наоборот, разве мы не крестим нуждающегося человека, ничего с него не требуя? Разве мы не формируем библиотек религиозной литературы в военных частях, в местах заключения, в учебных заведениях, разве не создаем молитвенные комнаты с иконами и необходимой утварью в различных учреждениях, неся при этом определенные финансовые издержки?
Из этих примеров можно видеть, что прямой связи между пожертвованием в виде денег и благословением в виде совершения Таинств или приобретения книг, икон не существует. Значит, основополагающий принцип торговли: обмен денег на товар здесь не применим.
Нельзя превращать чисто церковные отношения в акт
Очень печально, что наше законодательство не желает рассматривать это сугубо церковное явление как юридический феномен, как исключение из обычного порядка вещей, и таким образом профанирует его, унижает до уровня экономической деятельности.
Об этом говорит великий русский экзегет свят. Феофан Затворник в толковании на изречение святого апостола Павла: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное» и комментарий к этим словам свт. Иоанна Златоуста: «Дабы доставляющее что-нибудь учителям не думали о себе много, он
К этим словам нам больше нечего добавить. Остается только пожелать, чтобы мы сами, священники и миряне, вели себя так, чтобы власть предержащие увидели, осознали: в храме нет акта
«Церковный Вестник», №1, 2002 год |
http://www.tserkov.info |