Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Слово с амвона
Беседы о духовной жизни
Публикации
О чудесах «по расписанию»
От чего зависит спасение
Трапеза исполнена…
Печаль и радость
Пожертвование и благословение
Я ушел в монастырь…
Слова после постригов
Стихотворения
Теологические сонеты
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
07.12.2019
Обновлены актуальные нужды социальной службы
29.11.2019
В разделе "Беседы с монашествующими" появилась новая беседа "Рождественский пост - путь в Вифлеем".
26.11.2019
Появился устав трапезы на Рождественский пост.
14.11.2019
В разделе "будни и праздники" появился рассказ "Как подарить Рождество, или 15 лет радости"
Архив новостей





Книги издательства

Пожертвование и благословение


С января 2002 года вступил в силу Налоговый кодекс, который лишил религиозные организации льгот и фактически приравнял их к коммерческим предприятиям, обязав платить налог на прибыль. В связи с этим Патриарх Алексий заявил, что «по многим налоговым вопросам нам еще предстоит серьезный диалог с государством». То, что мы по привычке называем «ценой» иконы или свечи является жертвой и с точки зрения канонического права не должно облагаться никакими налогами.


Недавно, во времена богоборческой власти, священнослужители официально назывались «работниками культа». Этим словосочетанием нарочито обмирщалось и унижалось священство — возвышенное и таинственное служение Богу и ближнему.

Социальный строй нашего общества меняется, и теперь некоторые представители власти пытаются представить священника уже не «работником культа», а своего рода предпринимателем, бизнесменом. Тем самым они показывают, что хотят видеть в Церкви Христовой не мистическое надмирное Божественное начало, а только земную организацию, пусть и не лишенную своеобразных черт.

К сожалению, нужно признать, что порой мы сами подаем к этому повод, механически перенося товарно-денежные отношения внутрь церковной ограды, что и приводит людей к соблазну. Самый распространенный пример — так называемые «ценники» на утварь и требы в наших церковных лавках. Необходимо объяснять церковным работникам и в особенности прихожанам, что это не цена, потому что благодать Божия не продается, и суммы, указываемые в «ценниках», являются не более чем приблизительным размером пожертвования, указываемым для общего удобства.

Канонические правила безусловно подтверждают эту позицию. 23 правило VI Вселенского Собора гласит: «Никто из епископов или пресвитеров, или диаконов, преподая Пречистое Причастие, да не требует от причащающегося за таковое причащение денег, или чего иного. Ибо благодать не продаваема, и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Если же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому преподает Пречистое Причастие: да будет извержен». Дары благодати священнослужители получают даром, поэтому даром должны и раздавать их всем, кто их достоин (Mф. 10, 8).

Упоминание о благодати подтверждает, что воспрещается и осуждается всякое вымогательство денег или иного вознаграждения за святое Таинство. Священнослужители, конечно, имеют право жить от алтаря, когда алтарю служат (1 Кор. 9, 14), равно как и право на приношения от верующих. «Род и мера приношений в пользу клира, — пишет еп. Никодим, — вполне предоставляется добровольному усердию верующих». Однако любая форма вымогательства самими священнослужителями воздаяния или платы за св. тайны не отвечает ни духу Евангельского закона, ни свойствам духовных даров благодати.

Комментарии к 23-му правилу VI Вселенского Собора отсылают к 4-му Апостольскому правилу, где говорится о необходимости содержания клира за счет верующих: «Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, что епископы и пресвитеры разделят с дьяконами и прочими причетниками».

По толкованию еп. Никодима, «эти начатки плодов-приношений верных были единственным источником содержания клира в первые времена церкви. Хотя приношения эти и были добровольными, верным вменялось в обязанность заботиться о содержании клира. Апостол Павел ясно говорит, что проповедующий Евангелие должен жить от благовествования. Приношения обычно собирались диаконом и предъявлялись епископу, который имел право распределять их своей властью. Эти приношения разделялись на три части, причем одна шла на содержание духовенства, другая предназначалась для богослужебных нужд, а третья — для вспомоществования бедным».

В древности Церковь и священнослужители содержались натуральными приношениям. Теперь же, в особенности в современных мегаполисах, и проще, и удобнее совершать пожертвования в пользу храма в денежном эквиваленте, предоставив самим священнослужителям распределить их на необходимые нужды: содержание духовенства и церковной обслуги, реставрацию и устройство благолепия храма и богослужения, и, конечно, благотворительность.

Нельзя представлять пожертвование прихожан и преподаяние им Божественной благодати как торговлю товарами и услугами. Унизительно и оскорбительно для верующего, когда молебен о больном человеке или отпевание умершего родителя представляют как услугу, когда иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца или книги Священного Писания хотят считать товаром.

Мы не должны соглашаться с этим кощунством, не должны принимать духа века сего, по которому все продается и покупается. Деньги, принимаемые в храм — не плата, а пожертвование; иконы, свечи, книги, утварь церковная — не товар, а благословение, имеющее символическое вещественное выражение, благословение на молитву и добрые дела, на добродетельную жизнь.

Разве не бывает, что мы отказываем в совершении таинства крещения неподготовленному, не осознающему значение этого таинства человеку, несмотря на то, что он предлагает за это положенную сумму; и наоборот, разве мы не крестим нуждающегося человека, ничего с него не требуя? Разве мы не формируем библиотек религиозной литературы в военных частях, в местах заключения, в учебных заведениях, разве не создаем молитвенные комнаты с иконами и необходимой утварью в различных учреждениях, неся при этом определенные финансовые издержки?

Из этих примеров можно видеть, что прямой связи между пожертвованием в виде денег и благословением в виде совершения Таинств или приобретения книг, икон — не существует. Значит, основополагающий принцип торговли: обмен денег на товар — здесь не применим.

Нельзя превращать чисто церковные отношения в акт купли-продажи, нельзя превращать церковную лавку в специализированный магазин религиозных товаров и услуг.

Очень печально, что наше законодательство не желает рассматривать это сугубо церковное явление как юридический феномен, как исключение из обычного порядка вещей, — и таким образом профанирует его, унижает до уровня экономической деятельности.

Об этом говорит великий русский экзегет свят. Феофан Затворник в толковании на изречение святого апостола Павла: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное» и комментарий к этим словам свт. Иоанна Златоуста: «Дабы доставляющее что-нибудь учителям не думали о себе много, он (апостол Павел) показывает, что они больше получают, нежели дают. Земледельцы что посеют, то и пожинают; а мы сеем в душах ваших духовное, а пожинаем вещественное; ибо такова доставляемая нам пища». «Вкушающие духовных благ от веры и сами собою готовы бывают все отдать тем, которые привели их в причастие сих благ. Ибо вера Христова — не голая теория, а дело обновления души, которое тотчас и ощущается. Ощутивший же его сознает, что сподобился блага, которому цены нет на земле. Как не будет такой готов всем делиться с своим просветителем?!»

К этим словам нам больше нечего добавить. Остается только пожелать, чтобы мы сами, священники и миряне, вели себя так, чтобы власть предержащие увидели, осознали: в храме нет акта купли-продажи, но принятие добровольного пожертвования и преподаяние церковного благословения в духе взаимной христианской любви.

«Церковный Вестник», №1, 2002 год
http://www.tserkov.info

 

 



Calendar
  Декабрь 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

19.12.2019
Память свт. Николая Чудотворца. Приглашаем поклониться частице мощей этого святого!

31.12.2019
Память прав. Симеона Верхотурского (1694 г.)


перейти к разделу
Воскресший храм св. Александра Невского


Обитель иноческая никак не терпит празднословия, шуток, ни зависти, ни злобы, ни порицания. В обителях по преимуществу должны царствовать благоговение, благочиние, мир, тишина, простота, чистейшая любовь и незлобие.
прп. Варнава Гефсиманский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1603 8791 9823
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb