Схиархимандрит Авраам
Благая часть

Том 3. О сущности и смысле покаяния

О сущности и смысле покаяния[*]

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дни Великого поста — это дни, особо выделенные Святой Православной Церковью для покаяния. Это, как учили древние богоносные отцы, десятина нашей жизни, которую мы приносим в жертву Богу. Однако истинный христианин, если он не обременен какими-либо связывающими его обстоятельствами, не может довольствоваться тем, что приносит Богу только десятую часть своей жизни. По евангельской заповеди, он должен принести в жертву Богу всю свою жизнь и таким образом исполнить непреложные слова Господа Иисуса Христа о том, что любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12, 25).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что Евангелие начинается и заканчивается одними и теми же словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2; 4, 17). Этими словами начал свою проповедь Иоанн Креститель, и в них заключается суть всей евангельской проповеди, всего богооткровенного учения о нашем спасении. Этими словами начал Свою проповедь Господь Иисус Христос, как бы продолжая проповедь Иоанна Крестителя, и с этими словами Он послал святых апостолов проповедовать богооткровенные истины всему миру.

Покаяние, пронизывая все евангельское учение, является его сутью. Но в чем покаяние состоит? Об этом мы часто имеем весьма поверхностное представление и думаем, что это только сожаление о своих грехах. Однако покаяние не подразумевает одно только признание своей вины в тех или иных жизненных обстоятельствах, простое ее осознание (хотя это и составляет его необходимую часть). Покаяние — это борьба с грехом, непрестанное противостояние греху, как бы разнообразно он ни проявлялся в нашей душе, потому что по сути борьба идет с самим собой. Если бы наше естество не было падшим и удобопреклонным ко греху, не имело бы в себе предрасположенности к нему, если бы не было внутри нас страстей, то никакие соблазны мира, никакие диавольские наваждения не могли бы нас поколебать или смутить. Они были бы нам просто неизвестны.

Но признание своей греховности — это в лучшем случае начало обширнейшего делания. Покаяние понимается гораздо шире — как противостояние малейшим греховным движениям нашей души, как постоянный, бдительный контроль за всем, что происходит внутри нас. Иногда это делание святые отцы называют трезвением. Мы постоянно бодрствуем над собой, погружаемся во внутренний мир, который не есть только маленький, ограниченный мир нашего «я», потому что через погружение внутрь себя мы проникаем в мир духовный, гораздо более обширный, многообразный, действенный, живой, чем мир телесный. Когда мы перестаем созерцать то, что происходит внутри нас, тогда мы выходим из мира духовного и вновь погружаемся в мир телесный, вещественный. Поэтому покаяние — это средство, которое вводит нас в мир истинный, вечный, непоколебимый. Хотя в этом мире из-за нашей немощи и существует борьба, но она временна, преходяща. Если мы ведем ее успешно, то нам становятся доступны вечные истины и мы постигаем, что такое вечность и бессмертие души. Мы приобщаемся к самой славе Божества. Всего этого достигают те люди, которые избрали образ жизни, максимально содействующий вступлению на путь внутренней борьбы, внутреннего восхождения. Как говорит преподобный Исаак Сирин, и Небо, и ангелы, и Господь, и сама лестница, ведущая на Небеса, — все это находится внутри тебя. Вот что значит покаяние.

Смена имени обозначает перемену жизни, и пусть имена угодников Божиих, которые вы получили сегодня, напоминают вам о борьбе с грехом. Святой пророк Божий Иона был проповедником покаяния. Праведный Самсон, хотя и уклонился от пути, к которому был предназначен, однако через покаяние вернул себе благодать, выразившуюся в такой необыкновенной физической силе, что он, погибая, умертвил врагов больше, чем в течение своей жизни. Священное Писание повествует, что Самсон, будучи в плену у филистимлян, подошел к столпам, удерживавшим здание, в котором собралось множество врагов израильского народа, уперся в столпы руками со всею силою, воскликнул: Умри, душа моя, с иноплеменниками! — и обрушил дом, доставив израильскому народу великую победу. Конечно, все это нужно понимать и относить к себе в духовном смысле. Врагами нашими являются не люди, но демоны и страсти. Если мы вооружимся на них так же, как вооружился святой праведный Самсон, если будем иметь в борьбе с грехом такое же мужество, как и он, значит, и мы выйдем победителями. Ради служения Богу надо быть готовыми даже на смерть. Это — необходимое условие. Нужно быть своего рода отчаянным человеком, только не в смысле готовности на какие-то преступления, а в смысле решимости пойти до конца в этой невидимой, страшной, многотрудной, но многообещающей и многоплодной битве с грехом.

Пророк Иона сначала пытался уклониться от служения Богу, но увидев, что это невозможно, настолько вверился Ему, настолько осознал, что все находится во власти Божией, что сказал тем, кто плыл с ним на корабле: «Буря поднялась из-за меня: я не захотел идти пророчествовать, ввергните меня в пучину морскую, и буря прекратится». Испросив у Бога прощения, они сделали, как им было сказано. Иону проглотил кит, а через три дня и три ночи изверг его. Таким образом, это событие стало прообразом воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, о чем Сам Он и говорит в Евангелии.

Вот какая вера, какое отчаянное мужество было у людей, желавших служить Богу. Желаю вам духовно и разумно подражать угодникам Божиим, имена которых отныне вы носите, стяжать покаяние в подлинном, глубоком смысле слова, в каком понимали его святые отцы, то есть покаяние как трезвение, внутреннее внимание; как непрестанную молитву Иисусову и постоянную борьбу с грехом, как пребывание внутри себя. Нужно помнить, что милость Божия всегда с нами, но если не будет у нас понуждения, то мы ее не получим, потому что понуждение — это протянутые руки, которыми мы принимаем благодеяния Божии. Аминь.



[*] Слово на постриг в рясофор. Мужской монастырь Всемилостивого Спаса, 1 апреля 2003 года.