Схиархимандрит Авраам
Благая часть

Том 3. Жертва богоугодная

Жертва богоугодная[*]

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогой брат! Ты принял начаток ангельского образа и вступил в монашескую среду. Где бы ты ни подвизался: пребудешь ли в этой обители до конца своих дней, или, может быть, Промысл Божий как-то иначе устроит твою судьбу, — ты уже не можешь выйти из этого избранного стада Христова.

Господь всех призывает к покаянию и ревностной жизни. Многие должны были бы войти в Царствие Небесное, однако, как сказано в Евангелии, много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24). Когда званые, как будто бы достойные люди, не откликаются на зов Божий, тогда Господь посылает Свою благодать и каким-либо образом призывает людей, которые подобны изображенным в евангельской притче слепым, хромым, нищим и увечным, — тем, кто не имеет крова или просит милостыню на перекрестках дорог и у изгородей. Господь призвал нас, убогих и негодных, только за один наш добрый ответ, за одно наше согласие прийти на этот Божественный зов. И мы, будучи недостойными, причисляемся к ликам избранных. Прекрасно и спасительно, если далее мы будем жить в покаянии, но если успокоимся, станем нерадивы, тогда уподобимся тому рабу, который осмелился прийти на брачный пир не в праздничной и не в брачной одежде. Тем самым он оскорбил Господа и был отринут, изгнан во тьму кромешную. Поэтому не нужно думать, что если мы вошли в это избранное стадо, то все уже сделали. Нет, мы положили только начало.

Ты принял имя в честь древнейшего из святых — праведного Авеля, который стал первым человеком, вкусившим смерть, потому что был кроток и незлобив и вызывал зависть у брата своего. Тем самым смерть Авеля прообразовала крестную смерть Господа Иисуса Христа. Почему этот праведник вызывал такую ненависть? Какое зло и кому он причинил? Мы не находим, чтобы об этом что-то говорилось в Священном Писании. Но жертва Авеля, угодная Богу, вызвала зависть у его страстного брата, Каина, имя которого с тех пор стало символом жестокости, зависти и необузданного гнева. И ты, вступив на иноческий путь, должен понимать, что жертва, которую мы приносим Богу, как и вся наша жизнь, и в особенности душевные силы, собираемые воедино нашим усилием при помощи благодати Божией и возносимые Богу в молитве Иисусовой, также могут, когда они богоугодны, вызвать зависть у демонов, а иногда и у людей, наущаемых демонами. Мы должны быть готовы к этой брани: способны отразить ненависть диавола, возбуждаемую именно тем, что мы не делаем никакого зла, что мы, подобно Авелю, хотим служить исключительно единому Господу. Как он принес Господу в жертву первородных из своего стада, так и мы от всех наших чувств и мыслей приносим Ему первородное — благоуханную жертву непрестанной молитвы Иисусовой. Подражая таким образом своему святому, подражай и той нравственной высоте, безупречности, которые он приобрел вместе с богоугодной жертвой, богоугодной молитвой, потому что жертва должна быть молитвенной, в какую бы форму она ни облекалась: будь то приношение животных, как это было в древности, или умная жертва, которую мы приносим Богу сейчас. Подражай праведному Авелю и в безупречной кротости и незлобии. Он даже перед лицом смерти не захотел ослушаться своей совести, того голоса Божия, который действовал в его душе. Трудно себе представить, чтобы Авель, когда Каин поднял на него руку, не имел никакой возможности защитить себя. Он предпочел умереть, но не причинить зла своему брату. И в этом он стал для нас всех неподражаемым, возвышенным образцом кротости и незлобия. Желаю тебе приобрести по молитвам этого великого праведника, твоего заступника, чье имя ты отныне носишь, эти две величайшие, нужнейшие добродетели — молитву и безраздельную преданность воле Божией. Аминь.



[*] Слово на постриг в рясофор. Мужской монастырь Всемилостивого Спаса, 5 января 2002 года.