Схиархимандрит Авраам
Благая часть

Том 2. «Что есть истина?»

«Что есть истина?»[*]

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие сестры! Вы приняли начаток ангельского образа, запечатлели себя для того, чтобы подготовиться к умным духовным подвигам и, приняв впоследствии полный постриг, дать обеты перед Господом, Божией Матерью, ангелами, святыми и всеми сестрами нашей обители жить только ради Господа и всегда иметь в уме Его спасительные повеления.

Для чего люди оставляют мир? Для чего избирают этот особенный, странный, непонятный даже многим верующим людям образ жизни? Почему мы не хотим принести пользу в миру? Почему не стремимся, например, познавать глубины премудрости, изучая творения великих людей? Почему мы даже не желаем умственно, отвлеченно усвоить предание святых отцов, как это делают те, кто стремится — и мы не будем порицать эту благую цель — получить богословское образование? Ответ на все эти вопросы мы находим в словах Самого Господа нашего Иисуса Христа: Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душу свою отщетит? (см. Мф. 16, 26). Мы не сможем принести пользу другому человеку, прежде не доставив ее самому себе; не сможем привлечь к плодоношению других людей, если в своем собственном сердце не почувствуем плодов духовных. Апостол Павел говорит апостолу Тимофею, что он должен прежде сам вкусить плодов от того учения, которое преподает. Тем более это справедливо в отношении тех людей, для которых помощь ближним не является их прямой обязанностью и которые не несут ни священнического служения, ни подвига наставничества. Мы должны позаботиться в первую очередь о себе, принести пользу своей душе, сделать ее пригодной для жизни вечной.

Священник на каждой литургии читает в алтаре тайные молитвы, в которых говорится: «Подай нам в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруй». Мы, священники, с дерзновением молимся о том, чтобы те, кто в святом храме соединяет с нами молитву, да и вообще все православные христиане, еще в этом веке познали истину. Познание истины не есть результат человеческой мудрости, это и не умственное только усвоение святоотеческого предания. Познание истины — это ее опытное переживание. Познание истины — это богообщение.

Господь наш Иисус Христос сказал: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14, 6­). Когда Спаситель, исповеднически стоя перед Понтием Пилатом, сказал ему, что Он на сие родился в мир, да возвестит истину, то Пилат, желая оправдать себя и показать, что познание истины — это туманная, абстрактная цель (так думали многие язычники), спросил у Него: Что есть истина? (см. Ин. 18, 37–38). После этого, как повествует Евангелие, Пилат вышел, не дожидаясь ответа. Он считал, что ответа на этот вопрос не существует, а между тем перед ним стояла Сама Истина.

Иногда святые отцы называют Господа Иисуса Христа Само-Истиной, потому что Он есть живая Истина. Истина не есть какая-то отвлеченная мысль, пусть самая мудрая, правильная, полезная и даже духовная. Если мы будем останавливаться лишь на созерцании таких мыслей, то не придем к более высокому состоянию — богообщению, то есть к созерцанию Того, Кто является бесконечным, преизобильным источником всякой доброй, разумной и полезной мысли. С православной точки зрения, в особенности с точки зрения монашествующих, познание истины — это, как я уже сказал, богообщение. Истина живет в нашем сердце, говорит в нас, руководит нами; не мы сами, а Она через нас и вместе с нами исполняет заповеди, делает добро. А мы можем лишь бесконечно благодарить благость Божию за то, что она сделала нас орудием этой Всесвятой Истины, Само-Истины — Господа Иисуса Христа. Поэтому гораздо более мудрым можно назвать того человека, который хотя имеет скромные, ограниченные знания, но в своем сердце, в своей душе содержит Сына Бога Живаго — Господа Иисуса Христа.

Истину можно выразить всего лишь несколькими словами. Спаситель спросил апостолов: За кого вы почитаете меня? Святой апостол Петр от лица всех прочих ответил: Ты есть Христос, Сын Бога Живаго (см. Мф. 16, 15–16). Это есть истина. Однако отвлеченное теоретическое знание приносит мало пользы, хотя и это можно назвать откровением свыше. Опытное же знание того, что Иисус Христос есть Сын Бога Живаго, — это наше спасение. Значит, Церковь справедливо молится и взывает к Богу о своих чадах: «Подай нам в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруй». Если мы в этой жизни опытно познаем истину, познаем ее в своих сердцах, всей своей жизнью, всем своим существом, тогда она преобразит нас и сделает пригодными для будущей жизни, для Царствия Небесного. Поэтому вы, сестры, должны всеми силами, со всею ревностью стремиться к познанию истины, и прежде всего через понуждение себя к молитве Иисусовой. Молитва — это не просто одно из монашеских деланий, а это вступление в общение с Богом. Как говорит некий преподобный отец, молитва есть океан, обтекающий всю землю и орошающий ее. Так и про умное делание можно сказать, что оно объемлет всю добродетельную жизнь и все заповеди. Вслед за этим имейте послушание, отсечение своей воли, смирение. Помните о заповедях, содержите их всегда перед глазами и не забывайте, что делание ваше — это прежде всего исполнение заповедей.

В любом месте, при любых обстоятельствах, работаете ли руками, занимаетесь ли умственным трудом или с кем-то беседуете, вы должны помнить о том, что исполняете свою самую главную, великую и, может быть, единственно важную работу — трудитесь над исполнением Евангелия с помощью Господа нашего Иисуса Христа, Который всегда рядом и помогает вам. Это и есть умное делание, которое приведет вас к познанию истины в этом веке и даст вам надежду обрести Царствие Небесное в будущей жизни. Аминь.



[*] Слово на постриг в рясофор. Ново-Тихвинский женский монастырь, 7 апреля 2001 года.