Ново-Тихвинский женский монастырь: О поклонении Богу Отцу духом и истиною Если бы в Евангелии не было этих слов о поклонении Богу духом и истиною, могли бы оправдаться люди, утверждающие возможность духовной жизни вне Православной Церкви, то есть вне истины: у каких-либо иноверцев, инославных или людей вовсе не признающих Христа, иначе мыслящих о Боге и вообще о всем духовном. Главное, дескать, чтобы человек жил духовной жизнью, есть, мол, и у католиков святые, и у индусов, и у буддистов, есть и пророки у магометан и так далее. Однако, если слова Спасителя применять к нашей духовной жизни строго, как их и должно применять, то Богу нужно поклоняться и духом, и истиною. Ибо Бог есть дух, ищущий последователей, которые именно так и поклоняются, потому что истина – вещь строгая. Она не может существовать, так сказать, по частям – наполовину или на три четверти. Поэтому люди, которые утверждают, что духовная жизнь существует вне Православной Церкви, явно противоречат Господу Иисусу Христу, явно противоречат Самой Истине. Ибо святые отцы совершенно справедливо называют Спасителя Самоистиной. Сам Он про себя сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Если возможно поклоняться Богу духом, то есть жить духовно, предположим, в католической церкви, значит, это невозможно у нас – в Церкви Православной. Если истина у буддистов или у баптистов, следовательно, ее нет у православных христиан и у людей других вероисповеданий, потому что истина или полностью содержится в Церкви, или отсутствует совсем.