Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620063 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск карта сайта версия для печати

English Version

Жизнь обители
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Слово с амвона
Подвижный круг проповедей
Неподвижный круг проповедей
Рождество Пресвятой Богородицы
Память праведного Симеона Верхотурского
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Неделя по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня
День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
День памяти праведного Авраама праотца и племянника его Лота
Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных
Введение во храм Пресвятой Богородицы
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Неделя Святых праотец
Неделя перед Рождеством, Святых отец
Рождество Христово
Неделя по Рождестве
Неделя перед Богоявлением
Обрезание Господне
Святое Богоявление
Неделя по Богоявлении
Сретение Господне
Обретение главы Иоанна Предтечи
День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Благовещение Пресвятой Богородицы
Память Святителя Игнатия Брянчанинова
Рождество Иоанна Предтечи
День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
День памяти святых страстотерпцев
Память преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары
День памяти равноапостольного великого князя Владимира
День памяти прп. Серафима Саровского
День памяти пророка Илии
День памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба
Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня
День памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца
Преображение Господне
Успение Пресвятой Богородицы
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Покров Пресвятой Богородицы
Беседы о духовной жизни
Публикации
Слова после постригов
Стихотворения
Теологические сонеты
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Как поступить в монастырь?

Как заказать требы?

Можно ли приехать к вам паломником?

Куда можно приносить вещи?

Когда в монастыре совершается исповедь?
04.10.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Жажда Бога. Жизнь и учение приснопамятного старца Эмилиана"
01.10.2019
Обновлен каталог архиерейских облачений
28.09.2019
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "«Троица» преподобного Андрея Рублева - это бездна богословия"
24.09.2019
Обновлены актуальные нужды социальной службы
Архив новостей





Книги издательства



Слава человеческая и слава Божия.

(Евангелие от Луки, 24 зачало, глава VI, стихи 17-23)

Сегодня мы вспоминаем прославление святого праведного Симеона, Верхотурского и всея Сибири чудотворца, покровителя Уральских и Сибирских земель. 25 сентября мы отмечали перенесение его мощей, а сегодня вспоминаем, как Сам Господь возвеличил Своего угодника прежде, чем люди познали его святость и прославили в лике святых.

Гроб праведного Симеона вышел из земли. Доски от времени истлели, и сквозь щели гроба стало видно нетленное тело неизвестного человека, даже имени которого никто не помнил. Как гроб вышел из земли? Наверное, это можно объяснить естественной причиной – движениями в почве. Однако подобные явления бывают настолько редко, что мы не ошибемся, назвав происшедшее чудом. Не только нетление мощей, но и само восхождение его тела из глубины земли на поверхность есть нечто чудесное и непостижимое для здравого человеческого разума. У открывшихся мощей уже происходили чудеса, а потому начали разузнавать, кто же этот угодник Божий, но никто не мог назвать даже его имени. Один старец из села Меркушино, где подвизался и был похоронен праведный Симеон, вспомнил о том, как этот человек жил и чем занимался. Конечно, не мог старец поведать о подвигах праведника, о его молитве, а рассказал только о внешней стороне жизни Симеона – что он был портным и отличался некоторыми странностями в поведении: когда, по обычаю того времени, селился в чьем-нибудь доме и обшивал семью хозяев, часто не дошивал до конца одежду и за это лишался платы. Он любил говорить с детьми о вещах духовных, что свидетельствует о его душевной простоте. Любил, уединившись, удить рыбу, – и по сей день известно место, где он этим занимался. Отсюда можно сделать вывод, что он стремился к уединению, а созерцание прекрасной сибирской природы приводило его к Божественным мыслям. Также старец вспомнил, что этот человек умер от болезни живота, которой страдал, – и можно догадываться, что Симеон строго постился. Кто были его родственники – неизвестно, он пришел издалека и в этом месте был, как говорят в народе, чужаком. Вот и все то немногое, что известно об этом угоднике Божием. Имя его было вскоре открыто в сновидении некоему священнику, а потом и епископу, и только тогда все узнали, что его звали Симеоном. Так Господь прославил его перед людьми.

В сегодняшнем евангельском чтении, есть следующие слова Господа Иисуса Христа: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (ст. 20). Согласно одному толкованию святых отцов, нищий духом – это человек, не имеющий пристрастия ни к чему земному, не ищущий ничего человеческого. По другому толкованию, нищ духом тот, кто не имеет о себе никакого мнения, то есть нищий гордостью, самомнением. Между этими толкованиями нет никакого противоречия: они говорят о двух сторонах одного и того же явления. Ведь нищий духом нищ по отношению к страстям телесным и духовным. Телесные страсти – это сребролюбие, чревоугодие, похоть, гнев; духовные – гордость, тщеславие, уныние и подобные. Нищий духом не связан телесными страстями, поскольку не имеет привязанности ни к чему земному; нет у него пристрастия и к тому, что возносило бы человека внутренне, духовно, то есть гордости, тщеславия и происходящих от них прочих страстей. Праведный Симеон своей жизнью и даже смертью показал, что он был совершенно чужд всех этих страстей, был истинно нищ духом. Он был нищим и в материальном отношении, не имея никакого имущества. Его даже считали юродивым, безумным, ибо он не дошивал заказа и потому не получал заслуженной платы за свою работу, хотя закончить ее не составляло особенного труда. Каждый из его заказчиков сам легко доделывал неоконченное, вместе с тем порицая Симеона как нерадивого и ленивого, не давая ему денежной платы и не испытывая никакой душевной благодарности. Ловля рыбы, показывает, что он нуждался в пище и добывал ее себе именно этим занятием, а не трудами портного. О его искреннем, совершенно неподдельном смирении свидетельствует и его безвестность, скорое забвение у односельчан его имени. Праведник самим образом своей жизни показал, что исполнил евангельскую заповедь о смирении. Признаемся себе честно: мы чрезвычайно редко видим людей, стяжавших во всей полноте ту благодать, которая подает способность исполнить эту заповедь.

Господь прославил праведного Симеона перед людьми – подчеркиваю, перед людьми – явлением его святых мощей и чудесами. Но в этом ли только состоит слава праведного Симеона? Спаситель некогда сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5, 44). Праведный же Симеон искал славы именно от Единого Бога. Он не стремился, чтобы люди о нем узнали, прославляли, любили, почитали его выдающимся, особенным человеком. Ныне многие желают прославиться политической, государственной деятельностью или своими литературными или художественными творениями. Человек, обладающий весьма скромными способностями, ищет одобрения от сотрудников по работе, соседей или членов семьи. Он хочет казаться лучшим, чем он есть, стремится к славе. «На миру и смерть красна» – в этой пословице заключена народная мудрость, многолетний опыт множества людей, и она ясно выражает ту истину, что ради похвалы человек готов пойти даже на смерть. Без похвалы же трудно совершить и самое ничтожное, малое дело. Но мы должны искать славы от Единого Бога, славы внутренней, благодатной – не того, чтобы впоследствии нас прославляли как праведников или при жизни ценили как людей добродетельных, а того, чтобы благодать Божия присутствием своим в нас показала Божие к нам благоволение. Благодать Божия сделает нас причастниками Божественного естества, сынами Божиими. Кратко сказать, мы стремимся к одобрению от людей, а должны искать одобрения от Бога. Если Он одобрит наше поведение – будет же это тогда, когда мы станем жить по Евангелию, – то в нас и явится Божественная благодать.

Господь Иисус Христос о самых великих добродетелях, – милостыне, молитве, посте, – сказал, что мы должны творить их втайне. Отсюда можно сделать вывод, что совершение любой добродетели и вообще вся жизнь человека должны проходить втайне. Втайне от людей мы должны жить по Евангелию, втайне от своего тщеславия совершать добродетели. Хотя, конечно, иногда о наших добрых делах нельзя не узнать, но в любом случае мы должны совершать их втайне от самих себя. Господь Иисус Христос сказал: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3). Втайне от себя – значит постоянно предавая забвению все доброе, что мы совершаем по велению совести или просвещенного Евангельским учением разума, и обращая внимание только на свою греховность, на все преткновения и нарушения Евангелия, которые, к сожалению, всегда нас преследуют. Даже при искреннем старании творить чистое добро, без примеси какого-либо зла, бывает практически невозможно. Человек внимательный к себе видит свои погрешности и от этого все более смиряется, а совершаемое им при помощи Божией добро забывает и приписывает его Богу, почитая себя ничтожным и ничего не значащим. В таком именно состоянии пребывал праведный Симеон, искавший славы только от Единого Бога.

Да, Господь прославил Своего угодника нетлением мощей, необыкновенным их явлением и чудесами от них. Но нуждался ли в этом праведный Симеон, в особенности после своей смерти? Конечно же, нет. Нуждаемся в этом мы для укрепления своей веры, как нуждались в этом и люди, жившие прежде нас. Если бы Господь не прославил Своего угодника перед людьми явлением его святых мощей из недр земли, то неужели он был бы менее возвеличен пред Ним или даже вообще не имел бы славы? Нет, еще при жизни он стяжал Божественную славу внутри самого себя, которая и сделала его плоть нетленной. Нетление человеческого тела – это признак присутствия в душе человека столь обильной благодати Божией, что она, словно из переполненной чаши, изливается из человеческого сердца, наполняя всю его душу, ум и тело. Само тело становится носителем Божественной благодати, напояясь ею, подобно губке, пропитывающейся влагой. Когда душа разлучается с телом, благодать Божия, освятившая его, пребывает с ним, и тело остается нетленным. Праведный Симеон не был единственным в своем роде, и в других местах России подвизались многие угодники Божии, подобные ему, которые остались неизвестными. Про этих людей никто ничего не знает, но они жили согласно своей христианской совести и думали лишь о вечности, не помышляя ни о каком человеческом одобрении. Да и праведный Симеон, почитавший себя самым ничтожным и обыкновенным человеком, презираемый и своими односельчанами (ведь даже имени его никто не помнил!), мог ли думать, что через несколько десятков лет будет прославлен как великий угодник Божий и покровитель Уральской и Сибирской земли? Конечно же, у него не было и не могло быть таких мыслей. Поэтому слава Божия состоит не в том, что в конечном счете люди узнают о нашей праведности, а в присутствии в душе человека Божественного действия, пребывании в ней Самого Господа Бога Его Божественными энергиями. К этой славе каждый из нас и обязан стремиться. Не к тому, чтобы нас за добродетельную жизнь хвалили люди, а к тому, чтобы нас одобрил Сам Всеведущий Господь Бог.

К сожалению, сейчас мало осталось по-настоящему верующего, церковного народа в нашей стране, бывшей когда-то Святой Русью. Но в старину было множество таких людей, которые ничего о себе не мнили и как будто бы не стремились ни к чему особенному. Они имели одну мысль – жить по Евангелию и всячески стараться исполнять свой христианский долг. (Строго соблюдать все евангельские заповеди – это наш долг, а не какое-то добровольное делание, зависящее только от нашего желания.) Эти люди, следовавшие велениям своей совести, жили и умирали в безвестности, но ими наполнены райские обители. Святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что когда он причащал обыкновенных крестьян, то видел духовными очами, как у многих из них лица после причащения Святых Христовых Таин светились благодатным светом.

Один афонский подвижник, находясь на послушании на подворье своей обители в Молдавии, проповедовал и учил Иисусовой молитве молдавских крестьян (а они отличаются особенной простотой, это простые трудовые люди). Окончив свою череду служения, он вновь попал на это послушание только через год. И к нему подошел один молодой крестьянин, обыкновенный человек, и рассказал о том, как он начал следовать советам афонского монаха и стяжал благодать непрестанной сердечной Иисусовой молитвы. Эту благодать едва-едва приобретают некоторые монахи – подчеркиваю, некоторые – через многие годы трудов. Этот же молдаванин приобрел ее за свою простоту, смирение и послушание слову Божию.

Приведу еще два подобных примера, когда люди разных сословий – простого звания, не исполняющие особого служения в Церкви, крестьяне, помещики, купцы, – приобретали необыкновенную праведность. Некий купец, занимавшийся торговлей, который по самому своему положению как будто бы не мог не быть корыстолюбивым, имел необыкновенную благодать непрестанной молитвы, что изумляло даже знаменитого Оптинского старца Макария. Этот купец со временем так преуспел в молитве, что уже не мог заниматься обычными делами, затворился у себя в доме и там услаждался общением с Господом Иисусом Христом. Причислен ли он нами к лику святых? Нет, мы даже не знаем его имени. Если бы преподобный Макарий не упомянул о нем в своих письмах, то подвиг этого праведного человека вообще был бы предан забвению.

Знаменитый русский философ Алексей Степанович Хомяков, славянофил, защитник русской народности и церковности, выдающийся интеллектуал и философ своего времени, также вел праведный образ жизни. Он был женат на девице, которую чрезвычайно любил. Но Господь посетил его скорбью, так что он одновременно лишился и жены, и троих детей. Еще в годы его юности, в то самое время, когда дворянство и офицерство в своей основной массе было неверующим или поддавалось вольнодумству, Хомяков, по обычаю многих дворян служа в армии и будучи офицером, в любых походах – где бы ни оказался – соблюдал все посты, хотя это бывало чрезвычайно затруднительно. Когда сослуживцы над ним посмеивались, он не обижался, но лишь улыбался, молчал и никогда не оправдывался. Когда же его начинали хвалить, он это немедленно пресекал. Умер Алексей Степанович, заразившись холерой от крестьян, которым он помогал во время эпидемии. Один из его друзей рассказывал о таком случае. Как-то к Хомякову в поместье наехало много гостей, все комнаты были заняты, и Алексей Степанович вынужден был спать вместе с ним в одной комнате. Они весело проговорили допоздна, потом легли спать; друг нечаянно ночью проснулся и увидел, что Алексей Степанович стоит на коленях, опершись руками на стул, и со слезами молится. Он долго прислушивался и заснул, так и не дождавшись окончания молитвы. И вот этот человек также не причислен к лику святых. Правда, его имя нам известно, но не за его добродетельную жизнь, а за философские писания.

Итак, множество людей, живших по-евангельски, по-христиански, втайне стяжали в своей душе славу Божию. Они втайне жили, втайне совершали свои добродетели и втайне отошли из этого мира в мир иной – к Богу. И Господь прославил их явно, но явно не для окружающих, а для самих праведников, посылая к ним в сердце Божественную благодать, давая им Себя Самого, как Величайшее Сокровище, Которое они содержали в своих сердцах, в своей душе. Вот какое различие между славой человеческой и славой Божией. Посмотрите: многие люди были прославлены как великие полководцы, государственные деятели, писатели, ученые, художники. Но велики ли они пред Богом? Или перед Богом славны все же те, кто жил и умер в безвестности, а сейчас пребывает с Ним на небесах? Если мы ищем человеческой славы и одобрения от людей, значит, мало, нетвердо еще верим в вечную жизнь и вечную славу, которую Бог дарует любящим Его и возлюбленных Им Самим за их труды. Мы маловерны и потому желаем укрепления, утверждения, одобрения со стороны окружающих людей. Если бы мы имели непоколебимую веру в будущую жизнь, то пренебрегли бы любым человеческим одобрением, лишь бы только наша христианская совесть была чиста и ни в чем нас не упрекала.

Вспомните о величайшем из русских писателей, отце русской литературы и современного русского языка – Александре Сергеевиче Пушкине. Знаменитый Оптинский старец, преподобный Варсонофий, будучи дворянином и человеком образованным, интеллигентным, с большим уважением относился к этому великому писателю и молился за его упокоение. Преподобный Варсонофий рассказывал, что у него было однажды видение во сне: он оказался в какой-то сумрачной местности, погода стояла пасмурная, и вся природа была наполнена грустью и тоской. Среди этой плачущей природы шел Александр Пушкин. И преподобный Варсонофий, как ему представилось во сне, догоняет его и говорит: «Александр Сергеевич, а вы знаете, как вас сейчас все прославляют?» А тот ему отвечает с невыразимой грустью: «Слава? На что мне она теперь?» Вот что значит слава человеческая: в свете Божественной истины, в свете Евангелия она – ничто. Так не лучше ли приобрести славу Божию, совершенно не думая ни о чем земном, пустом, временном и суетном? Пусть даже нас будут помнить многие поколения людей, но в конце концов и это пройдет и предастся забвению, потому что наступит вечность, где по совсем иным критериям будет избрано то, что достойно уважения, одобрения, прославления и похвалы.

Вот чему учит нас жизнь святого праведного Симеона Верхотурского: совершать свой подвиг в безвестности, втайне, ища славы лишь от Единого Бога, и совершать этот подвиг искренно – не перед людьми только, но прежде всего перед самим собой, перед своей собственной совестью, перед Богом. И Господь прославит нас присутствием Своей Божественной благодати, дарованием возможности и способности вести добродетельную жизнь, миром и благодатным утешением в нашей душе. Он прославит нас таким блаженством, о котором сказано в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие».

31 декабря 2001 года

.



Calendar
  Октябрь 2019   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31  

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

25.10.2019
Преставление схмон. Евфросинии (Мезеновой) (1917 г.)

06.11.2019
Празднование иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»

18.11.2019
Преставление игумении Таисии, основательницы монастыря

21.11.2019
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных


перейти к разделу
Праздник праздников


Конечная цель монашества - уподобление, возможно полное, Христу.
Архим.Софроний (Сахаров)







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
4276 1603 8791 9823
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.


410011501639038
Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb